РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Лосева Ирина Борисовна

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным  результатам ООП НОО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_orkse_modul_ose_4_klass.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 98»

   Рассмотрена на заседании                Согласована                                Утверждена приказом

           ШМО _________________                   с зам.директора по УВР        директора школы

       Пр. №___ «____»________2016 г.       _____________________         пр.№___ «___»______2016г

             «____»_________2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

4 аб классы

                                                                                                                             Лосева Ирина Борисовна,

                                                                                                                              учитель начальных классов,

                                                                                               высшая категория

г. Железногорск

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным  результатам ООП НОО МБОУ Школа №98 на 2016-2017гг., в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Закон  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; с изменениями, которые утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 пр. №1241, от 22.09.2011 пр.№2357; от18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643;от 31.12.15 № 1576;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
  • Сборник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4–5 классы). Рабочая программа». Т. Д. ШапошниковаК. В. Савченко – М.: Дрофа, 2012г.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
  • Учебный план МБОУ Школа № 98  на 2016-2017 учебный год;
  • Устав МБОУ Школа № 98;
  • ООП НОО МБОУ Школа №98.

Цели, задачи программы

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных, светских и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о знании нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
  • понимание знания нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.  

Общая характеристика учебного предмета

При изучении комплексного учебного предмета «Основы светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий
  • Эвристические беседы
  • Исследовательский метод
  • Проектирование
  • Уроки – экскурсии
  • Деловые и ролевые игры
  • Различные викторины и другие конкурсные события
  • Творческие мастерские
  • Использование информационно- коммуникационных технологий

Формы работы:

  - коллективная

 - групповая

- индивидуальная

Ожидаемый результат:

-    на уроках по «Основам светской этики»  должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д;

- формирование у учащихся чувства гордости и любви к своей стране;

- уважение и чуткое отношение друг к другу;

- усиление педагогического партнерства между школой и семьей.

Описание места учебного предмета в учебном плане

 Предмет «Основы светской этики» относится к предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», по календарному учебному графику в 4 классе 34 учебных недели, в учебном плане МБОУ Школа № 98 на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Книгопечатная продукция

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл.(4-5 кл.): учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова; под ред.Т.Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразоват. учреждений / [Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.
  4. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики /Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

Экранно-звуковые пособия

1. Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы). ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.

2. Электронное учебное издание Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл.(4-5 кл.). Мультимедийное приложение к учебнику под ред.Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2013.

Технические средства обучения

Классная доска.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Принтер.

Оборудование класса

Ученические двуместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Умения, связанные с познавательной деятельностью:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 часа)

Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 часа)

Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 часов)

Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)

Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)

Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)

Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслёй и поступков. Поступок как результат мысли. JI.Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа)

Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Раздел 9. Итоговое повторение (4 часа).

Итоговые презентации результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам:  «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»; «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока

Тема

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

Личностные УУД

Метапредметные  УУД

Предметные УУД

Знакомство с новым предметом (2 часа)

1

Россия – наша Родина.

Познакомятся с новым предметом, освоят основополагающие понятия курса.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных задач.

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

06.09

01.09

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Познакомятся с новым предметом, освоят основополагающие понятия курса.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

13.09

08.09

Знакомство с основами этики (2 часа)

3

Диалог о философии и этике.

Знакомятся с общественны и нормами нравственности и морали.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Познавательные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

20.09

15.09

4

Мораль и нравственность

Знакомятся с общественны и нормами нравственности и морали.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории и современности России;

27.09

22.09

Этические учения о добродетелях (4 часа)

5

Что такое добродетель?

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

04.10

29.09

6

Учение Аристотеля о добродетелях

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных задач.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

11.10

06.10

7

Нравственные качества

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

18.10

13.10

8

Терпение и терпимость

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

25.10

20.10

Этика о нравственном выборе (6 часов)

9

Суд над Сократом.

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и

поведением людей.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Регулятивные: построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных задач.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

08.11

27.10

10

Убеждения.

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и

поведением людей.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

15.11

10.11

11

Нравственный выбор.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

22.11

17.11

12

Совесть. Долг.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

29.11

24.11

13

Ответственность.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

06.12

01.12

14

Этика о воспитании самого себя.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

13.12

08.12

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)

15

Справедливость.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

20.12

15.12

16

Государство, основанное на справедливости

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

27.12

22.12

17

Государство. Светская этика.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

10.01

29.12

Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)

18

Нравственный закон. Десять заповедей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

17.01

12.01

19

Заповеди любви.

Осознают ценности нравственности и духовности. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

24.01

19.01

20

Любовь – основа жизни.

Осознают ценности нравственности и духовности. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

31.01

26.01

21

Прощение.

Осознают ценности нравственности и духовности. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формирование первоначальных представлений о светской этике.

07.02

02.02

Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)

22

Древнегреческие мыслители о дружбе.

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников  и других людей.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

14.02

09.02

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

Осознают ценности нравственности и духовности.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формирование первоначальных представлений о светской этике.

21.02

16.02

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

28.02

02.03

25

Милосердие.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

07.03

09.03

26

«Золотое правило нравственности».

Осознают ценности нравственности и духовности. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формирование первоначальных представлений о светской этике.

14.03

16.03

Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа)

27

Нравственные законы в современном мире.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

21.03

23.03

28

Альберт Швейцер.

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников  и других людей.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

03.04

06.04

29

Этическое учение Л.Н.Толстого.

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников  и других людей.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формирование первоначальных представлений о светской этике.

10.04

13.04

30

«Идти дорогою добра».

Осознают ценности нравственности и духовности.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

17.04

20.04

Итоговое повторение (4 часа).

31

Подготовка творческих проектов.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника.

Формирование первоначальных представлений о светской этике.

24.04

27.04

32

Подготовка творческих проектов.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Формирование первоначальных представлений о светской этике.

08.05

04.05

33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

15.05

18.05

34

Итоговый урок «Парад проектов»

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

22.05

25.05

 

Итого: 34ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...