План-конспект урока по теме "Акико рассказывает о культуре и мифологии Японии"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

План-конспект к  уроку ОРКСЭ по  модулю "Основы мировых религиозных культур". Учебник Р.Б. Амирова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_akiko_rasskazyvaet_o_kulture_i_mifologii_yaponii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 7 Тема: Акико рассказывает о мифологии культуре Японии.

Цель: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях разных народов в мифах, легендах.

Задачи:
- знакомство с верованиями коренного населения Японии;
- Развитие представлений о многообразии национальных и религиозных культур, о нравственных и духовных ценностях;
- Знакомство с географическими и природными особенностями Японии. Традиции и современность.
-Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.
-освоение понятий экзотика, синтоизм, буддизм;

Цели: Метапредметные:

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свою мысль в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа, практическая работа.

Формы организации учебной деятельности:

Групповая, Индивидуальная, Фронтальная.

Используемые технологии: частично-поисковый, информационные; здоровьесберегающие;

Используемые методы:

- словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний;

- метод демонстрации;

- перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов);

- метод практической работы;

Основные понятия:

1. Культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия.

2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе.

3. Многообразие культуры и традиций Японии.

Зрительный ряд: слайды о Японии, работы учащихся по данной теме, презентация, фотографии; наглядность;

Оборудование: мультимедийный проектор; экран;

Для обучающихся: правила работы в группе.

Музыкальный ряд: Японская мелодия.

После урока учащиеся смогут:

– применять знания, полученные на уроке на других предметах (окружающий мир, литература, история, ИЗО, музыка).

– быть толерантными.

Личностные:

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Виды деятельности:

- беседа, устный рассказ учителя, устный рассказ учащихся, работа с ИКТ, текстом, словарная работа, работа в группах.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

- Вспомните, каким рисунком-загадкой закончился предыдущий урок ОРКСЭ? (Япония) 

- Как вы думаете о чём будет идти речь на уроке?

2. Сообщение темы и целей урока.

- Какие задачи вам предстоит решить на уроке? (Узнать о Японии, её культуре, традициях, мифах о сотворении мира)

Слайд. Мифология и культура Японии.

- Каким образом мы решим поставленные задачи? Кто и что поможет решить эти задачи? (Послушаем информацию, собранную группами, узнаем из учебника, выслушаем учителя)

ИТАК, задачи поставлены, пути решения определены. Начинаем.

-Мы отправляемся в путешествие по Японии.

 Учитель:

-Мы продолжаем знакомиться с основами разных культур для того, чтобы научиться понимать самих себя и других людей. Отправляемся в страну, которую называют очень странно - «страна-наоборот».

Итак, едва попав в Японию, наблюдательный турист начинает замечать, что здесь, все вроде бы как у всех, но в тоже время в воздухе витает некая недосказанность, да и по мелочам все как-то не так.

Слайд
Кошки без хвостов.

Слайд
Сады из камней. Руль в машине с правой стороны.

Слайд
Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу.

Слайд
Обувь оставляют у порога. Поклоны здесь целый ритуал, чаепития представляет собой обряд, ...

Слайд
а икебана и бонсай - целая наука. И еще много других интересных вещей, о которых мы сегодня и узнаем

У: Вам были даны задания домой и вы в группах собирали материал. Поделитесь информацией, которую нашли.
Внимательно слушайте выступления групп, после рассказа группа задаст вопросы, на которые вы должны будете ответить.

1 группа

У: О чём вы узнали?

Д: Мы узнали...

Слайд
Это островное государство;

Состав территории: 4 крупных острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку) и 4000 мелких островов. Все острова соединены между собой мостами и тоннелями.

Численность населения: 126 млн. чел.;

Государственный язык: японский;

Столица: Токио;

Денежная единица: Йена;

Национальный состав: 99% японцы;

Древнее название страны - Ямато, что означает «путь гор»

(Япония - горная страна. Для большинства японцев солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы. Японцы поклоняются горам как воплощению неведомой божественной силы.)

