Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

скулкина ирина владимировна

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_orkse.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по предмету ОРКСЭ

(модуль "Основы светской этики")

4 класс

ТЕМА: «СОВЕСТЬ»

                                  Подготовила:

                                                          Учитель начальных классов

                                                                 Скулкина Ирина Владимировна

с. Толька 2018 год

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка; формирования понятий «совесть», «стыд», «раскаяние».

Задачи урока:

Обучающая: узнать значения, понятия и связь слов «добро», «зло», «совесть», «раскаяние», уметь анализировать свои поступки и делать выводы;

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть, а также развитие навыков совместной учебной деятельности;

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы, понимать и уметь сопереживать чувствам других людей.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-        формирование осознанной необходимости нравственного поведения человека, обусловленного принятыми в обществе представлениями о совести;

-        развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

-        формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.

Предметные результаты:

-        усвоить понятия «совесть», «стыд», «раскаяние», «чувства», «воля»;

-        объективно оценивать свои и чужие поступки;

-        понимать значимость толерантного отношения к другим мнениям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-        совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;

-        выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД:

-        отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

-        добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текстах, таблицах, схемах и др.);

-        должным образом перерабатывать полученную информацию: делать соответствующие выводы, устанавливая аналогии и причинно-следственные связи и принципы.

Коммуникативные УУД:

-        доносить свою позицию до других учеников: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-        слушать других людей, рассматривать их точку зрения, относиться к ним уважительно, быть готовым изменить свою точку зрения;

-        сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре, группе.

Ключевые понятия урока: добро, совесть, быть в ладу со своей совестью.

Оборудование:

-        компьютеры с выходом в интернет, интерактивная доска, проектор, экран, цветные магниты, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы, игрушка для перехода «права слова», раздаточный материал для работы в группах (тексты, конверты с пословицами, справочный материал, цветные круги, таблички со словами, листы для групповой работы, ручки, фломастеры)

Дидактические материалы:

-    Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 класса. – М.: Русское слово, 2012.

-   А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Предложить детям разделиться на 4 группы по их желанию, рассадить группы на свои места, познакомить с так называемым «ведущим» урока – деревянная статуэтка китайского мудреца или любая другая статуэтка, например «Укол совести» (Статуэтка передается для предоставления слова от одной команды к другой по желанию).

Учитель: Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке «Основы светской этики». Хочется, чтобы знания, которые вы получаете на уроках, не оставались мертвым грузом только в классе, но и помогали нам с вами в нашей дальнейшей жизни.

Чем больше знаем, тем больше умеем,

Тем больше опыта мы наберём.

А опыт поможет добиться успеха,

К заветной мечте нас приведёт!

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями, которые составляют главные ценности нашей жизни. Давайте постараемся их вспомним, а для этого послушайте притчу или стихотворение:

Однажды предрассветною порой,

Три мудрых старика склонились надо мной,

И я спросила их, слегка поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке?

- Работаем в четверках. Напишите на листочках фломастерами. 1 минута на работу. Что вы считаете главное в человеке? Прочтите.

   (Учащиеся перечисляют главные ценности: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность.)

- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким все же должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что же самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

Учитель продолжает:

– Конечно, разум – первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

– Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: – Воля на пути,

Которой нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, – заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Высказывания детей.

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека – совесть!

- Какие чувства испытывает человек, если у него тяжелое, подавленное состояние от осуждения окружающих за неправильное поведение, за невыполненный долг перед самим собой. Это ... (СТЫД и ВИНА)

- Какие качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид и упреков, даже мести. Это ... (ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО)

(На доске записаны слова на цветных карточках, дети показывают кружок нужного цвета; объясняют свой выбор)

Обобщение учителя:

Стыд и вина формируют СОВЕСТЬ человека. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал, что "Честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О СОВЕСТИ)

2.Формулирование темы, цели урока. Начало мыследеятельности.  

Правильно, тема нашего урока СОВЕСТЬ.

- Ребята, а что вы хотели бы узнать на этом уроке? (Ответы детей)

(Что такое совесть? Как она формируется? Какая бывает совесть? И нужна ли совесть человеку? Что значат выражения "чистая совесть", "голос совести", "потерять совесть", "муки совести", «раскаяние» и др.)

Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.

III. Работа по теме урока.

  1. Углубление в тему урока.

Давайте узнаем, что такое совесть. Найдите определение совести в учебнике.

А как вы думаете, что такое совесть? Ученики дают свои варианты ответов.

Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»

(Учащиеся составляют из этих букв другие слова. Записывают на своих листочках).

СОВЕТ (совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;

ВЕСТЬ (совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;

СЕТЬ (то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;

ЕСТЬ (совесть - это то, что есть у всех;

СВЕТ (совесть -это свет внутри нас;

ВЕС (совесть - это то, что имеет вес (значимость);

ВЕТО (то, что накладывает запрет на плохие поступки;

Обобщение учителя: Совесть - это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.

 А как объясняют понятие СОВЕСТЬ известные нам люди. Прочитайте цитату и попробуйте объяснить данное высказывание.

 (Обсуждение в группах)

1 группа: Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце. (Пушкин А. С.)

2 группа: Совесть есть светило внутреннее, которое освещает человека, трогая нежно его душу, приводит ее в чувство.  (Суворов А. В.)

3 группа: Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. (Цицерон).

4 группа: Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшней, чем на избитых. (Ю.Фучик).

Работа над содержанием рассказа «Возмездие».

Учитель:

У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, что человек поступил не по совести». Я вам предлагаю прослушать рассказ Бориса Ганаго «Возмездие» и попытаться найти в нём подтверждение этим словам.

(Читает рассказ «Возмездие») Приложение №1

Понравился ли вам рассказ? А понравился ли вам главный герой? Почему?

 Что хотите сказать? Достойный ли это поступок?

Дать время подумать. Выслушивается мнение детей.

Обобщение учителя: Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

 Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

  1. Закрепление новых знаний.

- Ребята, а как вы думаете: Переживания совести это положительные или отрицательные эмоции. Чего они больше приносят человеку пользы или вреда?

- Давайте заполним таблицу. За каждый положительный момент ставим плюс, за отрицательный – минус. (Учащиеся высказывают собственное мнение, заполняют таблицу).

(Во время работы дети приходят к выводу, что плохие поступки вызывают угрызения совести, а это очень неприятные переживания, которые могут привести к тяжелым последствиям, даже к болезни.)

Обобщение учителя:

- Что нужно сделать, чтобы совесть тебя не мучила, не приносила тебе вреда?

Каждый из нас может по ошибке или другой причине совершить нехороший поступок и единственный способ избавиться от угрызений совести – это попросить прощения, попытаться исправить последствия своего проступка. У верующих людей есть очень хороший обычай – искреннее раскаяние в своих грехах. Соблюдение этого обычая позволяет человеку жить со спокойной душой, осознанно относиться к своим поступкам.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – так гласит русская пословица.

Физкультминутка: (на песню М.Минкова, Ю. Энтина "Дорогою Добра).

Ребята вы отлично потрудились, давайте немного отдохнём и развеемся, чтобы нам еще более плодотворно поработать в конце урока.

А сейчас встаньте, и сделаем под музыку несколько упражнении

 Самостоятельная творческая работа в группах с притчами.

А сейчас я предлагаю вам продолжить и для этого прочтите пожалуйста, предложенные каждой группе притчи. Может быть, они помогут нам разобраться в других вопросах урока.  

Притча- это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл.

Работа с притчами. (В группах)

-        Прочитайте притчу.

-        Что вы почувствовали, что подумали, когда читали притчу? Расскажите о своих чувствах и мыслях.

1 группа. Совесть без муки.

(Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))

Беседа по притче.

- Как поступит герой притчи?  Ваше мнение.

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла?

- Какая пословица подходит?

 2 группа. Хозяин или слуга.

(Автор притчи: Александра Лопатина)

Беседа по притче.

- В каких строках мудрость? (Чтобы преодолеть препятствия, человеку нужна воля, разум)

- Какая пословица подходит?

 3 группа. Совесть.

(Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))

Беседа по притче.

- Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

- Какая пословица подходит?

4 группа. Притча о покупки совести.

(Автор неизвестен).

Беседа по притче.

Можно ли купить совесть?

А где можно её взять?

Обобщение учителя: Голос совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом – болит душа. Чтобы у вас этого не было, давайте попробуем определить последовательность своих действий для решения вашей проблемы.

Проблемно-поисковая ситуация. Коллективная работа.

-        Наступает мир с самим собой. (5)

-        Ты размышляешь над тем, что совершил. (1)

-        Эта мысль тебя преследует. (2)

-        Ты исправляешь положение. (4)

-        Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок. (3)

Просмотр и анализ нового материала.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором тоже говорится о совести.  (Учащиеся смотрят мультфильм «Лунтик»)

Самостоятельная творческая работа в группах.

