Презентация к уроку ОРКСЭ "Чистый ручеёк нашей речи"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) по теме

Черенкова Валентина Анатольевна

Речь-образ души человека, главное его достоинство.

Цели:

•раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми;
•дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя;
•упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
•сформировать представление у учащихся, что такое речевом этикете .

Задачи:

•познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
•продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;
•сформировать понятие о правилах эффективного общения;
•познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения
•учить анализировать собственную речь и речь собеседника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistyy_rucheyok1.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧИСТЫЙ НАШЕЙ РЕЧИ Презентация к уроку «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс МБОУ Ново-Павловская СОШ Учитель начальных классов В.А. Черенкова

Слайд 2

Речь-образ души человека, главное его достоинство. Цели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. сформировать представление у учащихся, что такое речевом этикете . Задачи: познакомить обучающихся с правилами речевого этикета; продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков; сформировать понятие о правилах эффективного общения; познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения учить анализировать собственную речь и речь собеседника

Слайд 3

Повторим пройденное: Что общего между речкой и речью? Почему одни и те же слова по-разному воспринимаются? Что должно выражать слово? Что необходимо для того, чтобы твоя речь воспринималась как чистый ручеёк?

Слайд 4

Тема: «Чистый ручеёк нашей речи» « Приятная речь для слуха – своего рода музыка» (Аристотель)

Слайд 5

Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи. Чтение стихотворения С.Есенина “С добрым утром” Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете? Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”. Какие выразительные средства помогли автору? Эпитет (золотые, речные , сонные , шелковые,..) Сравнение (обрядилась ярким перламутром, сонные березки) олицетворение(шепчет шаловливо)

Слайд 6

Перечитайте строки . Какую картину вы представляете себе? …. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» ( Словесное рисование. ) Как удаётся автору изобразить крапиву, берёзки?

Слайд 7

Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово” (с.43-44) Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?

Слайд 8

Работа в парах: Небо грустное – курлыканье было жалобным. Птицы прощались с родными краями. Небо тревожное – перелёт птиц очень трудный и опасный, много птиц погибает, не все возвращаются на родину, тревожно за птиц . Небо печальное – именно таким оно кажется, когда видишь в нём улетающих птиц и слышишь их грустную прощальную песню Небо студёное – «холодное», неприветливое. Именно таким оно может быть для перелётных птиц: со стужей, холодом, переменчивой осенней погодой

Слайд 9

Чтение учащимися стихотворения С.Михалкова . Живёт на свете Саша. Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, не овсянка На сладком молоке. Когда он вслух читает, Поймёшь едва-едва, И звуки он глотает, И целые слова. - О какой каше идёт речь ? (Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше .) Какой вывод сделаем для себя? Вывод : Мы очищаем нашу речь от всего ненужного. говорить надо чётко, выговаривая слова.

Слайд 10

Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок.

Слайд 11

Поразмышляем… Используешь ли ты в своей речи различные определения? 2. Какое слово можно назвать точным и выразительным в определении какого – либо явления, предмета, природы? 3. Какую характеристику ты бы дал(а) своей речи? 4. Как бы охарактеризовал(а) речь В.А. Сухомлинского, судя по его рассказу?

Слайд 12

Давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека? Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? Что для себя ты узнал на уроке? Что расскажите о сегодняшнем уроке своим близким?

Слайд 14

Чтобы нашей речи Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила Быть хорошим рассказчиком – большое искусство . Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли !

Слайд 15

Творческое задание Как вы понимаете фразу « Как важно знать, когда какое слово молвить?»

Слайд 16

Источники: https://yandex.ru/images/search - картинки Шемшурина А.И.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс:учебник.-М.:Просвещение,2016. https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-po-orkse-chistiy-rucheyok-nashey-rechi-570761.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому этикету "Чистый ручеёк нашей речи"

Материал содержит презентацию и конспект занятия. Может быть использовано как в рамках внеурочной деятельности (риторика), а также для проведения Недели русского языка....

Презентация "Чистый ручеёк нашей речи"

Презентация "Чистый ручеёк нашей речи"...

Внеклассное занятие по литературному чтению "Чистый ручеёк нашей речи" 1-4 классы

Цели занятия:- повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;- дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки; - совершенствовать навыки вежливого пове...

Урок ОРКСЭ "Чистый ручеёк нашей речи"

Тема: « Чистый ручеёк нашей речи»Класс  4Учитель: В.А. ЧеренковаЦели:·        Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важне...

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс)

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс, УМК "Школа России")...

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык"

Работа подготовлена для детей 3-го класса,для того,чтобы дети разобрались , что включает в себя понятие хорошая речь....

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чистый ручеёк нашей речи» (4 класс)

Цель урока:  формирование у школьников речевой этики и любви к родному языку.Задачи урокаДидактические:•        знать основы культуры речи;&bull...