Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Кувыкова Наталья Валериевна

Рабочая программа по предмету с УУД, требованиями к уровню продготовки оучающихся и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx53 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Утверждаю: ______________

Директор МОУ СОШ № 17 Е.П.Митина

Приказ №______от_____________

Рабочая программа по Основам православной культуры

Уровень базовый

4 «А» класс

Составитель ФИО    Кувыкова Наталья Валериевна

                                   учитель начальных классов

2018 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, с учетом примерной образовательной программы общеобразовательных учреждений (Начальная школаизд. Просвещение, 2010) и рабочей программой ФГОС (Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4-5 классы). Рабочая программа.– М.: Дрофа, 2012) 

Формирование универсальных  учебных действий:

Личностным результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 
  1. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 
  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 
  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 
  1. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 
  1. развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 
  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 
  1. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения; 
  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 
  1. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; 
  1. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; 
  1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами  коммуникации; 
  1. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 
  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 
  1. определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих. 

Предметные результаты:

1.знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; 

  1. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 
  1. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 
  1. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 
  1. формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни. 

Требования к уровню подготовки учащихся

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

 

Знакомство с новым предметом  (2 ч.) 

Урок 1. Россия — наша Родина. 

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая  связь  поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная.  Родословное древо. 

Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Родословное древо» (по личному выбору). 

Урок 2.  Духовные ценности человечества. Культура. Религия. 

Культура и духовные ценности человечества. Общие  духовные  ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. 

Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нрав- ственный закон, традиции. 

Введение в православную культуру (8 ч.) 

Урок 3. Колокола. 

Колокольный звон — один из символов русской культуры. Различные виды колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного звона на Руси. Колокол в светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории. Отношение к колоколам в русской традиции. Искусство изготовления колоколов.  Место  колокольного звона в русской классической музыкальной культуре. Колокола как атрибут церковной жизни. Виды церковных колоколов. Колокольня и звонница. Москва — город «сорока сороков». 

Основные понятия: колокола, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница. 

  1. Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «История одного колокола» (по личному выбору). 

Урок 4. Православный храм. 

Храм — дом Божий. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы  как  произведения  архитектуры  и  искусства. Каноны строительства храма. Различное и общее во  внешнем облике    православных   храмов. 

Основные понятия: храм, церковь, собор, часовня. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Наш храм» (по личному выбору). 

Урок 5.  Как христианство пришло на Русь. Православие. 

Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и  Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие.  Распространение  православия  в мире. Православие как традиционная религия России. 

Основные понятия: христианство, Библия, православие, Крещение Руси. 

Урок 6.   Жизнь Иисуса Христа. 

Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической  деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство  Иуды.  Распятие.  Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. 

Основные понятия: Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы. 

  1. Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Апостолы» (по личному выбору). 

Урок 7.  Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. 

Святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. 

Урок 8. Не совсем обычный урок. Библия в христианской культуре. 

Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. 

Основные понятия: монах, отрок, вечные вопросы человечества. 

Уроки  9, 10.  О душе. 

Представления о душе в православии. Бессмертие души, разум, свобода воли и дар слова как отражение в человеке образа Бога по христианским  представлениям.  Уникальность и неповторимость человеческой души. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа челове- ческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать. 

Основные понятия: душа, свобода воли, выбор. 

Храм – дом Божий на земле (7 ч.) 

Урок 11.  Как вести себя в православном храме. 

Значение храма в жизни православных верующих.  Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых  храмов. 

Основные понятия: храм, церковь, крестное знамение. 

  1. Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 
  1. Проект: «Как было, и как стало (реставрация храма)» (по личному выбору). 

Урок 12. Не совсем обычный урок. Экскурсия.Внутреннее строение и убранство храма. 

Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя   часть. Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе. Царские  врата и  алтарь. Символическое  значение престола. Облачение  церковно- и  священнослужителей.  

Основные понятия: притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол. 

 

 Урок 13.  Православная молитва. 

Молитва и ее  смысл   для   верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы  в  повседневной     жизни     православных верующих. Православная молитва перед учением. 

Основное понятие: молитва. 

Урок 14.  Фреска и икона. 

Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. 

Основные понятия: фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец. 

  1. Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Фрески Андрея Рублева» (по личному выбору). 

Урок 15.  Отличие иконы от картины. 

Назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи. 

Основные понятия: символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:  

Проект: «Виртуальный музей» (по личному выбору). 

Урок 16.  Образ  Христа  в искусстве. 

Образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе. И.Н. Крамской «Христос в пустыне». В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение». 

Основные понятия: образ, впечатление. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:  

Проект: «Выставка «Образ Христа в изобразительном искусстве» (по личному выбору). 

Урок 17. Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь». 

Семья – малая церковь. Основа семьи в православной традиции. День семьи, любви и верности  - светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по  отношению друг к другу. Послушание и     смирение     как      христианские       добродетели.  Притча о блудном сыне. 

Основные понятия: семья, служение, послушание, смирение, добродетель. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:  

Проект: «Открытка ко Дню семьи, любви и верности» (по личному выбору). 

Православные праздники (3 ч.) 

