методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме "Храм"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Лобастеева Ольга Ивановна

Методическая разработка урока по основам православной культуры. Это четырнадцатый урок в изучении предмета ОРКСЭ. Урок направлен на усвоение учащимися  назначения и устройства православного храма, его внутреннего убранства. В течение урока учащиеся знакомятся с правилами поведения  в Храме. Урок насыщен новыми понятиями  и словами, что способствует развитию речи учащихся. На уроке используются следующие методы обучения, такие как работа в парах, чтение наизусть, устные ответы на поставленные вопросы, прослушивание фрагментов колокольного звона, театрализованное представление. Урок сопровождается презентацией, которая позволяет увидеть храм внутри и снаружи, а также узнать для чего предназначается каждая  их составляющих частей Храма.

Урок может быть использован как один из возможных вариантов изучения архитектурных памятников своего края.

Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о православных храмах нашего края, которые станут основой формирования знаний об архитектурных памятниках Руси и формирования гражданской позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

Вознесенского района, Нижегородской области

Методическая разработка урока «Храм» по ОРКСЭ

 для 4 класса

модуль «Основы православной культуры»  

Разработала

Лобастеева Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

с. Криуша

2017год

Методическая разработка урока по теме «Храм»

      Цель методическая: духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение к православным традициям на уроках по модулю «Основы православной культуры»; формирование у обучающихся представления о православном храме, как священном сооружении для христиан, месте освящения всех сторон человеческой жизни и предмете национальной гордости россиян.

       Цель образовательная: знакомство учащихся с понятием «православный храм», назначением, внешним видом и внутренним устройством православного храма, храмовыми предметами.

Задачи:  - личностные 

● проявление самостоятельности  в разных видах деятельности,  умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей;

● развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

● формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа;
  • обогащение мира личности духовным чтением и музыкой.

- метапредметные

●     выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

● умение выявлять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, обогащение историко-культурологического словаря школьников;
  • содействие развитию нравственной сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля. 

● контроль, коррекция, оценка своей деятельности и деятельности партнера, деятельности группы.

-предметные

● развитие интереса к знаниям о храмах, мотивации к изучению православной культуры;

● умение работать с иллюстративным материалом по теме.

  • развитие интереса к истории храмового строительства в России через выполнение интеллектуального задания и ознакомление с историей местного храма.

     Тип урока: Урок открытия нового знания, комбинированный

     Основные термины и понятия: Храм. Устройство храма. Купол. Крест. Аналой. Амвон. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Священник. Кадило. Правила поведения в храме. 
   
Межпредметные связи: русский язык (работа по определению лексического значения слов, работа с церковнославянским текстом, составление записки о здравии и об упокоении), литературное чтение (восприятие поэтического текста о храме, сопоставление по представлению или имеющемуся жизненному опыту), музыка (прослушивание колокольного звона) изобразительное искусство (отбор фотоматериалов и их художественное оформление, умение рисовать храм). 
   

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация слайдов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на очередном уроке по основам православной культуры.  Улыбнемся соседу слева, улыбнемся соседу справа, улыбнемся все вместе! И начинаем наш урок.

ІІ.  Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята! Давайте вспомним, что такое религия?

( Религия – это связь человека с Богом)

Учитель: На чём основана любая религия? (На вере в Бога)

Учитель: Во что верят православные христиане?

( Православные христиане верят в  сына Божьего – Иисуса Христа и считают верным, правильным его учение)

Учитель:  А как человек связан с Богом? Как он общается с Богом?

 (варианты ответов могут быть разными: Человек – творение Божье. Бог создал его по-своему образу и подобию. Человек общается с Богом с помощью молитвы, читает Священные книги, живет по заповедям, ходит в храм). 

   -    Послушайте стихотворение - загадку.

Этот дом - не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам...

Это –ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ!

- Как вы думаете, ребята, о чём идёт речь? Как вы догадались? А кто из вас был в православном храме? (слайд1)

ІІІ. Изучение нового материала.

        1). Введение в тему.

- Найдите православный храм ( слайд  2 )

- Храмы есть и в других религиозных культурах. Найдите православный храм.

( На слайде представлены  изображения различных храмов: мечеть, православный храм, буддийский храм)

 Почему вы так решили? Докажите.    

( У него есть купол, на котором находится крест.)

  -  Попробуйте  дать определение слову «храм».                        

    (учащиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме много икон.

    Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

 -  Все ваши ответы абсолютно правильные.

     Давайте прочитаем более подробное определение слову храм (слайд 3)

Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом. Значит, храм – это особое место.

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм, что люди делают в храмах и как нужно себя вести в храме.

  1. Виды храмов.

Работа с презентацией «Православные храмы» (слайды 4)

-На Руси всегда было много храмов.    Сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

            3)  Внешнее строение храма. ( слайд 5)

Храм строится по особым правилам, канонам. Люди не сами придумали, каким должен быть храм. Само здание храма строится либо в виде креста – символа Христа, либо в виде круга – символа вечности, либо в виде корабля, где люди спасаются от жизненных бурь.

     Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Завершается храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом. Крест – главный знак христианства, знак спасения людей. Христос умер на кресте, и крест над храмом – знамя Его победы над смертью.

     В русской архитектуре появились храмы с куполами различной формы – шлемовидные (такие строились  во Владимире и Пскове) и луковичные (Троице-Сергиева Лавра, храмы Ярославля и Переяславль- Залесского (слайд5-6)

( слайд7)  Число куполов всегда символично, например: один соответствует Божиему Единству, семь – семь Таинств церкви, тринадцать символизируют Иисуса Христа и двенадцать его учеников. Но чаще всего встречаются трёх и пятиглавые купола.

