Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия-наша Родина"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Ерофеева Наталья Станиславовна

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия - наша Родина"

Цель урока: формирование у обучающихся образа родной страны, как Родины, как многонационального государства со своими культурными, духовными, нравственными ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_rossiya_-_nasha_rodina.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Автор: Ерофеева Наталья Станиславовна, учитель высшей категории

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Россия – наша Родина.

Применяемые технологии: Технология проблемного обучения. Информационно-компьютерные технологии. Игровые технологии. Групповые технологии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание того, что объединяет всех граждан России, что такое Родина и Отечество, что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют, какие ценности лежат в основе традиций.  

П. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Р. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Способность понимать и проявлять свои чувства словами

К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Формирование ценностного отношения к Родине, воспитание гражданина, чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Цель урока

Формирование у учащихся образа родной страны, как Родины, как многонационального государства со своими культурными, духовными, нравственными ценностями.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Родина, Отечество; духовный мир, внутренний мир;

культурные традиции.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Песня «С чего начинается Родина»  сл.  М. Матусовского, муз. В.Баснера, песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару, стихотворение З.Александровой «Родина», карта Российской Федерации, иллюстрации, на которых изображены пейзажи, люди разных национальностей.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

(Звучит песня «С чего начинается Родина»).

-Как вы думаете, какой будет тема нашего первого урока?

(Родина, потому что прозвучала песня о Родине).

Послушайте стихотворение и подумайте его главную мысль.

Родина.

Если скажут слово «Родина»,

Стразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики.

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

- Какова главная мысль этого стихотворения?  (ответы учащихся).

Назовите слово-ассоциацию, которое вы себе представили, когда вы произносите слово Родина. (все по цепочке произносят слова-ассоциации)

-Давайте уточним тему урока.

Задание для групп. У каждого из вас на столе лежит карта и приготовлены карточки с географическими названиями. Ваша задача найти эти географические названия и прикрепить их на большую карту с помощью маленьких магнитиков. На карте появляются названия гор, морей, озер, рек.

  • 1-2 группы: Города: Архангельск, Владивосток, Екатеринбург,  Калининград, Краснодар, Красноярск,  Москва, Новосибирск, Норильск, Новороссийск, Петропавловск - Камчатский, Рязань,  Санкт-Петербург, Смоленск,  Тула.  
  • 3 группа: Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы
  • 4 группа: Моря: Азовское море, Аральское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Охотское море,  Черное море.
  • 5 группа: Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро
  • 6 группа: Реки: Ангара, Волга,  Енисей, Иртыш, Кама, Лена.)

Что объединяет все эти географические названия? – Россия. Посмотрите на карту.

 -- Что вы знаете о стране, в которой мы живём?

-Как называется страна, в которой мы живем?

-Кто является главой нашего государства?

-Что вы можете сказать о территории нашей страны?

Это наша страна - Российская Федерация, где мы живем, где живут наши родные и близкие люди.

Назовите столицу нашей страны и покажите ее на карте.

Россия – необъятная страна. Её площадь – 17 млн. кв.км.

-Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России? (Работа с картой

 в парах) После обсуждения дети называют народы, населяющие Россию)

Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.

Самостоятельное чтение стихотворения.

Задание для всех групп.

 (Определить различия, живущих народов России и что их объединяет )

(Отличия:

  1. Место проживания
  2. Язык
  3. обычаи, традиции
  4. Интересы, увлечения
  5. Национальная кухня)

Текст стихотворения.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.

Одним – милее осень, другим - милей весна,

А Родина Россия у нас у всех одна.

Что же объединяет разных граждан России?

-А теперь скажите, какой же будет тема нашего первого урока? (Россия – наша Родина)

Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Личностные компетенции:

«Вижу, слышу, чувствую».

Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7мин.

(Работа с учебником «Основы светской этики», Изд-во : М.: «Просвещение», 2015 г.).

-Прочитайте первый абзац в учебнике на с.4.

Теперь произнесем все вместе  слово «Россия».

-Что вы почувствовали в его звучании?

Прослушивание Гимна России.

-Почему мы считаем Россию своей Родиной?

- А какое определение можно найти в словарях?

Этимология слова.

Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити.

Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

Какие родственные слова можно подобрать к этому слову? (дети в парах подбирают однокоренные слова)

-Как ещё можно назвать страну, где ты родился? Прочитаем 2-й абзац в учебнике на с. 4.

От какого слова происходит слово «Отечество»?

Запись в тетрадь изучаемых понятий.

-Окружающий нас мир разнообразен. Вещи, предметы, явления природы – материальный мир. Но есть и другой мир – духовный.