Урок 18.   Календарный   год   в   православии. 

Православный календарь и его отличие от светского. Религиозные праздники. Православные праздники.  Праздник  Покрова Пресвятой   Богородицы. История праздника. Особое значение праздника Покрова в русской православной традиции. Храмы в честь Покрова   Пресвятой   Богородицы. Народные приметы, связанные с праздником Покрова. 

Основные понятия: календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Мой святой» (по личному выбору). 

Урок 19. Рождество. Крещение. 

Праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества. Традиции празднования Рождества в русской православной культуре. Рождественские рассказы и сказки. Святки. Народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Евангельская история Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре. 

Основные понятия: Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:  

Проект: «Православные двунадесятые праздники» (по личному выбору). 

Урок 20. Пасха. 

Пасха — главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны. 

Основные понятия: Пасха, Великий пост, крестный ход. 

Духовные ценности православия (4 ч.) 

Урок 21. Чудо. Таинства. 

Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств. 

Основные понятия: чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение. 

Урок 22.  Христианские заповеди. Совесть. 

Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия. 

Основное понятие: заповеди. 

Урок 23. Любовь. 

Любовь в христианском понимании. Многообразие    проявлений    любви. Жертвенность как основа любви. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей. 

Основные понятия: любовь, жертвенность, благотворительность,  милосердие. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Православные благотворительные организации» (по личному выбору). 

Урок 24. Не совсем обычный урок. Прощение. 

Прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям. 

Основное понятие: прощение. 

Жизнь по заповедям (6 ч.) 

Урок 25.  Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта. 

Преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта. Деяния Серафима Саровского. 

Основные понятия: житие, отшельник, столпничество. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Сочинение-рассуждение «Легко ли всех любить» (по личному выбору). 

Урок 26. Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие. 

Милосердие как нравственное качество  и  христианская   добродетель. 

Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси. 

Основные понятия: христианские добродетели, милосердие. 

Урок 27. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие. 

Детство Сергия. Чудо с просфорой. М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». Монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре.  Почитание Сергия Радонежского в русской православной традиции. 

Основные понятия: монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот. 

Уроки 28, 29. Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям. 

Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастыря в военное время. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. 

Основные понятия: монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья,  архимандрит. 

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:  

Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору). 

Урок 30. Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви. 

Церковь как общность православных христиан. Священнослужители и церковнослужители Рус- ской Православной Церкви и их обязанности. Церковные службы. Просветительская и благотворительная деятельность современной     Русской     Православной     Церкви. Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего прихода. 

Основные понятия: приход, община. 

Подведение итогов (4 ч.) 

Уроки 31, 32, 33, 34. Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. 

Содержание учебного предмета

 

п/п 

Наименование  

разделов (тем)

Всего часов 

Знакомство с новым предметом. 

Введение в православную культуру. 

Храм – дом Божий на земле. 

Православные праздники. 

Духовные ценности православия. 

Жизнь по заповедям. 

Подведение итогов. 

Итого: 

34 

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема урока

№ урока в разделе

Сроки

планируемые

корректировка

1 четверть

Знакомство с новым предметом  (2 ч.)

1

Россия — наша Родина. 

1(1)

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия. 

1(2)

Введение в православную культуру (8 часов)

3

Колокола. 

2(1)

4

Православный храм. 

2(2)

5

Как христианство пришло на Русь. Православие. 

2(3)

6

Жизнь Иисуса Христа. 

2(4)

7

Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. 

2(5)

8

Не совсем обычный урок. Библия в христианской культуре. 

2(6)

2 четверть

9

О душе. 

2(7)

10

О душе. 

2(8)

Храм – дом Божий на земле  (7 часов)

11

Как вести себя в православном храме. 

3(1)

12

Не совсем обычный урок. Экскурсия.Внутреннее строение и убранство храма. 

Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя   часть.

3(2)

13

Православная молитва. 

3(3)

14

Фреска и икона. 

3(4)

15

Отличие иконы от картины. 

3(5)

16

Образ  Христа  в искусстве. 

3(6)

3 четверть

17

Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь». 

3(7)

Православные праздники (3 часа)

18

Календарный   год   в   православии. 

4(1)

19

Рождество. Крещение. 

4(2)

20

Пасха. 

4(3)

Духовные ценности православия  ( 4 часа)

21

Чудо. Таинства. 

5(1)

22

Христианские заповеди. Совесть. 

5(2)

23

Любовь. 

5(3)

24

Не совсем обычный урок. Прощение. 

5(4)

Жизнь по заповедям( 6 часов)

25

Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта. 

6(1)

26

Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие. 

6(2)

4 четверть

27

Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие. 

6(3)

28

Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям. 

6(4)

29

Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям. 

6(5)

30

Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви. 

6(6)

Подведение итогов( 4 часа)

31

Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. 

7(1)

32

Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. 

7(2)

33

Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. 

7(3)

34

Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. 

7(4)

Согласовано

Руководитель ШМО _____________________________________________

Протокол ШМО  №_________________ от «_________»_____________________ 20____года.

Согласовано

Зам.директора по УВР ______________________________________

«______»_________________________ 20_________года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...