ОРКСЭ "Поговорим о добре и зле"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лазаренко Лариса Ивановна

формирование у учащихся способности делать осознанный нравственный выбор между добром и злом.

Задачи:

1.   Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека.

2.   Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как  «неравнодушие».

3.   Учить сопереживать,  не проходить мимо чужой беды.

Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_ravnodushii.docx151.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Лазаренко Лариса Ивановна, учитель начальных классов

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Поговорим о добре и зле»

Количество часов – 1 час

Класс – 4

Цель урока:  формирование у учащихся способности делать осознанный нравственный выбор между добром и злом.

Задачи:

  1. Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека.
  2. Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как  «неравнодушие».
  3. Учить сопереживать,  не проходить мимо чужой беды.
  4. Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми.

Подготовительная работа: 1. детям заранее было предложено вместе с родителями поразмышлять над словом «равнодушие» и по желанию написать сочинение-миниатюру «Кто он, равнодушный человек?» 2. Оформлен стенд пословиц о доброте, сердечности, неравнодушии, подобранных детьми. 3. Подготовить стихотворения М. Скребцовой «Добро помни, а зло забывай», «Сердце живо милостью».

Методы, технологии, используемые в уроке: технология проблемного диалога

Техническое оснащение, наглядность:

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как   духовно-нравственной ценности.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Анализировать явления жизни как служащие добру или злу.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение

Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.

Формирование ценностного отношения к доброте.

Развитие мотивации к добрым поступкам.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло, норма поведения

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику  «Основы светской этики»

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Конверты с заданиями для проведения ролевых игр (продавец – покупатель и т.п.),  м/м презентация с цветными иллюстрациями для решения ситуационных заданий.  

Сценарий урока:

Учитель: Человек постоянно находится среди других людей. Часто даже незначительная встреча со знакомым или незнакомым человеком оставляет глубокий след в душе: радостный или печальный. Внимание, доброжелательность, участие поднимают настроение. А если наоборот? Давайте подумаем, как влияют на отношения людей безразличие, невнимательность, грубость.  

(Дети высказывают своё мнение)

Учитель: дома вы должны поразмышлять над смыслом слова «равнодушие» и написать сочинение на тему «Кто он, равнодушный человек?»IMG_1327

 (Дети по желанию зачитывают свои работы).

Учитель, обращая внимание учащихся  на доску, говорит: прочитайте пословицу

Один из детей читает вслух: «Бойся равнодушных людей».

  • Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?

(Дети высказывают своё мнение) Учитель обращает внимание учащихся  на «лица», висящие на доске:

  • Ребята, как вы думаете, какое из двух лиц, относится к равнодушному человеку и почему вы так решили?

(Дети высказывают своё мнение, выбирают сердитое неулыбчивое лицо)

  • А каким может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его охарактеризуют.

Дети называют слова: завистливый, черствый, бездушный, бессердечный, неулыбчивый…. Затем чёрным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к сердитому лицу, составляя  «портрет» равнодушного человека.

  • Хорошо ли живется такому человеку среди людей? (Рассуждения детей)

Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека?

  • Темное, чёрное (прикрепляем сердце чёрного цвета поверх слов, характеризующих бессердечного человека)

 Учитель: с равнодушием людям приходится сталкиваться очень часто. Вот один из таких случаев, о нём в нашей газете «Районный вестник» рассказала школьница Марина Сергеева: «Несколько лет назад мы с мамой шли по абаканскому парку «Орленок». Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просим мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка оглянулась посмотреть на оставленного, на аллее инвалида. Он плакал…».  

(Пауза... Дети осмысливают услышанное.)

  • Заметка называется «Достучаться до сердец». Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо?

(Рассуждения детей, которые говорят о чёрных сердцах)

  • Случалось ли вам видеть подобные ситуации?
  • Как бы вы поступили в таком случае? (Рассуждения детей)
  • У кого из прохожих сердце было другого цвета?
  • У девочки, её мамы, студентов
  • Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце?
  • Красное (прикрепляем сердце красного цвета к улыбчивому лицу) 
  •  Какие качества помогают быть неравнодушным?

Дети называют слова: любовь, доброта, вера в хорошее будущее …. Затем красным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к улыбчивому лицу, составляя  «портрет» неравнодушного человека. Получается веселый  и радостный  человек.

Учитель: о людях не равнодушных к чужой боли, создано много пословиц, они есть на нашем стенде, давайте прочитаем их:

  • У чуткого сердечка ласковы словечки.
  • Сердечные дела трогают сердце.
  • Добра желаешь, добро и делай и др.

Учитель: Равнодушие проявляется по-разному. У меня на столе иллюстрации с изображением различных ситуаций, предлагаю, рассказать, что изображено, в чём  проявляется равнодушие и неравнодушие.

( Примеры иллюстрации: 1. подросток разрушает песочные поделки малышей; 2.мальчик вырезает своё имя на коре дерева; 3. девочка сидит в автобусе, рядом стоит бабушка: 1. ребёнок моет посуду, пока спит мама, 2. старший сын читает сказки младшим детям, 3. мальчик переводит через дорогу бабушку.

После рассказа дети прикрепляют иллюстрацию к равнодушному или неравнодушному лицу на доске.

Учитель: сейчас мы с вами попробуем разыграть несколько жизненных ситуаций.

Дети  делятся на три группы и каждая получает какую-нибудь роль: врач – пациент, покупатель – продавец, мама, папа – ребенок.

Эти роли нужно сыграть дважды: как равнодушный и как неравнодушный человек.

(Идёт ролевая игра)

  • Какая роль вам больше понравилось? Почему?

Давайте послушаем стихотворения М. Скребцовой, которые приготовили нам ребята:

 «Добро помни, а зло забывай»

Не надо зло копить в душе,

Оно и так вокруг уже.

Не отдавай ему себя,

Живи, прощая и любя.

Попробуй зло на миг забыть!

И сразу станет легче жить!

Мгновенно исчезает зло,

Когда мы помним про добро.

Стихотворение «Сердце живо милостью»

Сердце добрым быть должно,  IMG_1339

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и свет

Веем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,

Перестанет сердце петь,

Если нет в нем состраданья,

Чуткости и понимания.

  • Что нужно сделать, чтобы на земле было меньше равнодушных людей?

(рассуждения детей)

  • Давайте «растопим » слово равнодушие теплыми словами.

На лучиках солнца ребята записывают слова: доброта, дружба, любовь, мудрость, вера, сердечность, понимание и прикрепляют на доску.

Учитель: Мудрое и очень доброе сердце у вас, ребята. Люди с такими сердцами никогда не станут равнодушными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...