"Опыт духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Изучая историю родного края, они глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.

В программе развития нашего класса ведущим направлением является патриотическое воспитание: уроки мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями  русского народа, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, Музей воинской славы, проведение родительских собраний.

    Все это направлено на решение следующей проблемы: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по ДНРВ на тему: «С чего начинается Родина?»

Е. Ю. Голикова, учитель начальных классов

ГБОУ лицей №410

Санкт-Петербург,

2017

    Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Изучая историю родного края, они глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.

В программе развития нашего класса ведущим направлением является патриотическое воспитание: уроки мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями  русского народа, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, Музей воинской славы, проведение родительских собраний.

    Все это направлено на решение следующей проблемы: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Цель: формирование у младшего школьника патриотизма и гражданственности через изучение истории родного края и России в целом.

 Задачи: 

  • формировать чувство патриотизма и любви к своей Родине;
  • развивать устную речь, умение слушать друг друга;
  •  создавать и активизировать познавательную деятельность;
  • воспитывать уважительное отношение к государственным символам.

Методы обучения: проблемно-словесный, поисковый, исследовательский, творческий, эвристический, наглядный, практический.

Виды деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ.

Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях Санкт-Петербурга, презентация, музыкальная запись гимна, презентация учащихся «Моя семья», рисунки на тему «Семья», фотографии города Санкт-Петербурга, символы Российской Федерации и города Санкт-Петербурга.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.

Планируемые результаты:

  • Формируют ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, старшему поколению, к природе.
  •  Учащиеся  получают знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях.
  • Учащиеся приобретают опыт ролевого взаимодействия  с людьми разного возраста.

Ход занятия

1.Организационный момент (Психолого-педагогический прием «Встанем в круг»)

 Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

  Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

                                                 Знаем мы - и ты, и я:

Вместе – дружная семья!

Учитель: Ребята, мы - единое целое: от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

2. Фронтальная беседа (решение ребуса, прослушивание муз.фрагмента, формулирование темы)

                         

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

 Ученик: Родина.

Прослушивание песни на слова  В.Баснера, муз.М.Матусовского. Учащиеся формулируют тему занятия.

 Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, почему надо любить и беречь ее. Пожалуйста, ответьте на вопрос: «С чего начинается Родина?» Ответы детей.

  3.Беседа о происхождении слова «Родина» (методика работы со словом)

Учитель: Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которым обозначают группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас -  потомок какого-либо старинного древнего рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня).

Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?  Ответы детей.

4.Работа по теме урока.

Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.

Учитель: Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Общаетесь ли вы с соседями? Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

Презентации подготовленных ученикам рисунков на тему «Моя семья».

 Учитель: Итак, с чего начинается Родина?

Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя! Почему же мы так говорим? Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Родина начинается с того, что однажды ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут.
   5.Конкурс на знание однокоренных слов  с корнем «род»(методика работы со словом) 

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

Словарная работа:

Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Народ – нация, жители страны.

Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой родиной?

 Ученик: Наш родной город -  Санкт-Петербург.

  6. Творческие выступления групп (рассказы о знаменитых людях города, символика города)

Рассказы об известных людях города.

 Прослушивание Государственного гимна города.

Учитель: Вы любите свою малую родину? Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

7. Релаксация. (упражнение «Моя Родина», составление ментальной карты)

Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама - вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё… Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина?»

                                  Составление Ментальной карты

Учитель: Напишите на белом чистом листе в середине слово Родина. Под ним нарисуйте, то что сейчас вы увидели. Сделайте 4 ветви, что такое Родина?

Беседа по вопросам:

- Что ты видел?

-  Какие ощущения испытал?

- Что такое Родина в твоём понимании?

- Почему вы любите свою малую родину, за что вы ей можете быть благодарны?

8. Игра «Мои ассоциации».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Учитель: А теперь давайте немного поиграем. Назовите слова - ассоциации к словам: Родина, Отечество, Россия.

Родина-род, родитель

Отечество-отец, отче

Россия- Родина, Отечество

Учитель: Кроме малой родины, у каждого человека есть и большая Родина. Как называется наша большая Родина?

Ученик: Россия

Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название? Об этом нам поведают рассказ ребята.

 Ученик: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

 Ученица: Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских когда-то называли россами, а страну, где они живут - Россией.