А теперь все представьте, что вы кинорежиссеры, режиссеры, сценаристы, писатели, театралы. Вам нужно создать свой мультфильм, рассказ, спектакль, о том, как совесть меняет человека. Попробуйте придумать свой сценарий событий и сюжета. Вы можете просто прочитать то, что у вас получится, а можно показать вашу историю в театрализованном виде.

(Работают в группах, сочиняют свои истории и форму их презентации.)

Презентация результатов творческой работы групп.

IV. Рефлексия. Оценка.

- Итак, вспомните цели урока. Выскажите свое мнение о том, насколько мы достигли поставленных целей. (Дети кратко анализируют достижение целей)

Обобщение учителя:

- Активно работали на уроке….

- Интересны были высказывания…

V. Итог. (Обобщение учителя):

Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.

Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

В мире столько всяческого зла.

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

Сколько бы ты бед ни натворил,

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьезно

В том, что ты когда - то совершил. (Э. Асадов)

Учитесь слушать и слышать голос своей совести, и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки, не совершая новых. Ведь как гласит пословица: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна!»

VI. Домашнее задание.

1. Нарисуйте, как по-вашему выглядит совесть.

2. Подберите пословицы о совести.

Спасибо всем за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Борис Ганаго – известный детский белорусский писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения литераторов – «Духовное слово». Борис Ганаго, уже более двадцати лет занимается воспитанием детей и юношей в традициях добра и нравственности. Его книги с удовольствием читают и взрослые и дети.

ВОЗМЕЗДИЕ

Данька считал, что ему всё можно. Запрещали ругаться – ругался, говорили кошек не мучить – камни в них кидал, малышей не обижать – замки их из песка растаптывал.

- Ох, и воздастся тебе, Данька! – предсказывали ему соседки-старушки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность.

Жил Данька рядом с кладбищем. Там многие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Скамейки кое-где. Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечности приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала – некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто…

Заметил Данька, что по вечерам к кладбищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разлетались.

Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа – потёмки. Только задумал он опять не доброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок подстреливать. Ему всегда всё сходило, а тут птицы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся.

Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему – прохожим жутковато становилось.

Пришло время уехать Даньке в другой город. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим.

Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Надеялся, что и это ему сойдёт.

Переехал. Годы миновали. Повзрослел. Сам своё гнездо свил – женился. Прошлое, казалось, ушло в небытие. Только ребёнок у него почему-то немым родился. Почему? Долго переживал молодой папаша, но смысла в происшедшем не увидел.

Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики совесть лечат?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек.

Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин)

         

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Хозяин или слуга.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — произнес  учитель.

Автор притчи: Александра Лопатина

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

Совесть.

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце: - Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Притча о покупки совести.

(Автор неизвестен).

В далёкие, далёкие времена жили два соседа, назовем их богач и бедняк. И если посмотреть на первый взгляд, то видно, что у богача было всё: красивый дом, ухоженный сад, работники, хорошая одежда и еда. Но у него не было самого главного - СОВЕСТИ. Ему так все вокруг и говорили: « Нет у тебя совести».

А что же с бедняком?? Не дом, а лачуга; не сад, а трущобы; голодные жена и дети. Но вот совесть у него была. Окружающие его люди не могли нахвалиться: «Вот человек, у которого есть совесть».

И вот однажды богачу захотелось купить совесть. Но как? Он решил, что вся проблема в его деньгах, поэтому он решил всё продать, походить по свету и купить совесть. Много ли мало времени ходил богач, но ничего у него так и не вышло. В одной местности люди не слышали о совести ничего, в другой на его вопрос можно ли купить совесть, отвечали, что самим надо. Третьи, молча, провожали удивлённым взглядом. Поняв, что ничего у него с покупкой совести не выйдет, решил вернуться к себе на родину и узнать у бедняка, раз никто ему больше не мог помочь.

Придя к бедняку, он предложил все свои деньги, взамен на совесть. Бедняк улыбнулся, не взяв денег, ответил: "Совесть купить нельзя, её нельзя обменять, украсть, взять в аренду. Совесть можно только воспитать в себе, причём долгим усердием. Богач так и не понял, почему Бедняк, не взяв денег, открыл ему такой дорогостоящий секрет, который не открыл ему никто во всём мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Честь и достоинство"

Урок "Честь и достоинство" разработан для учащихся 4 - 5 классов. Сопровождается презентацией. На усмотрение педагога могут быть исапользованы фрагменты из художественных фильмов....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом

Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....

Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"

Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...