Конспект урока + презентация Дружба и порядочность 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Ворокосова Ольга Игоревна

Цель: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», определить,  какие качества человека важны в друге.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 

Личностные:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

 Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: программа: учебник по курсу ОРКСЭ, презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА  ОРКСЭ

Тема урока: « Дружба и порядочность ».

Дата: 9 октября 2018г., вторник

Школа: МАОУ СОШ № 148

Класс: 4 «в»

Урок: 2

Время:  

Кабинет: 222

                                                                     Учитель: Кейзер А.В

                                                                      Студент: Сафонова О., 42г

                                                                                     Методист:  Мухина И.Г

Цель: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», определить,  какие качества человека важны в друге.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Личностные:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

 Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: программа: учебник по курсу ОРКСЭ, презентация, раздаточный материал.

Челябинск,2018

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

 15 -30 сек.

-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. Поприветствуем друг друга.

 Организуют рабочее место.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2

мин.

Настрой детей на урок, подведение к теме:

- Послушайте одну интересную притчу:

 - Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья.

-Может они хотели помочь?

- Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

 

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

- Как вы думаете, зачем пришли друзья?  

- Как вы думаете, как изменилась жизнь главного героя с приходом друзей?  

- Ребята, о чем эта притча?

 -Сформулируйте тему нашего урока?  Дружба)

- Какая пословица подходит к этой притче?

- А какие цели мы можем поставить?

  Предполагают.

- О том как друзья спасли человека, о дружбе.

-Дружба.

- Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

- Узнать понятие слова дружба.

- Разобрать ситуации.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

10-12

мин.

 Организация словарной работы.

- Так что же такое дружба, кто мне ответит?

Дружба – одна из высших нравственных ценностей. Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

Организации работы с учебником:

 - Ребята, подберите слова, связанные с дружбой

Д-

Р-

У-

Ж-

Б-

А-

- Из первых букв названных слов получилось слово дружба.

Действительно, дружба связанна с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за нее бороться.

- Каждый ли человек умеет быть другом?

- Как показывает жизнь, далеко не всякий и не всегда, ведь  до дружбы надо дорасти. Не сможет стать другом тот, кто самолюбив и хочет быть главным в дружбе, кто не придет другу на помощь в беде. Другом не сможет стать и тот, кто не умеет искренне, без зависти радоваться успехам другого. Ведь истинная дружба приходит испытание не только бедой, но и радостью.

- Иногда возникает вопрос: надо ли спрашивать разрешение родителей, с кем дружить?

- Личное право каждого выбирать своих друзей. Но чтобы не навредить ни себе, ни родным и близким, хорошо бы посоветоваться с родителями. Ведь это они несут ответственность за твою жизнь и здоровье, за твое будущее.

 -Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и учёбе.

- Скажи своему другу: «Спасибо, что ты рядом».

-Давайте обсудим вопросы:

  1. Есть ли у тебя друг? Почему ты считаешь его своим другом?
  2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?
  3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами ради тебя? Имеешь ли ты право требовать это от него?
  4. Какие проступки ты смог бы простить другу? А какие нет?
  5. Всегда ли ты говоришь другу правду?
  6. Помогает ли тебе дружба в жизни, учёбе?
  7. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

 Предполагают.

 Формулируют определение к понятию урока.

 

Доверие

Радость

Уважение

Желание

Борьба

Активность

- Да.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

1

мин.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

 Видео

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

 

- Предлагаю послушать следующее стихотворение. (выступление учеников)

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятёрки до одной у

У Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной

Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

- Почему же с девочкой никто не хочет дружить?

- А какими качествами должен обладать настоящий друг- Какие черты характера друга ты ценишь?

- Предлагаю разобрать ситуации и ответить на вопросы. Работаем в группах – вместе обсуждаем.

Ситуация № 1 (для первой группы.)

Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

- Вопросы для обсуждения:

Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

- Знаете ли вы такие примеры?

