Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок».
статья по орксэ на тему

скулкина ирина владимировна

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

                                                                                                 /В.А.Сухомлинский./

Название доклада: Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок».

           Ребенка нужно воспитывать еще с пеленок, как ни странно бы это звучало. Главные основы и начала хорошего поведения закладываются у него на первом году жизни. За первый год, у малыша развиваются навыки аккуратности и точности, важные формы морального и эстетического воспитания. Закладываются и формируются как хорошие, так и плохие привычки. Начинает свое развитие эмоциональная, экспансивная среда. Ребенок учится гигиеническим азам. Также малыш учится культуре общения и деятельности.

 Проблема заключается в том, что в наше время, в век всеобщего духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает и теряет свое благородное предназначение.

Актуальность проблемы содержится в том, что с помощью сказок ребенку проще приобрести экспансивно- нравственный опыт и в будущем уже сформироваться как личность. От общей работы с родителями и будет зависеть дальнейшее развитие и созревание личности ребенка.

Целью работы является изучение сказки, как средство духовного и нравственного воспитания детей разного возраста. Сделать жизнь наших детей увлекательной и насыщенной, содержательной и наполненной сильными яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, чтобы он не вырос бездушным, безразличным человеком.

Задачи: 1. Рассмотреть духовно-нравственные достоинства сказки в воспитание дошкольников и младших школьников;

2. Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_skazka_v_seme-_nravstvennoe_vospitanie_s_pelenok.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1.  Введение

2. Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.1. Духовно – нравственное воспитание при помощи сказки.

2.2. Воспитательная ценность русских народных сказок

3. Заключение

4. Список литературы

  1. Введение.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

                                                                                                 /В.А.Сухомлинский./

          Ребенка нужно воспитывать еще с пеленок, как ни странно бы это звучало. Главные основы и начала хорошего поведения закладываются у него на первом году жизни. За первый год, у малыша развиваются навыки аккуратности и точности, важные формы морального и эстетического воспитания. Закладываются и формируются как хорошие, так и плохие привычки. Начинает свое развитие эмоциональная, экспансивная среда. Ребенок учится гигиеническим азам. Также малыш учится культуре общения и деятельности.

           В свой первый год жизни младенец развивается особенно стремительно, практический во всех отношениях, поэтому столько полезных умений и навыков, формирует малыш за первый год своей жизни!!! И перед родителями стоит основная Главная задача, развить у ребенка, прежде всего, как можно больше положительных качеств и по возможности, случайно, не активировать, в некоторых случаях и подавлять, развитие вредных привычек.

          На сегодняшний день, мы все чаще можем наблюдать и отмечать примеры детской бессердечности, враждебности и недружелюбия по отношению друг другу, в том числе, по отношению к близким и родным людям. Под воздействием, далеких от высокой морали и нравственности, мультфильмов у детей не верны представления о духовных и морально-нравственных качествах: о доброте, душевности, милосердии, справедливости. С самого появления на свет, ребенок стремится только к идеалу, и идеалу хорошему, поэтому считаю, что уже с самого младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть всякого поступка и действия.

        Наверное все, кто связан с воспитанием детей любого младшего дошкольного и школьного возраста, часто замечают, что не все малыши и подростки умеют правильно контактировать и наладить общение друг с другом, отдельные обнаруживают в себе склонность к агрессивности, проявляется нежелание поделиться игрушками или помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сострадания, отзывчивости. А именно с самого раннего возраста наступает формирование и развитие духовных и морально-нравственных качеств человека.

        Проблема заключается в том, что в наше время, в век всеобщего духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает и теряет свое благородное предназначение.

        Актуальность проблемы содержится в том, что с помощью сказок ребенку проще приобрести экспансивно- нравственный опыт и в будущем уже сформироваться как личность. От общей работы с родителями и будет зависеть дальнейшее развитие и созревание личности ребенка.

Объектом моей работы будет – духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предметом, соответственно – положительное воздействие и влияние сказки на духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников.

Целью работы является изучение сказки, как средство духовного и нравственного воспитания детей разного возраста. Сделать жизнь наших детей увлекательной и насыщенной, содержательной и наполненной сильными яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, чтобы он не вырос бездушным, безразличным человеком.

Чтобы достичь поставленной цели мной были определены некоторые задачи:

1. Рассмотреть духовно-нравственные достоинства сказки в воспитание дошкольников и младших школьников;

2. Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок;

 2. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.1.  Духовно – нравственное воспитание при помощи сказки.

