«Возможности, ресурсы, практика преподавания ОРКСЭ в начальной школе МОУ Гимназии № 3»
статья по орксэ (4 класс) на тему

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания....из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon о курсе ОРКСЭ47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности, ресурсы, практика преподавания ОРКСЭ

 в начальной школе МОУ Гимназии № 3»

        Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён в школах по «Поручению Президента РФ» от 2 августа 2009 г. и «Распоряжению Правительства РФ» от 11 августа 2009 г.

                С 2012 года курс   включён     Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента (34 часа)   В стандартах  нового поколения курс именуется «Основы        духовно-нравственной        культуры народов        России».

        Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Курс является обязательным, но  модуль курса, выбирают родители или законные представители ребёнка.

        Этот выбор   основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации, (статьи 13, 14)
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • «О свободе совести и религиозных объединениях».
  • Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»

        

Курс состоит из 6 модулей:

          Основы православной культуры

        Основы исламской культуры

        Основы буддийской культуры

        Основы иудейской культуры

        Основы светской этики

        Основы мировых религиозных культур.

Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

        Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс,  в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

        

Основные особенности:

  • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги (светский характер), по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой  конфессии недопустимо;
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество,

2) семья,

3) культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

  • Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;
  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
  • Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
  • Связь курса со школьными науками (предметами):

- окружающий мир;

- история;

- обществознание;

- литература.

  • Первоначально предлагалось изучать курс  на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он должен был стать важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

2010г. - последняя четверть 4 класса и первая четверть 5 класса по 2 часа в неделю, но такая дополнительная нагрузка в конце года оказалась перегрузкой, поэтому со следующего года изменили место в учебном плане.

2011 год — второе полугодие 4 класса и первое полугодие 5 класса по 1 часу в неделю. (на мой взгляд — это было самое удачное распределение)

 С 2012 года  курс  перенесли в 4 класс начальной школы. Изучается в течении всего учебного года  по 1 часу в неделю.

        Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

В целях организованного введения в 4 классах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», согласно плану,  в МОУ гимназии №3 проводятся  следующие мероприятия:

1.        Проведены родительские собрания (в апреле) по классам с целью  разъяснения и изучению подходов к введению курса

2.        Проведено анкетирование по классам с целью изучения мнения о выборе модуля данного курса

3.        Собраны заявления родителей учащихся 3 класса о согласии и выборе модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики».

4.        В соответствии с заявлениями родителей выбраны  модули  для изучения курса «Ос-новы религиозных культур и светской этики».

5.        Проведены общешкольные родительские собрания (в мае) с целью знакомства с педагогами по выбранным курсам, с требованиями к предметным, личностным и мета-предметным результатам.

             В  гимназии создана необходимая нормативно-правовая и организационная база преподавания  данного курса. Школа обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей и учащихся. (Летом приобретены учебники Т.Д. Васильевой, К.В.Савченко, Т.И.Тюляевой. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс Академкнига/Учебник,2013)

В этом учебном году 53 обучающихся выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур» и 30 обучающийся - модуль «Основы светской этики»

                Преподавание курса ОРКСЭ стоит на контроле администрации.

                Посещенные уроки были интересными, проведены учителями с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой. Материал излагался доступно для учащихся, эмоционально, прослеживалась смена деятельности  учащихся на уроке. Материал уроков содержал воспитательный, развивающий и творческий потенциал, направленный на  формирование  у детей морально - нравственных качеств, дающий возможность обучающимся рассуждать, спорить, отста-ивать свою точку зрения, делать выводы. Учащиеся,  при ознакомлении с материалом участвовали в беседе, приводили примеры из жизни, семейных традиций.  На уроках чётко прослеживалось формирование УУД, запланированных в рабочих программах педагогов. Для проверки домашних  заданий, закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины.

          В рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». в системе осуществляется  внеклассная работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности. Так, обучающиеся четвертых классов, активно участвуют в олимпиадах и конкурсах: общероссийская олимпиада школьников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, городской конкурс «Рождественские встречи» и другие.

      Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт необходимость  введения данного курса для улучшения нравственности подрастающего поколения.    

            Из выше сказанного , следует отметить, что курс ОРКСЭ ставит задачей развитие навыков критического мышления, диалога и взаимодействия с религиозными культурами с целью повышения религиозной грамотности и понимания сущности религиозной проблематики и ценностей религиозного мировоззрения независимо от того, является ли сам учащийся верующим, агностиком или атеистом. С другой стороны, этот курс – не просто когнитивный или научный. Другая задача – развитие ценностных установок, постановка проблематики смысла и ценности человеческой жизни, свободы, нравственности, где учитель выступает тьютером  процесса формирования личности учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ методического объединения учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г.Саратова за 2011-2012 учебный год.

В статье анализируется методическая работа учителей начальных классов и уровень преподавания в начальной школе МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЛЕКСЕЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ «РОЛЬ И МЕСТО НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьни...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальск в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальскв условиях психолого-педагогического сопровождения...

«ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Все компоненты системы преемственности необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения на разных ступенях определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применения опр...