   (слайд8) Над входом в храм обычно строится колокольня - башня, на которой висят колокол. Колокольня – это образ высоты, крепости. Вначале колокола не имели определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.

     Первые колокола появились с приходом христианства на Русь, а стали распространяться в ХIV веке. Колокольный звон сопровождает молитву и сопутствует духовной жизни человека. Колокола звучали и в дни торжеств, и когда приходила беда: колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

     (слайд 9)Звоны могут меняться друг за другом в зависимости от характера служб. Благовест – это колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Звон означает удары в несколько колоколов одновременно.

 Различают перезвон(перебор) и трезвон. Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит набат – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь.

Внутреннее  устройство  храма (слайд10)http://azbyka.ru/knigi/images-pravoslavnyj-khram/020.jpg

 1. Алтарь

 2. Средняя часть

 3. Притвор

 4. Иконостас

 5. Престол

 6. Жертвенник

 7. Горнее место

 8. Ризница

 9. Солея

 10. Амвон

 11. Клиросы                    

 

-  Давайте перенесёмся в храм

  -   Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

                               (предположения детей)

  -  Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь (слайд 11)

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

(слайд 12) Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

       (слайд13) С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.      

      (слайд 14)   Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.    

        (слайд 15) Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

    (слайд 16) Алтарь отделяется от храма иконостасом-перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.

 Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские  врата) (слайд 17) 

Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.  

Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери

  1. Работа с учебником. ( стр. 48-49)

«Специальные храмовые предметы» ( слайд 18 )

  1. Творческие работы учащихся.

  Учитель: Ребята, а в нашем посёлке есть храм или церковь? (церковь  в честь иконы Владимирской Божией Матери)

Церковь  иконы Владимирской Божией Матери в селе Криуша  (приложение 1 )

6) Коллективная работа.

   -   Часто ли вы бываете в храме?

      - Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?  

Театрализация «Как вести себя в храме».

Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

       Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

 (слайд 19)

Веками вырабатывался образ православного христианина, по которому его можно узнать. Это образ стал традицией и даже неписаным правилом.

Одежда должна соответствовать полу. Женщины должны покрывать голову и быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой, закрывающей ноги. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты.

Мужчины надевают брюки и рубашку с длинными рукавами.

Вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть нарядная.

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.

-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

-Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

-Как мы заходим в храм?

         

V. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа (слайд 20)

Вставь ключевые слова  царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас в текст.

Каждый христианский храм венчается ………. с крестом. Вход в храм находится в …………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. Внутри храма главным местом является …………… Он отделяется от молящихся ………….В центре иконостаса двери. Они называются ………….Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона ……………………. Квадратный столик на котором зажжено множество ……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

VІ. Осмысление и закрепление знаний.

  • Рабочая тетрадь. Урок 14 (Приложение 2)
  • Практическое задание «Нарисуем храм».

Изобразить храм достаточно просто – нарисовать прямоугольник, разделить его на три части, среднюю часть продолжить вверх, над ней нарисовать купол (в виде шлема или огонька свечи) и крест. А далее уже можно нарисовать окна, украшения и т.д.

VІІ.  Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Предлагаю домашнее задание (на слайде):

  • первое задание – для всех -  учебник с.48-51, вопросы.

Ещё одно задание: 

  • Расскажите родителям о том, что нового узнали о храме.
  • Нарисуйте храм своей мечты.

VIІI. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с православным храмом. Что нового вы сегодня узнали о храме?

С каким настроением вы уйдёте с урока?

Учитель: Ребята, спасибо вам за труд и усердие. За это вам всем небольшой подарок - раскраски с храмами.

Заключительные слова учителя

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме? (Ответы детей.)

Вывод: (слайд 21)

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

(Слайд 22)

Стихотворение (Кристина Кузина «Храм»)

Куполами наш храм отражается в водах,
Словно вышедший с бренных её берегов,
Храм молитв, Храм Христа, Храм великих народов,
Белокаменный дом, где молитвы слышны.
Сотни тысяч пришедших сюда помолиться
Зажигают единый очаг доброты.
И видна скорбь в душе, в их смотрящие лица,
Где застыла слеза на холодной щеке.
В Божьем доме из нас каждый ищет прощенья,
Каждый просит здоровья для близких своих.
И сливаются думы с молитвенным пеньем,
С чистым помыслом каждой заблудшей души.
Перезвон колокольный, хрустальные звуки
Будоражит наш мир там, где сердце болит.
Лейся, звон колокольный, по нашей округе,
Лейся чистой слезою священных молитв!

Список использованной литературы

  1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений  / А.В.Кураев – М.: Просвещение, 2012.
  2.  Александр Петров. Устройство православного храма http://ourways.ru/article/article-24.html
  3. . Сост. Шемяков Н. На земле Вознесенской., 2009
  4.  Фото из личного архива
  5. Портал Православие и мир http://www.pravmir.ru/

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://pravoslavie58region.ru/index.php?loc=palomnik-pamiatka.htm
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. http://wiki.iteach.ru/
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/urok-orkse-modul-opk-po-teme-khram


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).

Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха»....

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»   ...

Методическая разработка - конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Альтруизм и эгоизм"

Конспект предполагает использование в паре с презентацией....

Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ

В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской....

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ 4 класс .Тема: САША РАССКАЗЫВАЕТ О ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Урок развивает у учащихся первичные представления о верованиях разных народов в мифах,легендах и сказаниях.Учащиеся работают в группах,анализируют текст,иллюстрации, работают с новыми понятиями....