"Кто такие святые". Проект по ОРКСЭ.
проект по орксэ (4 класс) на тему

Митина Людмила Валерьевна

Цель проекта узнать, кого церковь причислила к лику святых, привести примеры святых угодников и рассказать об их жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Кто такие святые"207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 г. Липецка

логотип гимназии

Основы религиозных культуры и светской этики

Модуль «Православная культура»

Тема: «Кто такие святые»

(проект)

                                                               Выполнил:  Шабайлов Сергей,

                                                                                   учащийся 4Б класса,                                                                            

                                                                                   Руководитель проекта:

                                                                                   Митина Л. В., учитель

                                                                                   начальных классов

                                                       2017г.

План проекта:

1.Введение.

2.Кто же такие святые?

3.Память о святых угодниках Божьих.

4.Святой Сергий Радонежский.

5.Вывод.

ВВЕДЕНИЕ

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 666 px. Размер файла 197334 b.  Собор сербских святых. Новая Грачаница.Требинье. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)

Собор сербских святых. Новая Грачаница.Требинье. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)

Кто такие святые? Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые были такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас, а льстивые соблазны   манили каждого из них своей пленительной, гипнотической силой...Не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым.

Святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога. А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя. Если Петр I, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

 Есть одно древнее мудрое изречение, принадлежащее подвижнику II века Авве Дорофею:

— Представьте себе круг, — сказал Авва Дорофей, — его центр, и из центра исходящие радиусы-лучи. Чем дальше идут эти радиусы от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга. Напротив, чем ближе подходят они к центру, тем больше сближаются между собой. Пусть теперь круг сей будет миром, его центр — Богом, а радиусы из центра к окружности — пути жизни людей. И святые, кои стремятся к центру, к Богу, становятся ближе и друг к другу.

Когда же удаляются люди от Бога, то удаляются и друг от друга. Таково свойство любви.

Кто же такие святые?

 Святые – это люди, особенно любящие Бога и одновременно всякого — хорошего ли, дурного ли человека.

Святого или святую можно сравнить с маленьким зеркалом, в котором отражается свет солнца, — и этот отраженный свет светит другим людям. Мы не можем видеть Бога и не можем представить себе Его. Но в святых мы ощущаем святость — излучаемую ими любовь. Святость святых — это отражение святости Бога.

На иконах святых мы видим нимб. Это символическое изображение благодати Божией, просветившей лик святого человека. Само слово «благодать» означает «благой, добрый дар», потому что Бог подает только доброе.

Преподобный Антоний Великий однажды сказал: «Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, отделяемся от Него по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми, – становимся отверженными от Него». Святые достигли близости к Богу и благодаря этому стали подобны Богу. Так что вопросы жизни, часто приводящие нас в тупик, для святых становятся ясными благодаря благодатному Свету, Которому они приобщились. Многие знаменитые лица XIX века, пытаясь найти ответ на духовные вопросы, обращались к преподобным старцам Оптиной пустыни. Образованнейшие люди шли за советом к  святителю Феофану Затворнику и праведному Иоанну Кронштадтскому. А американский психолог Вильям Джемс, прочитав «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина, воскликнул: «Да это же величайший психолог мира». Так представители светской культуры удивлялись глубине рассуждений святых людей.

Подобно тому, как орел высоко парит над землей, но при этом видит самые мельчайшие предметы на земле, так и святые, возвысившись над всем земным, достигнув Небесного Царства, видят всё происходящее на земле и слышат молитву искренно молящегося им человека. В истории известно множество случаев, когда святые приходили на помощь еще живущим на земле людям, оказавшимся в беде. Когда наш современник, известный путешественник Федор Конюхов отправлялся в свое первое, тяжелое плавание, то на его проводы пришел владыка Павел, епископ Австралийский и Новозеландский. Епископ завещал, если будет тяжело, просить о помощи Господа Иисуса Христа, святых Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя: «Они тебе помогут». Во время путешествия Федор чувствовал, что ему действительно кто-то помогает. Однажды, – на яхте не было автопилота, – Федор вышел настраивать паруса и обратился к святителю Николаю с такой простой фразой: «Николай, держи яхту». Пока настраивал паруса, яхта пошла на переворот, и Федор закричал: «Николай, держи!», а сам подумал: всё, перевернется. И вдруг яхта стала как нужно, пошла так ровно, как никогда, даже когда сам Федор стоял за штурвалом. Это было возле Антарктиды, где металлический штурвал обычно становился таким холодным, что приходилось надевать перчатки. А в тот момент, после молитвенного обращения к святителю Николаю и неожиданного выравнивания яхты, когда Федор Конюхов подошел к штурвалу, он оказался необыкновенно теплым.