            Одним из путей достижения духовно-нравственного воспитания и развития детей, является, простое на взгляд, прочтение художественной литературы, в особенности подходят для этих целей сказки и лучше народные. Ведь практически с младенчества сказка сопровождает малыша по жизни. Именно в сказке ребенок начинает свое первое знакомство с отношениями героев сказок, которые затем переносятся уже на взаимоотношения ребенка с родными и близкими. Сказки являются одним из средств формирования и развития личности, с такими индивидуальными понятиями, как добро и зло, плохое и хорошее. Дети учатся правильно строить речь, с пониманием осмысливают переживания героев, учатся снимать тревожность. И сказки- не просто развлечение-это развитие для ребенка. Еще больше ста лет назад, русская педагогика отдавала предпочтение именно сказкам, говоря о них, как не только о воспитательном и образовательном материале, но и подразумевая, что сказка является отличным и первостепенным педагогическим методом и средством. Так, безымянный автор статьи "Воспитательное значение сказки" (1894) признает, что "если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою, но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею" [6, с.47]. Богатый и разнообразный по своей сути материал предоставлен для нравственного воспитания детей именно в сказках. Не случайно же они составляют часть текстов, на которых дети изучают и познают многообразие мира. Уже многие сотни и тысячи лет сказки передаются из поколения в поколение и известны нам с детства, на них воспитывались наши мамы и папы, дедушки и бабушки, в них сокрыт огромный клад народной мудрости. Волшебный, чарующий мир сказок, их причудливые сюжеты и сказочные герои, которых так любят дети от мала до велика, могут найти свое применение для решения целого комплекса задач:

  1.  Воспитание и развитие в ребенке только всего самого доброго и положительного;
  2.  Стремления и тяготения к образованию;
  3.  Развитие независимой и самостоятельной личности;
  4.  Общей коррекции поведения ребенка и др.

          Вдумайтесь, можете ли Вы представить и осознать детство Вашего ребенка или даже чужого, без этих волшебных сказок и без таких любимых книг. Как я и говорила, сказки входят в жизнь ребенка с детства, с молоком матери, и остаются с ним на всю жизнь-навсегда. Ведь при рождении у нашего ребенка уже заложены некоторые ожидания и он расположен развиваться в предопределенных направлениях, которые будут соответствовать именно этим ожиданиям. Мамин голос, именно через него ребенок начинает знакомиться с миром отношении между людьми, с миром, окружающим его. И это необходимо так же как, что легкие малыша ожидают кислорода, глаза ожидают солнечного света, уши ожидают новых чарующих звуков, в том числе и голос матери. Слушая сказку, впитывая услышанное, ребенок познает свое место в этом большом мире, получает свои первые знания и представления о добре и зле, о друзьях и недругах, дружбе и предательстве, о правде и лжи. Именно через сказку, когда ребенок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, закладываются моральные и духовные-нравственные ценности. И как бы это пафосно не прозвучало, можно смело сказать, что чтение сказок малышу – это прежде всего, воспитание души.

          А духовное богатство личности, как полагает В.А. Сухомлинский – это прежде всего часть духовного богатства нации. [3, с.21].  

1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок

        В народных сказках заключены самые наилучшие черты русского народа, его характера: любовь к свободе, настойчивость во всех делах, природный ум, Воспитательная ценность народных сказок природный ум, напористость и упорство в достижении своей цели.

     Любовь к Отечеству, своей родине, гордость за свой народ, воспитывают у детей народные сказки. Такие сказки, по обыкновенью, вызывают богатые эмоции у детской аудитории, что преумножает их воспитательное влияние. В тесной зависимости от содержания и сюжета сказки, разнообразия приключений, которые испытывают герои сказки, находится интенсивность переживания ребенка.

          Пережитые эмоции дают возможность детям понять смысл основной идеи произведения, правильно оценить существующие или возможные, уже не сказочные, ситуации. Все качества народной сказки, которые мы перечислили выше, дают характеристику ей, как высокохудожественному произведению для детей, и которое соответствует психологическим особенностям возраста детей. Сказка ведет диалог, разговаривает с детьми своим языком - языком искусства - ясного, жизнерадостного, понятного и очень убедительного. Сказка для любого ребенка это не просто выдумка или фантазия - это особенная реальность, действительность мира чувств и ощущений. Для ребенка сказка раздвигает рамки обычной жизни, обогащает его кругозор, и только в сказочной форме дети встречаются с такими сложнейшими, порой противоположными явлениями и чувствами, как смерть и жизнь, жалость и предательство, свобода и независимость, гнев и сострадание, любовь и коварство и тому подобное.