Флаг

Вопросы:
- Назовите столицу Японии (Токио)
- Назовите денежную единицу Японии (Йена)

2 группа

У: А вы кто?
Д:
Мы - ребята из Японии. Расскажем вам о том, как мы учимся.

В Японии учебный год начинается первого апреля. Японские дети идут в школу с 6 лет. В их школе 12 классов. На переменах ребята тоже играют с игрушками.

Школьная форма обязательна во всех школах Японии. У детей могут быть разные фасоны, но, как правило, белая рубашка у мальчиков, белая блузка и белые гольфы у девочек. Пять лет отметки не ставятся, а на шестой год выставляются по 100-бальной системе.

Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:

1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог», "король" – ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.

2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» – он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.

3 этап – от 14 лет. Ребенок – «друг» – с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.

К поступлению в университет старшеклассники готовятся очень серьезно. В Японии бытует поговорка: «Будешь спать 4 часа, в университет поступишь; будешь спать 5 часов – провалишься». Учебный год в японской школе – самый длинный в мире – 240 дней.

Вопросы:
- Когда в Японии начинается учебный год? (1 апреля)
- Сколько лет продолжается обучение в школе? (12 лет)

3 группа Какое вы получили задание?

Д: Составляли словарь понятий.

«Иероглифы». Главный элемент японского языка – иероглифы. Сейчас в японском повседневном употреблении находится 2000 иероглифов. После окончания начальной школы в возрасте 12 лет ученики должны знать 881 иероглиф, а ко времени окончания старшей школы – 2000.

- Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги (слайд). - Вообще, в Японии очень бережно относятся к традициям. Например, есть у японцев традиция любования, таких любований три: снегом, луной и цветами.

Кимоно. Его носят и мужчины, и женщины. Под кимоно подразумевается длинный прямой халат без застежек с широкими рукавами и поясом.

Театр кабуки родился из народной песни и танца бродячих актеров. Изначально это был женский театр, но постепенно все женские роли в нем стали исполнять мужчины. В кабуки нет масок, большое внимание уделяется движению и речи.

Икебана – искусство составления композиций из цветов. Основные элементы – это три веточки разной длины, символизирующие триаду (небо-земля-человек), цветы же только дополняют созданную композицию).

Цветущая сакура – один из символов Японии. В апреле несколько дней вся страна выходит в парки и сады, чтобы полюбоваться розовым цветом декоративной вишни. Сакуре посвящают стихи и песни, в стране цветение сакуры является национальным праздником.

Вопросы:
-
Что такое кимоно? (национальный костюм)
- Что называют оригами? (искусство складывания из бумаги)

ВЫВОД// Итак, много нового узнали? Какое впечатление у вас сложилось о Японии? Какая она? (интересная, загадочная, яркая, таинственная...)

Сообщение новых понятийных слов.

- Давайте дальше знакомиться...

Слайд. Представьте себе узкую улочку и маленький домик с широкой крышей.

Слайд. Стенки домика - подвижные скользящие перегородки-ширмы, которые могут раздвигаться и сдвигаться. На полу соломенные светлые циновки (коврики).

Слайд. В маленьком садике вокруг домика растут невысокие клёны, японские сосны, папоротник. Такой была Япония несколько столетий назад.

Слайд. Однако всё это можно увидеть и сегодня, где построены большие города с небоскрёбами и широкими улицами.

Японцы берегут свою  культуру, которая формировалась веками, поэтому в их жизни большую роль играют традиции.

Япония - островное государство. Многие века европейцы очень мало знали о её населении, культуре, обычаях. Поэтому многое в жизни японцев воспринимается жителями других стран как ЭКЗОТИКА. (записать термин и найти его значение с. 185). Расскажите своими словами, что такое экзотика - всё неизвестное, необычное, непонятное для человека из другой страны, который это видит впервые или с этим незнаком.

