Открытый урок по ОРКСЭ "Заповеди"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сидорова Татьяна Николаевна

Материалы к уроку очень обширны, интересны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zapovedi.zip2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Авдеевская средняя школа»

Открытое занятие по ОРКСЭ

4 класс

Тема :

ЗАПОВЕДИ.

Синайское законодательство.

Подготовила и провела: Сидорова Т.Н.,

учитель начальных классов

2018

ЗАПОВЕДИ. Синайское законодательство.

Цель: знакомство с Библейскими Заповедями, осмысление моральных  норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре. 

Цель: дать представление  детям о понятии заповеди, о том, какие заповеди были даны людям, чему они учат; обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики

Задачи:

Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их значением.

Развивающая: понять и принять убеждение, что заповеди помогают людям различать добро и зло.

Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека. Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире.  Прививать добрые человеческие качества: любовь к ближнему, сочувствие, милосердие,  уважение.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

  • - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- Коммуникативные:

  • -вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • -планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
  • - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Познавательные:

  • -выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез,  выбирать основания для  сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений); 

Регулятивные:

  • - принимать и сохранять учебную задачу;
  • -учиться выполнять действия по заданному алгоритму;    учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Тип урока:  Урок открытия новых знаний.

Оборудование:

План урока с хронометражем

I. Организационный  момент  -  1мин. +видеоролик 3 мин

II.  Актуализация  знаний  - 1,5 мин.

III. Словарная работа -  2,5 мин.

IV.  Изучение  нового материала  -15мин.

       1. Исследовательская  работа с текстом

       

V. Физкультминутка  - 1 мин.

VI. Закрепление  10 мин.

 

 3.Обсуждение прочитанных произведений

VII. Самостоятельная работа  - 5 мин.

VIII. Итог урока -  1,5 мин.

IX. Домашнее   задание  - 1 мин.

X.  Рефлексия  - 2  мин.

Ход  урока

  1. Организационный момент.     1 мин

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Пожелайте друг другу всего доброго и с хорошим настроением начнем наш урок.

2. Проверка домашнего задания.                    1-2мин

-Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (совесть и раскаяние).

- Что такое добро? Зло? Что помогает человеку различать добро от зла?(совесть)

Что такое совесть? Какие 2 важных дела Творец поручил совести? А для полного закрепления темы, предлагаю выполнить тест. Работаем в паре. (компьютер)

-  Давайте вспомним, где, по учению Иисуса Христа, находится Царство Божие? (дети отвечают) (Царство Божие внутри нас, в нашем сердце. Царство Божие – это когда Бог живет в твоем сердце).

- Что же нам нужно делать, чтобы Бог жил в нашем сердце? (дети отвечают) (Бог – это Любовь и чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его).

- А как можно полюбить Бога, которого мы не видим? (дети размышляют)

(Для того чтобы полюбить Бога, мы должны научиться любить других людей, помогать им, заботиться о них. Всегда и ко всем стараться быть добрыми).

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.      1-2 мин

1. – Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте слова и выберете те слова, которые необходимы в жизни каждому человеку. На доске написаны слова: дружба, честность, искренность, радость, надежда, смелость, смирение, доброта, преданность, послушание, трудолюбие, любовь, злость, предательство, обман, ложь, обида, вредность

(Дети выходят и снимают и читают слова )


- Чему должен научиться человек, чтобы быть …..? (научиться любить, быть добрым, помогать близким, быть честным, послушным, трудолюбивым, искренним, )

- Правильно, чтобы жить дружно в коллективе и обществе, люди должны знать  выполнять определенные правила. Эти правила прописаны в Конституции РФ,
в школе
- Правила поведения в школе, Уста школы, Библии.

- Сегодня я хочу познакомить с “правилами” которые даны человечеству, чтобы у. Эти правила называются – заповеди.

- Как вы уже догадались, тема урока- заповеди.( на экране).

-  А что бы вы хотели узнать на уроке? (слайд)

1. Что означает слово «Заповеди»?

2.  Обстоятельства, при которых были даны заповеди.

3. Познакомиться с заповедями.

4. Смысл заповедей. О чем эти заповеди?

5. Надо ли соблюдать заповеди в наше время (актуальны).

- Это план нашего урока. С чего начнем изучение этой темы?

 - А вы знаете, что означает слово «Заповеди»?  Первая  задача урока-  выяснить значение слова «заповеди».

- Кто знает эти заповеди? Значит нам предстоит…. (дети отвечают) познакомиться с ними. Эта вторая задача урока!