     Форма описания этих явлений в произведениях- необычная, сказочная, легко доступная разумению и пониманию детей любого возраста, хотя высота проявлений и духовно-нравственный смысл остаются истинно «взрослыми». Те уроки и поучения, которые преподает нам сказка, - это уроки и поучения на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки духовной нравственности, для взрослых - это уроки в которых сказка показывает своё, временами абсолютно неожиданное для взрослых воздействие и влияние на ребенка.

            Слушая народные сказки, ребенок глубоко сочувствует персонажам, у него зарождается внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите себя и всех обиженных, но эти эмоции также быстро гаснут, как и появляются, так как отсутствуют условия в нашем мире, для их реализации. Но в чем правда, так только в том, что они как аккумулятор, заряжают душу ребенка нравственной энергией. Если ты читаешь своему малышу сказки, вместе с ним с искренним интересом разглядываешь картинки, при этом комментируя их, ты должен понимать, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя, кропотливая работа с подросшими детьми. Именно тогда и создается это богатство - естественный и крепкий интерес к книге, понятие о правильной, красивой, высокохудожественной и литературной речи, влечение к родному языку, которое позже назовут врожденной грамотностью. И если мы упустим этот момент, то потом понадобятся годы, особые методики и прочие педагогические премудрости и замысловатости, чтобы было достигнуто то, что сейчас создается так просто и доступно для любого родителя- нужно просто читать ребёнку сказки и этого будет достаточно.

    Чудный сказочный мир, наполненный фантастическими чудесами и магией, всегда привлекает детей. Ребенок с удивительной радость окунается в не реальный мир, энергично действует в нем, творчески старается преобразовать его под свое видение. Но только нам, взрослым, этот детский сказочный мир кажется нереальным, ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как настоящую реальность. Этого требует его внутренний душевный мир.

         Я хотела бы снова остановиться на детских эмоциях, так как в детском возрасте ребенок так сильно эмоционален, как не будет никогда в последующей взрослой жизни. Любая, даже, на первый взгляд мелочная проблема, является для него серьезным, порою тяжким испытанием. Он старается найти помощь у родителей, однако порою мы просто ограничиваемся мудрыми фразами, сказанными вскользь, которые такому ребенку просто непонятны. И тогда малыш уходит в себя, отстраняется от всего мира, оставаясь наедине со своей большой проблемой, которая для него по его мнению-не решаема. Так у любого ребенка начинает формироваться чувство неполноценности, появляются проблемы общения, как с родными ему людьми, так и со своими сверстниками, появляются новые страхи. Мы родители зачастую не можем найти подход к своему ребенку, не можем самостоятельно достучаться до недр его сознания, а кто как не мы несем огромную ответственность за психическое состояние своего дитяти. И тогда перед нами встает глобальный вопрос: Как донести до ребенка выход из сложившейся ситуации, как найти этот выход и предотвратить излишние переживания? В этом поможет связь чудесного мира сказок с реальным миром ребенка, которая связывает его события, мысли, поведение со сказочными героями, о чем мы и рассуждали чуть ранее.

        Кроме врожденных ожиданий и приобретенных: чудесного и волшебного, у детей еще есть одна потребность –это подражать. Не один ребенок не откажется от того, чтобы быть сильным, ловким, добрым, умным. А где это все возможно, конечно в сказке, и поэтому дети любят сказки, мечтают и представляют себя на месте добрых волшебников и славных героев.

          Перевоплотившись в волшебных сказочных героев, в рыцарей и принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и наслаждением выполняют задания, чем будучи просто Катей, Дашей, Дамилем или Мишей.

          Почему дети очень любят сказки? Потому, что в них - естественное, непринужденное пространство их безмерного потенциала и безграничных возможностей, потому что в них компенсируются действия, которых не хватает в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь. Через сказки дети получают знания об удивительном мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, встающих у человека на жизненном пути. Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из тяжелых ситуаций, верить в силу добра, любви и верности. В волшебных сюжетах сказок зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек, в том числе и ребенок. Например, частенько в сказках главный положительный герой оказывается на перекрестке дорог, на распутье, где ему, как правило, предлагается три варианта для дальнейших действий. В повседневной, реальной жизни и ребенок и взрослый неизменно сталкивается с вопросом выбора: от элементарного - что утром позавтракать перед работой, школой или же, что выбрать из одежды, и до жизненно важного – что делать и как жить дальше. Поэтому, читая или слушая сказки, на примере судеб героев дети могут проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.