-Как вы думаете, что это такое?

Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир ещё называется миром культуры.

Духовный мир отражается в человеке и образует его внутренний мир.

Прочитаем 3-5-й абзац в учебнике на с. 4.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Сбор информации

Познавательные УУД: «Прием информации».

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15мин.

Задание для групп.

-Выполним следующие задания. У каждой группы есть силуэт человека. Вам нужно окружить его предметами материального мира и наполнить его внутренний духовный мир. Какой будет ваш человек, что его будет окружать, решать вам.

Работа в группах: ученики каждой из них представляют свою работу, объясняют, какой человек у них получился. Работы вывешиваются на доску для подведения итогов урока.

Прочитаем 7-й абзац в учебнике на с. 5.

- Как вы поняли, что такое культурные традиции народа?

( Культурные страницы народа – это то, что придумали наши предки давным-давно, а последующие поколения соблюдают эти традиции, потому что они основаны на великих ценностях. Это такие ценности, как: добро, честь, справедливость, милосердие.)

Задание для групп.

На карточках изображены предметы, принадлежащие разным народам. Все ли эти предметы будут являться культурными ценностями для каждого народа? Найти такие предметы и отметить.

Самостоятельная работа в группах, результаты которой обсуждаются и вывешиваются на доску.

-Издавна в России в каждом народе особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.

- Какие традиции существуют в вашей семье? (Рассказы детей)

- Для чего хранят и соблюдают традиции?

- Подводя итог урока, мне бы хотелось, чтобы вы никогда не забывали, что вы - граждане великой страны. У нее богатая и славная история, у нас всех общая судьба. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.

Предлагаю вам выполнить тест, чтобы понять над чем ещё надо поработать, все ли вы поняли.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5мин.

1.Тест:

1. Мы живем в государстве, которое называется:

  • Россия
  • Московия
  • Русь
  • Российское государство

2. Духовный мир – это:

  • Вещи
  • Явления природы
  • Предметы
  • Знания

3. Культурные традиции помогают

  • Вырасти сильным
  • Стать добрым
  • Быть честным
  • Получать хорошие отметки в школе

4. Соотнесите понятия и примеры: - 1.Духовный мир –

-2. Материальный мир -

а) здания, б)отношения между людьми,

 в) машины, г) информация, книги, кино

Проверка теста по образцу.

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, по исправлению допущенных ошибок.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3мин.+5мин.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Скажите, пожалуйста, свои ощущения. -Что вам понравилось, что не понравилось на уроке. Закончите мои фразы.

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Россиянами называют…

Я знаю, что…

Мы сегодня обратились к разговору о нашей Родине, углубили свои знания о России. Узнали, что такое материальная и духовная культура. Узнали, что народы нашей страны – России – можно назвать одной семьей. Думаю, вы поняли, что в этой семье необходимо жить дружно, что нужно уважать человека, и тогда человек будет уважать вас.

- Как люди должны относиться  друг к другу?

- А сейчас мы поиграем в игру, которая поможет уважительно относиться друг к другу.

Сундучок комплиментов.

Учитель, начиная упражнение, говорит детям, что сегодня он принёс с собой сундучок комплиментов. Комплименты крылаты, как бабочки, и если сундук открыть, то они вылетят на свободу. «Открывая « сундучок, учитель говорит комплимент кому-то из учеников. Тот, кто  получил комплимент, должен выбрать следующего участника и сказать комплимент ему, пока все не получат по комплименту. Нужно сразу договориться, что нельзя повторяться и что комплименты должны быть искренними.

Урок заканчивается песней «Ты, я, он, она – вместе дружная семья» в исполнении Софии Ротару.

форма групповой рефлексии.

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

Домашнее задание

Его вы будете делать по выбору.(Задание списывается со слайда)

1. Найти и записать пословицы о Родине.

2. Написать рассказ «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?» или стихотворение о Родине.

3. Расскажите или напишите о традициях своей  семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....

Курс ОРКиСЭ. 4 класс Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"

Курс ОРКиСЭ. 4 класс  Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"...

Урок окружающего мира 2 класс по учебнику А.А. Вахрушева "Россия - наша Родина"

Данный урок посвящен России. В ходе занятия  ребята  познакомятся с Россией, ее природой, достопримечательностями, научатся использовать карты для получения информации. Кроме  того, уро...

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Урок по ОРКСЭ 4 класс Модуль "Основы религиозных культур". Тема "Введение. Моя Родина-Россия"

Цель урока: формирование готовности учащихся к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию, социокультурной идентичности....

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе на учебный год

Календарно-тематическое планирование уроков математики  в 3 классе на  учебный год  по системе Л.Занкова...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...