-  Раз мы с вами ничего о них не знаем, то должны узнать ….(дети отвечают) с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди.

4. Изучение нового материала. Открытие новых знаний. Работа над темой урока.

2. Словарная   работа.  2-3мин

1) -Что означает слово «Заповеди»?  Ответ на этот вопрос мы найдем в толковом словаре. ( работа в группах, работа с толковыми словарями )

  • 1 группа- Ожегова
  • 2 группа-  Ушакова.
  • 3 группа- найти синонимы .

- Давайте заслушаем каждую группу.

-Как вы поняли смысл слова «заповедь»?

2) Получение Моисеем 10 заповедей. 1-2мин

Однажды, нарушив заповедь Божию, человек утратил радость жизни с Богом, был изгнан из Рая. Он стал смертным и горько плакал о совершенном грехе. От Адама и Евы произошел род человеческий. Люди становились все хуже, стали забывать о Боге. Но милосердный Бог не оставил человека. Для того, чтобы люди могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях, Бог учил их через избранных людей- пророков.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди.  40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. (щелчок) Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал. Пророка Моисея еще называют Боговидцем. Почему как вы думаете?

А заповеди, которые ему дал Бог в православии называют Синайское законодательство. Почему?

Бог дал Моисею 10 заповедей. Заповеди были написаны на двух каменных досках или скрижалях: на одной четыре и на другой шесть заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом, они учат нас, как нужно любить Бога. ( дети читают, а учитель вывешивает на доску).

 Начиная с пятой заповеди, говорится о том, как нужно любить людей, наших ближних. - А кого мы называем ближними? Все люди нам ближние, потому что все люди дети одного Отца Небесного.

  1. Работа над смысловым значением заповедей. Исследовательская  работа с текстом.     10 мин

Давайте познакомимся с  шестью заповедями.

Физминутка.

Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу вам не тая, руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросаются в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

 

Задание. (работа в парах).

  1. Прочитайте в учебнике на с ….-….. и познакомьтесь с этими заповедями самостоятельно.
  2. Выполните задание на карточке.
  3. Проверим ваше выполнение задания.

-Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

(выходит 1 пара, зачитывает из карточки 5-ю заповедь и рассказывают о ней.) 2 мин

- Вы согласны с утверждением 1 пары?

- Ребята, что такое почитание?( уважение, любовь, забота)

- Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? (Почитание – это  уважение , любовь , поддержка. Родители подарили нам жизнь, любят  нас).

- Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

* Творческая группа. ( стих-е читает Козлова Настя)  1 мин

Творческая работа в группах.       2-3 мин

- А сейчас, ребята, мы разделимся на две группы.

Первая группа : выберите, те пословицы, в которых говорится об уважении к родителям.

При солнышке тепло, при матери добро.

- Кто почитает своих родителей, того дети будут почитать        

  - Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

  - Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Вторая группа: разбейте на две группы название поступков, какими из них, на ваш взгляд, должен радовать родителей послушный ребёнок?

  ( Здороваться, спрашивать о самочувствии, желать спокойной ночи близким, слушать старших не перебивая, не дерзить, быть благодарным за их заботу, указать людям на их ошибки, обсуждать чужие недостатки.)

- Заслушаем выступление групп.

Физминутка. Мама,мама-это ты…… 1 мин

- Продолжим знакомиться с 6-ой заповедью. (Карточку с заповедью вывешивают на доску). Слушаем 2 –ю группу. Кто согласен с высказыванием ребят, поставьте у себя солнышко. Работа продолжается так со всеми остальными заповедями).  5-7 мин

  1. Закрепление. Проверка работы в парах.  10 мин

- Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы поставили вначале урока? (слайд или карточки).

- Какое лексическое значение имеет слово «заповедь»?

- Кто дал эти заповеди Моисею? Для кого эти заповеди предназначались? Где произошло это событие?

- Ребята, с какими  заповедями вы   познакомились? Перечислите их, пожалуйста. (дети хором читают по лучикам заповеди).

- Какие заповеди вам были известны?

- На какой вопрос, поставленный вами, мы еще не ответили? (надо ли соблюдать заповеди в наше время (актуальны).

- Но прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу предложить вам задание. (работаем в парах). 5 мин

- Каждая пара выбирает карточку с текстом, читает и определяет, какая заповедь нарушена.

(Выступление пар. Дети называют произведение, коротко пересказывают и называют заповедь. Вывешивают на доску.)