         Чтобы правильно использовать сказку, а точнее сказать, максимально эффективно, с целью воспитания духовно-нравственных качеств ребенка, необходимо знать отличительные черты и особенности сказки, в первую очередь, как жанра- это во-первых. Вторая, из основных задач, которые стоят перед родителями в процессе духовно-нравственного воспитания ребенка, нужно правильно осуществить подбор сказок, чтобы выбранные произведения оказывали лишь положительное влияние на эмоции малыша. И соответственно подбирать сказки нужно исходя из возраста ребенка, таким образом, чтобы они развивали его чувства, а не рассудок, для этого, как нельзя лучше, подойдут чудесные волшебные сказки, которые имеют незатейливый и простой сюжет. Кроме того, сказка должна воспитывать и развивать в ребенке уверенность в своих силах. Возьмем для примера такие сказки для младшего возраста как:

1.        Заюшкина избушка;

2.        Волк и семеро козлят;

3.        Лисичка со скалочкой;

4.        Кот, петух и лиса;

5.        Заяц-хваста.

          Эти сказки формируют у детей чувства справедливости и взаимовыручки.  

              Сказки не дают четких, конкретных наставлений и инструкции, типа: «слушайся родителей», в их сюжете содержится поучительный урок, который во время прочтения или после, родители обязательно должны обсудить вместе с своими детьми и сделать простые, доступные выводы, опять же вместе с ребенком.

К примеру слушаться родителей учат такие сказки, как:

1.        Снегурочка.

2.        Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

3.        Гуси-лебеди.

Или например сказки, которые говорят о трудолюбии:

1.        Крошечка-хаврошечка.

2.        Царевна лягушка.

3.        Мороз Иванович.

4.        Морозко.

           Если мы уж заговорили о жанре сказок, то нельзя не заметить, что очень привлекают детей любого возраста сказки о животных, в которых главными героями показаны животные, птицы, рыбы, но самое примечательное, то что ведут они себя как люди: они разговаривают, поют, строят дома и живут в них, также как люди носят одежду, создают семьи - так в иносказательной форме наши дети получают знания, формируются их моральные и нравственные ценности, ведь любой ребенок всегда примет сторону обиженного зайчика, а не злой лисы или волка.

           Есть и бытовые сказки, те, которые рассказывают о каких-то ситуациях из бытовой жизни людей, их ежедневных занятиях, труде, о горе и о радости, хотя впрочем и в этих сказках, героями опять-таки могут выступать не только люди, но и животные; описание элементарных бытовых сюжетов будет доступно и младшим дошкольникам, но только при одном условии, что эти сюжеты им знакомы, ну а более развернутые бытовые сказки (это как правило сказки других народов) привлекают уже детей более старшего возраста.

           Ну и наверное самые любимые сказки - волшебные сказки, в которых в изобилии чудеса, волшебные превращения, и в которых возможно все, иногда абсолютно даже не возможное. Такие сказки притягивают не только детей, но и взрослых.

     Многие сказки вселяют уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм и жизнерадостность сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

      В сказке всенепременно должны торжествовать истина и добро. Сказка во все времена была на стороне обиженных и притесняемых, угнетенных и оскорбленных о чем бы она нам не рассказывала. Сказка наглядно изображает, где проходят верные жизненные пути человека, в чем заключается его счастье и несчастье, какова его плата за совершенные ошибки и чем человек все-таки отличается от зверя или птицы. Каждый шаг в сказке, сделанный героем, бес сомнения ведет его к цели и финальному успеху. Именно в таком движении сказочного вымысла, волшебной фантазии, выражена основная черта миропонимания народа - стойкая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее зло.

        Сказка считается детским произведением, так как она очень близка для детского восприятия. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: - так писал о сказке великий русский поэт и сказочник А.С. Пушкин.                Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не по-иному.

      Поэтому сказка, как художественное произведение, как литературный текст имеет очень много свойств и отличий, но главное — это ее огромное значение и тот результат, который она оказывает на ребенка. Любая сказка, как предмет детского восприятия, создает богатые возможности для развития творческого воображения, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану.

Что мы воспитываем в ребенке с помощью сказок?