Итак, святость – не декларация своей высокой нравственности, а сияние чистого сердца, стяжавшего Божию благодать. И святые – это люди, приобщившиеся небесной благодати, которая просвещает душу. От Бога они приняли дар помогать еще живущим на земле. А молитва к святым способна помочь даже в самой, по земным меркам, безысходной ситуации.

Память о святых угодниках.

Многие святые жили очень давно. Память о них передавалась из поколения в поколение; это сохраняющееся в Церкви ее предание. Эта память говорит нам о самом главном — о смысле жизни святых, о том, почему они святые.

Другие святые жили и были прославлены совсем недавно, как это произошло на недавнем юбилейном (2000 г.) Архиерейском Соборе.

Церковь особо и торжественно прославляет святых. Такое прославление начинается, когда после смерти святого память о нем, любовь к нему и почитание сохраняются среди людей.

Иногда бывает, что люди получают помощь в ответ на молитву святому. Иногда тело святого остается нетленным после смерти. Когда проходит некоторое время, Церковь, в лице своих иерархов, собирает все, что известно о святом, и торжественно прославляет его, «канонизирует». Так, совсем недавно были прославлены Русские святые:   Патриарх Московский и всея Руси Тихон, блаженная Ксения Петербургская, праведный отец Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник, Святитель Лука Крымский, многие Новомученики Российские.

В Церкви принято различать разных святых. Мы знаем святых апостолов и евангелистов, которые были учениками Иисуса Христа во время Его земной жизни. Пророков, одаренных особым познанием воли Божией. Мучеников, погибших за веру. Исповедников, страдавших за Христа. Преподобных — святых монахов. Праведных — святых священников и мирян. Благоверных государей и правителей. Блаженных, отказавшихся ради Бога от псевдоразумной жизни.

Среди русских святых есть все разнообразие видов святости. И Равноапостольный Владимир, и Преподобный Сергий, и Праведный Алексий Московский, и Блаженная Ксения, и множество Мучеников  и Исповедников, пострадавших в недавнее время от богоборческой власти.

Каждый день года Церковь особо отмечает и почитает отдельных святых. При крещении каждый православный человек получает имя какого-нибудь святого. День памяти своего святого православные христиане празднуют как свои «именины».

Сергий Радонежский.

История Куликовской битвы неразрывно связана с именем одного из самых почитаемых русских святых, основателем Троице-Сергиевой ларвы Сергием Радонежским. Не случайно на Красном холме воздвигнут храм в его честь.

По церковному преданию, изложенному в "Сказании о Мамаевом побоище" и "Житии Сергия Радонежского", преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского перед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц. В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Сергий неоднократно выполнял  политические поручения, мирил князей.

Сергий Радонежский прожил долгую и праведную жизнь, его не краткая биография полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И действительно после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются Русской Православной Церковью как дни памяти святого.

Вывод:

      Таким образом, святые – это люди, освященные Богом. Что это, быть освященными?

Это означает быть призванными и избранными Богом людьми, через которых Бог действует на мир: исправляет заблуждения, врачует пороки, утешает и вдохновляет на жизнь чистую и честную, поднимает на подвиг; кратко говоря – предлагает пример для подражания.
Святой, в буквальном значении слова, есть «отделённый» от всего прочего для исполнения особой миссии.

Миссия святых – являть Бога словом и образом жизни. Просто говорить языком правильные вещи – совсем неубедительно. Говорить надо всей жизнью.

И молчанием тоже. Святыми не рождаются – ими становятся. Постепенно, терпеливо, но с большим желанием и возрастающей благодарностью: святыми становятся, развивая в себе таланты любви и верности Богу.

Список литературы:

1.Детская православная хрестоматия.-М.;Астрель,2012.-448с.

2. Святые - кто они? - Православный журнал "Фома"

3. Кто такие святые? | Православие и мир

4. Сергий Радонежский - краткая биография для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое учебный проект?

в работе указаны виды учебных проектов и их продукты...

В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"

В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....

1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.  Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...

Проект урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло" относится к модулю светской этики...

Итоговый проект по ОРКСЭ "Мои сестренки"

Зачетная работа учащейся 4кл. по ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?

Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкостиего мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умениеуспешно адаптироваться к постоянно меняющемуся ми...

Проект по ОРКСЭ (4 класс) на тему: "Святые места Кубани"

 Данный проект по ОРКСЭ  «Святые места Кубани» - это виртуальная экскурсия по святым православным местам Кубани.....