 Ученик:  За ясные зори, умытые росами,                      

                   За русое поле с колосьями рослыми,              

                   За реки разливные в пламени синем                

                  Тебя по-славянски назвали Россия.   

Учитель: Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех, живущих людей в нашей стране?

Дети: Все мы – россияне!  

   9. Работа на карточках

Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову «Родина». Какая она для Вас? Какой вы её видите? (Далее учитель рассказывает о России) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм. У каждого народа есть свои культурные и национальные обычаи и традиции.

                                          Составление кластера «Родина»

Учитель: На основе составленного кластера заполните карточки в группах. Обратите внимание какие еще новые слова вы добавите.Почему?

Работа на карточках.

 Учитель: У каждой группы есть карточка, в которой текст с пропусками. Дополните предложения, вставляя пропущенные слова.  Группа которая справится первая, поднимает руки. Затем зачитывает восстановленный  текст. Остальные проверяют.

Текст на карточке: Наша великая Родина- многонациональная страна. В течение столетий наши предки не раз доказывали что никакие языковые и религиозные различия не могут служить препятствием для мирной жизни.

У каждого народа есть свои история и культура, свои обычаи и традиции. Каждый народ является хранителем духовных ценностей и нравственных идеалов  своих предков. Каждый народ имеет свои неповторимые духовные и культурные традиции.

Учитель: Начинается Родина с памяти,

                С почитанья истоков своих,
               С герба, гимна, российского знамени,
               С уваженья заветов святых.

 (В. Орлов)

 10. Работа с символикой страны.

 Учитель: Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Что к ним относится?

Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Работа в парах.

 Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации. (Работы ребят крепятся на доске). Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?

Ученик: Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300 лет.

Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России оборонять свои земли от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.Герб появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, позже Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

Учитель: Что такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну России А. Александров, слова написал С. Михалков.

 Звучит фрагмент гимна Российской Федерации. Дети слушают стоя.

Учитель: Как вы думаете, какое растение можно считать неофициальным символом нашей Родины?  

Ученик: Берёза – неофициальный символ нашей Родины. Она воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

 11. Закрепление материала.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Мы должны уважительно и бережно относиться к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Учитель: О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Прочитайте одну из них: «Родина краше солнца, дороже золота». Как вы понимаете её? С чем ещё можно сравнить Родину? Вспомним и другие пословицы: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”, “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”. Как понимаете смысл данных пословиц?

  А теперь проведём игру «Составь пословицу».
Родной край – …                                                           (сердцу рай)
Нет в мире краше …                                                    (Родины нашей)
Родина – мать, …                                                            (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, …                                               (одна у него и родина)
Родная земля …                                                       (и в горсти мила)
Народы нашей страны …                                       (дружбой сильны)
Если дружба велика, …                                          (будет Родина крепка)
Всякому мила …                                                      (своя сторона)

 Учитель: Составьте синквейн по теме нашего занятия (выслушиваются ответы учащихся ,выполняется подведение итогов).

Учитель: С чего же начинается Родина?

12. Подведение итогов урока.

SWOT -анализ

Учитель: Ребята, давайте подведем итог. Каковы наши сильные стороны, выразите свое мнение пословицей. Возможности - , Угрозы-.

А слабые ? Все ли мы узнали о нашей Родине сегодня? О чем бы вы хотели поговорить? Что еще узнать? Наша Родина велика и могуча. И одного занятия недостаточно чтобы узнать и познать ее особенности, историю и традиции.

 И мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и им следовать в своей жизни всегда:

  1. Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

2.        Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

3.        Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

                         Список использованных источников

1.  А. А.Мороз, Т. А. Береснева.  Добрые уроки-наставления :учеб.пособие к курсу

«Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. – СПб.:Сатисъ, 2013

2. Т. А. Береснева  Основы религиозных культур и светской этики. Модуль

« Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие . – 2-е изд.,

испр.и доп. – М.: ООО ИД «Покров ПРО»,2014 . – 224 с.

3. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов

РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

 России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, Рос.

 акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009

5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ /Воспитание школьников.

– 2005. - №1. – 147с.

6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

7. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г.Круглов.

М.: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Для учителя важно понимание того, что государству необходимо защищать традиционные устои общества. Человека следует изначально готовить к служению идеалам семьи, патриотизма, Родины. С этим связано и ...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности

АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...