ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов России», учащиеся узнают о культуре разных народов России из устройства их жилищ. Жилище может многое рассказать о том, в каких условиях живёт человек, каким трудом занимается. Учащиеся знакомятся с различными предметами национального искусства, национальной кухни.

На данном уроке учащиеся узнают о национальной одежде, которая отражает традиции народа, его отношение к природе, окружающему миру и семейному хозяйству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_urok.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Музалевская Е.В.

ГБОУ СОШ № 382, 4 «В» класс

Учебный предмет: ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

УМК «Начальная школа XXI века», автор  программы Н.Ф. Виногродова

Учебник: Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно – нравственной культуры народов России».

Пояснительная записка:

У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов России», учащиеся узнают о культуре разных народов России из устройства их жилищ. Жилище может многое рассказать о том, в каких условиях живёт человек, каким трудом занимается. Учащиеся знакомятся с различными предметами национального искусства, национальной кухни.

На данном уроке учащиеся узнают о национальной одежде, которая отражает традиции народа, его отношение к природе, окружающему миру и семейному хозяйству.

Технологическая карта урока

Тема: «Заглянем в бабушкин сундук».

Тип: Урок освоения новых знаний.

Цель урока: Знакомство с многообразием национальной одежды, отражающей традиции народа, его отношение к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и конкретизировать знания детей о костюмах народов России. Сравнить особенности костюмов разных народов.

Развивающие: Развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные: Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту,

к народным ценностям, к родной земле.

Планируемые результаты

Предметные: Знакомство с многообразием национальной одежды, отражающей традиции народа, его отношение к окружающему миру и семейному хозяйству.

Метапредметные:

Регулятивные:

-  определять цель урока;

-  работать по плану, сверяясь с целью;

-  оценивать правильность выполнения действия.

-  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Коммуникативные:

- учиться работать в группах, сотрудничать с учителем и сверстниками;

- умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Познавательные:

--  уметь выделять нужную информацию из текста учебника и др. источников, в том числе используя ИКТ;

-  уметь ориентироваться в системе своих  знаний;

– соотносить свои знания с заданием, которые нужно выполнить, опираясь на ранее полученные знания.

Личностные:

Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы урока: 1.Информационный материал: Учебное пособие

2.Информационный ресурс: Презентации «PowerPoint», наглядные пособия (рисунки национальных костюмов и орнаментов).

3.Раздаточный  материал: стихотворение «Бабушкин сундук».

4.Ресурс образовательных технологий: элементы технологии критического мышления, работа в малых группах, игровые технологии (в частности – выступления учащихся)

5. Ресурс образовательной среды: семья - часть образовательной среды, использование информации о семейных традициях учащихся.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель обращает внимание на оформление доски (старинные вещи, национальная одежда).

- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

- Почему в этом разделе мы говорим про одежду?

Учащиеся делают вывод, что одежда это часть культуры народа.

Учащиеся определяют тему и цель урока.

Познакомиться с многообразием национальной одежды, отражающей традиции народа, его отношение к окружающему миру.

Актуализация необходимых знаний

- Кто хочет заглянуть в бабушкин сундук?

Учитель выдает карточки со стихотворением Тишковой Н.П. «Бабушкин сундук».

Учитель читает стихотворение.

- Какие предметы вы можете назвать?

Сегодня ребята приготовили сообщения о некоторых предметах национальной одежды.

Сарафан, рубаха-косоворотка, лапти, кокошник, рушник.

- О чем рассказали нам эти вещи?

Учитель предлагает детям рассказать истории о старинных вещах, которые они принесли из дома.

Учащиеся записывают названия старинных вещей.

Учащиеся читают названия вещей и делают вывод о разнообразии старинной одежды.

Учащиеся рассказывают о предметах национальной одежды, знакомят с их изображением, используя презентацию.

Учащиеся, опираясь на тему и цель урока, делают вывод о том, что национальная одежда многообразна и отражает традиции народов России.

Организация познавательной деятельности

Учитель организует работу по учебнику.

- Прочитайте, какие вопросы нам предлагает обсудить автор?

Рассмотреть иллюстрации.

- С чем связаны особенности костюмов северных народов?

- Почему у многих национальных костюмов есть платки и фартуки?

        Самостоятельная работа.

Работа в малых группах по плану.

План:

1. Прочитать текст.

2. Ответить на вопросы.

3. Сделать вывод.

Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы.

Учащиеся сравнивают, сделанный ими вывод  с  данным  в учебнике, убеждаются в правильности своего ответа.

Учащиеся делятся на тройки.

  1. Как украшали одежду и обувь?

Зачем использовали украшения?

  1. Сравнить орнаменты национальных вышивок. Определить сходства и различия.

Учащиеся работают над заданием и представляют свои ответы.

Рефлексия деятельности

Учитель просит вспомнить тему и цель урока .

- Какие старинные слова узнали на уроке?

- О каких национальных традициях узнали?

Учитель может предложить посмотреть презентацию «Национальные костюмы народов России»

Учащиеся подводят итог урока.

Национальная одежда многообразна и отражает  традиции народа, его отношение к окружающему миру и семейному хозяйству.

Список литературы:

  1. Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно – нравственной культуры народов России».
  2. Стихотворение: Тишкова Н.П. «Бабушкин сундук».
  3. Презентации «PowerPoint», «Национальные костюмы народов России».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы светской этики" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "ДРУЖБА"

Урок для учащихся 4 класса на тему «Дружба» расширит знания детей о дружбе. У обучающихся появится возможность определить ценностные ориентиры «дружба»,...

Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.

Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...