  1. Это во-первых волю- сложное и многогранное качество личности, дающее способность выбирать и совершать действия;
  2. Веру в себя — убежденность человека в том, что у него все получится, умение противостоять неудачам;
  3. Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях, способность ребенка преодолевать чувство страха и растерянности;
  4. Трудолюбие — стремление к полезному труду, нежелание сидеть без дела;
  5. Настойчивость — терпение и самообладание при достижении поставленной цели;
  6. Оптимизм — веру в успех, увлеченность, духовный внутренний подъем;
  7. Доброту и честность …

          И многие другие положительные человеческие качества, которые именно сказками закладываются детям в самом ранее возрасте, но без скучных наставлений, и сопровождают их на протяжении всей жизни, о чем мы и рассуждали ранее. Сказка показывает, что может произойти с человеком, если он поступает плохо, не по совести.

         И так, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

          Подводя небольшой итог этого пункта своей работы, хотелось бы поставить вопрос. Так все же чем - сказки так интересны ребенку? И может я повторюсь, но скажу, все гораздо проще, чем вы думаете. В них простой и всегда понятный и ясный ему сюжет - это не заставляет ребенка напряженно размышлять над событиями; сказка всегда подсказывает верные пути решения проблемных задач и вопросов, олицетворяя в себе добро и зло и, как правило, ребенок всегда представляет себя в роли положительного героя, различая при этом, что такое хорошо, а что плохое. А чтобы все перечисленные духовно-нравственные положительные качества надолго и прочно вошли в жизнь вашего ребенка, вы можете рассказать и обсудить с ребенком уже существующую сказку, нарисовать с ним наиболее понравившийся и полюбившийся момент или наконец- вместе самостоятельно сочинить сказку, в которой все события и персонажи будут похожи на реальный мир ребенка и где, в конце концов, сказочный герой побеждает и находит решение всех проблем, инсценировать сказку как самим, так и с помощью кукольных игрушек и предметов. Увлекаясь рассказом, ребенок будет благодарен вам за поддержку, а счастливый конец сказки придаст ему уверенности в собственных силах, вселит надежду на скорейшее разрешение его проблем. Ведь в сказках всегда есть выход из трудной ситуации, всегда есть право выбора и всегда есть возможность своего неповторимого творчества. Чем дольше ваш ребенок будет верить в чудеса, тем оптимистичнее и радостней будет его реальность.

3. Заключение

          Так в чем же мы определили ценность сказок? Да без сомнения в том, что сказки влияют на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на духовно- нравственное воспитание.

        Они внушают уверенность и твердость в торжестве и триумфе правды, победе добра над злом. В большинстве случаев, страдания и терзания положительного героя или его друзей являются преходящими, временными, вслед за которыми как правило приходит радость, причем эта радость – итог борьбы, итог совместных, общих усилий.

          Мы определились в том, чтобы ваш ребенок вырос и стал хорошим человеком, с ним нужно начинать работать с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность, и поэтому возрождение начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их захватывает в свои сети, практически тоже с пеленок.

          Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

           Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

         Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо духовность и нравственность изначально заложена в их сюжетах.

          Формируя духовно- нравственные представления у ребёнка в раннем возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные духовно-нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

        По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» [4- 137 с.].

Список литературы и источников.

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие В.А. Аверин. - 2-е издание, перераб. - СПб., 2010 г.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М., 2012 г.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999 г.-21 с.
  4. Ильин И.А «Путь духовного обновления» - М. 2012 г. -137с.
  5. Короткова Л.Д. «Сказка –для светлого ума закваска»: метод. реком. для педагогической и психокорр-ой работы- М. : Пед. о-во России, 2001 г.
  6. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001г. – 47с.
  7. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» -Киев,1972 г.
  8. Тихомирова И.И. Растить сердечного читателя//М.:Начальная школа– 1997 г.- №11

     9. Чуковский К.И. «От двух до пяти» Минск. Народная асвета- 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном  потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жи...

Нравственное воспитание в семье

Нравственное воспитание в семье...

Духовно-нравственное воспитание в семье

Доклад к родительскому собранию на тему: "Духовно-нравственное воспитание в семье"....

Роль семьи в нравственном воспитании младшего школьника

В статье раскрывается понятие нравственности человека, даются практические советы родителям в вопросах воспитания нравственной позиции младшего школьника.Такая позиция способствует развитию чувства от...

Беседа с родителями " Духовно-нравственное воспитание в семье"

  о рли родителей в формировании нравственного облика ребенка...

Родительский лекторий " Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего возраста"

Задачи данного материала воспитывать и формировать нравственные качества личности ребенка такие как: доброту, честность, уважение к старшим, справедливость посредством семейного чтения....