Слайд. Жизнь на островах, а также частые тайфуны и ...
Слайд …. землетрясения сформировали у японцев особое отношение к природе - умение видеть её малейшие изменения и восхищаться сиюминутной красотой. С этим связаны и верования японцев.

Слайд.
СИНТОИЗМ
 ("путь богов") - древняя японская религия, основана на поклонении силам природы. В представлении синтоистов горы, реки, камни, солнце, землю населяют боги, а их души обитают в храмах. Для поклонения богам строились храмы. (Что напоминает?)

Слайд. Другой религией в Японии является БУДДИЗМ, который пришёл в Японию из Китая.

Но это мы будем изучать позже в 3 четверти.

У: Итак, какие две религии  существуют в Японии? (Синтоизм и буддизм)

Физминутка. Сядьте, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и послушайте... (звучит музыка)

Этим занятием увлечены все японцы: И дети, и взрослые. Существует поверье, что если, например, сложить 1000 журавликов, то к человеку вернется здоровье и исполнится главное желание. Каждый японец знает имя девочки Садако Сасаки, которая пострадала от атомной бомбардировки в Хиросиме в 1945 году. Она успела сделать только 800 журавликов и умерла от лучевой болезни (откройте глаза). Девочке поставили памятник: на раскрытых ладонях Садако держит журавлика, устремляющегося в небо. Каждый год возле памятника в день гибели девочки собираются тысячи детей со всей Японии и приносят с собой бумажных журавликов в память о девочке и всех жертвах японских городов Хиросимы и Нагасаки.

Так как называется искусство складывания бумаги? (Оригами)
Мастер-класс Оригами "БАБОЧКА" (После "Журавликов"))

Слайд. Кукла Дарума  Как вы думаете, что это такое? Что особенного в этом изображении?

с. 45 Прочитайте о кукле даруме. Что интересного узнали?

ПС// У вас какой-нибудь возник вопрос? (Что делать с куклой, которая не исполнила желание?) - об этом узнайте к следующему уроку.


Заключительная часть урока:

- Вот такая она, Япония. Экзотичная и неповторимая, где древние традиции, верования и мифы переплетаются с современностью.

Япония.

Таинственная, совершенная.

Созерцает, верит, любуется.

Вслушивается в несказанное...

Страна восходящего солнца.

ИТОГ// Какие новые слова-понятия на уроке запомнили?

- Чему удивились?
-

Рефлексия.

// У вас на столе лежат Бабочки. Проанализируйте урок и сделайте вывод:
Зелёная бабочка - "Я достаточно много узнал о Японии"
Красная бабочка - "Я узнал много и хочу ещё узнать  интересное о Японии.

Д/з: Найти материал о кукле даруме. Записать в тетрадь понятия, которые запомнили на уроке, и новые из учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе (ФГОС) с использованием средств ИКТ

Урок был представлен на методическом семинаре школы по распространению опыта внедрения ФГОС в учебный процесс....

План - конспект открытого урока по физической культуре на тему «Подвижные игры на развитие ловкости» для учащихся третьего класса

Урок физической культуры, 3 классАвтор: Тришкин Александр Юрьевич, учитель физической культуры МОУ СОШ № 100, г. ВолгоградОписание материала: Предлагаю вам план - конспект открытого урока по физ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого урока по физической культуре в 3 классе.

                                  ПЛАН – КОНСПЕКТ  открытого урока по физической культуре в 3 классе.Ра...

План – конспект открытого урока по физической культуре в 4-м « А» классе по разделу "Подвижные игры".

План – конспект открытого урока по физической культуре   в 4-м « А» классе  по разделу "Подвижные игры", на районном конкурсе "Учитель года-2013". Развитие   двигат...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...

Конспект урока по изобразительному искусству "Художественная культура других народов. Япония. Архитектура — храм-пагода. Сакура — символ страны.»" (4 класс)

Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: создание условий для ознакомления детей с памятниками архитектуры, традициями и символами Японии Дидактические:Познакомить учащихся с произведениями ...