1 пара- «Старый дед и внучек»

2 пара- ЛГУН 2 (Не лги)

3 пара- РАБОТНИЦЫ  И  ПЕТУХ(Неубей)

4 пара- СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ(Не завидуй)

5 пара- МУЖИК И ОГУРЦЫ(Не укради) Н.Носов «Огурцы»

6 пара- Не прилюбодействуй  В.Осеева «Сыновья»

- Молодцы! Все очень хорошо поработали в паре и правильно выполнили задание.

-А сейчас предстоит вспомнить о вашем творческом домашнем задание. Вспомним, какое было д/з. ( рисунок «Мои поступки»).  2-4 мин

-Пожалуйста, подумайте и скажите, к какой заповеди относится ваш рисунок. (Ребенок выходит, прикрепляет на доску рисунок и рассказывает, что он изобразил и к какой заповеди относится???? рисунок.)

-  К какой заповеди получилось рисунков  больше? ( о родителях)

- Почему ? (первое и главное- любить, уважать, помогать родителям).

5. Обобщение.

- Так давайте подумаем и скажем, почему заповеди так важны для людей? (заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и вести правильный образ жизни, делать выбор между добром и злом. Заповеди о любви к ближнему. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Если все мы будем соблюдать их, тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком).

6. Домашнее задание. 1-2 мин

- Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего занятия (конверты с домашним заданием).

1.Нарисовать рисунок по теме “Дорогою добра”.

2.Написать сочинение – рассуждение по теме “Дорогою добра”.

3.Нарисовать цветик – семицветик, вырезать,  написать в центре – дорога добра, а на лепестках – какие могут быть пути дороги.

4.Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

7. Рефлексия.   2-3 мин

-Дети, какой нравственный закон мы изучили на сегодняшнем уроке?

-Чему учат нас эти заповеди?

- Становятся ли счастливее те, кто нарушает заповеди?

- А теперь подумайте и скажите, нужны ли нам эти заповеди? Не устарели ли они?

- Все ли задачи, которые мы поставили перед уроком, выполнили? (слайд)

- Молодцы!

 (учитель показывает зажженную свечу и читает стихотворение.)

Огонь очистительный

Огонь роковой,

Красивый, властительный,

Словно живой.

Огонь одинокий среди темноты,

Как символ душевной моей чистоты.

В православии считают, что мягкость и податливость свечи, показывает готовность следовать Господним заповедям?

- Ребята, если вы считаете, что Божьи заповеди выполнять нужно, возьмите и прикрепите зажжённую свечу, а если вы считаете, что можно прожить и без заповедей, возьмите и прикрепите потухшую свечу. И пусть тот свет, который подарил нам «солнечный клоун» и свет свечи, такой легкий, спокойный, таинственный очистит ваши души от обид, злобы, поможет нам сегодня обрести спокойствие и веру в свои силы, любовь и чуткость, освещает добром ваши сердца и пусть все хорошее, что есть в каждом из вас, только развивается и вырастает. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

- Спасибо за работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Лев Толстой

Белка и Волк- не завидуй!

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселые оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

МУЖИК И ОГУРЦЫ

Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.

        

СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что та другая собака ещё больший кусок мясо несет, позавидовала она  –  бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни с чем.

РАБОТНИЦЫ  И  ПЕТУХ

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

ЛГУН

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда, мальчик солгал. Так сделал он и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Валентина Осеева "Синие листья"

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

-  Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

В. Осеева «Кто хозяин?»

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

— Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

— Чья собака? — сердито закричал он.

— Моя, — сказал Коля.

Ваня молчал.

Валентина Осеева «Мечтатель»

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!

— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился...

С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов... Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

—- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом втащил на- берег плачущего малыша.

— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Почитай отца своего и мать свою

Этой заповедью запрещается завидовать, ненавидеть ближнего, жадничать, хвастаться. Она учит нас делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радости

Не убий

Не предавай любовь, будь верным в любви и дружбе.

Не укради

Этой заповедью запрещается всякая ложь, оговаривание других, обман, перекладывания своей вины на другого человека 

Не прилюбодействуй

Запрещает убивать, т.е. лишать жизни человека, животного, самого себя.  Убить человека можно злобой, жестокими, несправедливыми словами.

Не лги

Заповедью этой запрещается кража, т.е. брать себе чужое каким бы то ни было незаконным путем. прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое.

Не завидуй

Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни, почитать нужно и тех, которые в каком-либо случае заменяют нам родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...