Методическая разработка урока ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Кузьминская Наталия Евгеньевна

В статье представлена методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Справедливость". Поставлены цель урока, задачи, планируемые результаты, виды деятельности на уроке, предложен примерный ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_orkse.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ОРКСЭ

по теме «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

Срок реализации: 1 урок.

Возраст детей: 9-10 лет.

Разработчик: Кузьминская Наталия Евгеньевна,

учитель начальных классов

Тема урока: Справедливость

Цель: познакомить с понятием «справедливость», формировать у учащихся представление о справедливости, справедливом человеке.

Задачи: 

  1. уточнить понятие «справедливость» с опорой на опыт и знания детей, конкретизировать понятие с опорой источники информации;
  2. учиться определять качества справедливого человека;
  3. воспитывать чувство справедливости, моральных норм во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, учебник, листы с заданиями, видео-отрывок, словари.

Участники: учащиеся 4 класса.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение поступать по справедливости;
  • соблюдение моральных правил во взаимоотношениях с окружающими людьми;
  • умение оценивать свои поступки и нести ответственность за них на основе представлений о нормах справедливости.

Метапредметные:

  • умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Предметные:

  • понимание сущности понятия «справедливость»;
  • составление характеристики справедливого человека.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в малых группах.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

- Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное? (ответы детей).

- Хочу заметить, что ответ на этот вопрос люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться. Сегодня на уроке мы поговорим об одной из ценностей, которая лежит в основе человеческих взаимоотношений.

Актуализация знаний

- Предлагаю просмотреть небольшой отрывок из известного вам мультфильма «Лунтик». Внимательно посмотрите его, послушайте, о чем говорят герои и попробуйте догадаться, над чем мы с вами будем работать на уроке? (Просмотр отрывка из мультфильма «Лунтик» (серия 237 «Справедливость»)).

Постановка проблемы

- Какие важные слова, относящиеся к отношениям между людьми, вы услышали (ответы детей: несправедливо, справедливо). О чём будем говорить на уроке, над чем будем работать? (ответы детей – о справедливости, о том, какой человек называется справедливым).

Построение проекта выхода из затруднения

- Справедливость. Вы много раз вы слышали или произносили это слово. Часто говорите, что это справедливо или несправедливо. А что значит для вас справедливость? Как вы понимаете это слово? Закончите предложение «Справедливость для меня это…» (ответы детей).

Работа со словарями в группах: - Чтобы уточнить понимание этого слова мы обратимся к словарям. Для этого вы разделитесь на группы и будете работать.

1 группа работает с толковым словарем Ожегова. Вы находите нужное нам слово, читаете определение, обсуждаете, выделяете главные, опорные слова и затем рассказываете остальным.

2 группа работает с этимологической справкой, выясняете происхождение слова, выделяете главные, опорные слова.

3 группа – со словарем синонимов. Найдите в словаре нужное слово, прочитайте, какие синонимы к нему можно подобрать, обсудите, согласны ли вы и поделитесь с остальными. (дети работают в группах)

- Получается, что справедливость – это … (выводы детей по результатам работы со словарями, на доске вывешиваются понятия: правда, истина, правила и др. друг над другом в виде стен дома).

Работа с пословицами и поговорками в парах: - Мы с вами знаем, что мудрость народа заключена в пословицах и поговорках, так и о справедливости их сложено немало, значит, людей всегда волновал вопрос справедливости. Поработаем в парах. На партах у вас лежат пословицы, которые надо собрать и объяснить.

Где справедливость, там и правда.

Без мудрости нет справедливости.

Справедливому нет наказания.

Дело справедливости – искать правду.

Настоящий человек тот, у которого справедливость есть.

Справедливое слово камень раздробит.

- Получается, что справедливость – это …. (ответы детей, на доске вывешиваются понятия: правда, добро, мудрость и др. друг над другом в виде стен дома).

- К какому понятию относятся все эти слова? (ответы детей: справедливость. На доске вывешивается слово «справедливость» под всеми синонимами в виде фундамента дома и прикрепляется крыша).

- Ребята, что у нас получилось? (дом). Действительно, это дом, но дом не простой, это дом человеческих качеств, которые ему необходимы для построения взаимоотношений с окружающими людьми. Что это в доме? (стены), это качества людей. Это что? (крыша). А это? (фундамент). А что в доме самое главное? (фундамент). Действительно, от того насколько правильно был заложен фундамент, зависит состояние дома. Что лежит в фундаменте нашего дома? (справедливость). Почему? (ответы детей). Получается, что справедливость – это основа взаимоотношений между людьми.

Первичное закрепление

Беседа: - А теперь посмотрите на экран. Ребята, знаете ли вы кто это?  (ответы детей). Почему у нее завязаны глаза? Почему в руке меч? (ответы детей)

- В древнегреческой мифологии это Богиня правосудия и справедливости Фемида. Давайте попробуем порассуждать, что означает каждый элемент в этой фигуре (ответы детей). Повязка на глазах - символ беспристрастия, показывает, что закон для всех людей один. Весы в руках -  древний символ веры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, совершенные  поступки, хорошие и плохие. Решение зависит от того, какая чаша перевесит. Меч - символ возмездия, что означает, что закон карает и предупреждает.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Обсуждение ситуаций в группах: - Мы с вами обсудили, что такое справедливость, поработали с пословицами. Предлагаю побыть немного судьями, выступить в роли Фемиды и оценить поступки героев. Откройте учебник на стр. 92-93 «Практическая работа». Влада, прочитай задание. Для обсуждения предлагаются 3 ситуации, работают 3 группы. Читаете, обсуждаете, выносите решение. 1 ситуация – 3 группа, 2 ситуация – 1 группа, 3 ситуация – 2 группа.

Беседа: - В чем может проявляться справедливость? В каких сферах жизни человека?  (в работе, в учебе, в домашних делах).

- По отношению к кому? (к окружающим, к самому себе, к родным, к чужим).

- Как вы думаете быть справедливым сложно? Ответ обоснуйте.

Включение в систему знаний и повторений

- Внимание на экран. Вот что об этом говорят знаменитые мыслители, деятели разных исторических эпох. Прочитайте, объясните.

Из всех добродетелей самая редкая — справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек. Ф. Грильпарцер

Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно. В.Гюго

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Л.Н. Толстой.

Подведение итогов, рефлексия

- С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились? (справедливость). Давайте попробуем составить портрет справедливого человека. Справедливый человек какой он? (на доске вывешивается картинка с людьми разного возраста и пола, дети называют качества справедливого человека: добрый, любящий, щедрый, милосердный и др., учитель записывает).

- Справедливость – понятие, в котором сливаются воедино все добродетели, без справедливости не может быть добрых, гуманных отношений между людьми.

- Подведите каждый для себя итог урока, закончив любое предложение (записано на доске).

  1. Теперь я знаю ….
  2. Мне больше всего запомнилось ….
  3. Меня удивило, что…
  4. Я хочу, чтобы …

Домашнее задание

- Вспомните известные вам литературные произведения, в которых есть справедливость/несправедливость.

- А я желаю вам справедливости, и быть справедливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"

Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....