- Какие качества вы цените в друге?

Ситуация № 2 (для второй группы.)

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

-Что случилось с Мишей?

-Почему он повел себя так?

-А как бы вы повели себя в такой ситуации?

-Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

-Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Ситуация № 3

Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?

Ситуация № 4

Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?”

Сегодня Клоков дежурный у нас.

Того, кто не мылся, не пустит в класс.

Коля Сизов, его старый друг,

Чтоб друга проверить, не вымыл рук.

– Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, –

Не допущу тебя до уроков!

– Что ты? Да мы же друзья!

С друзьями ведь так нельзя!

– А разве такими руками

Здороваться можно с друзьями?

Прав ли клоков? Почему?

Ситуация № 5

Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.

Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.

Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.

Правильно ли они поступили и почему?

Ситуация № 6

Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

- Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

 

Дети читают стихотворение.

-Доброту, честность, отзывчивость…..

ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

1

мин.

- Ребята, значит, для дружбы нужны правила?

- Попробуйте сформулировать правила дружбы в своей команде.

- Прочитайте правила дружбы на с 54.

- А что говорит о дружбе народная мудрость? Для этого на  нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

« Взаимное доверие - основа дружбы».

« Человек без друзей, что дерево без корней».

« Старый друг, лучше новых двух».

«Настоящая дружба не знает зависти».

«Не богатство друг, а друг-богатство».

   - Да/ Нет.

- Нужно всегда говорить правду.

- Нужно доверять своему другу.

- Дорожить дружбой и старыми друзьями.

- Друг это наше богатство.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

 - Ребята, какие цели мы ставили в начале урока?

- Кто мне скажет, что такое дружба?

- Вспомните, какими качествами обладает друг?

 

Предлагают.

 

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Тема : «Дружба и порядочность» Цели: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», определить, какие качества человека важны в друге.

Слайд 3

Дружба – одна из высших нравственных ценностей . Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности . Запишите в тетрадь определение:

Слайд 4

Подберите слова начинающиеся на данные буквы, которые характеризуют дружбу: Д - Р - У - Ж - Б - А -

Слайд 5

Д –доверие Р – радость У - уважение Ж - желание Б - борьба А - активность

Слайд 6

1. Есть ли у тебя друг? Почему ты считаешь его своим другом? 2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь? 3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами ради тебя? Имеешь ли ты право требовать это от него? 4. Какие проступки ты смог бы простить другу? А какие нет ? 5. Всегда ли ты говоришь другу правду? 6. Помогает ли тебе дружба в жизни, учёбе? 7. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

Слайд 7

Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: - Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита!

Слайд 8

Все пятёрки до одной у У Светловой Нади. Я прошу: - А ты со мной Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать.

Слайд 9

А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг… Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.

Слайд 10

Закончите поговорку: Дружба крепка не лестью- Взаимное доверие Человек без друзей- Старый друг- Настоящая дружба Не богатство друг а друг-богатство а правдой и честью основа дружбы Лучше новых двух не знает зависти что дерево без корней

Слайд 11

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» « Взаимное доверие - основа дружбы». « Человек без друзей, что дерево без корней». « Старый друг, лучше новых двух». «Настоящая дружба не знает зависти». «Не богатство друг, а друг-богатство».

Слайд 12

Ситуация № 1 Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Слайд 13

Ситуация № 2 Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Слайд 14

Ситуация № 3 Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?

Слайд 15

Ситуация № 4 Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?” Сегодня Клоков дежурный у нас. Того, кто не мылся, не пустит в класс. Коля Сизов , его старый друг, Чтоб друга проверить, не вымыл рук. – Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, – Не допущу тебя до уроков! – Что ты? Да мы же друзья! С друзьями ведь так нельзя! – А разве такими руками Здороваться можно с друзьями? Прав ли клоков? Почему?

Слайд 16

Ситуация № 5 Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят. Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться. Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали. Правильно ли они поступили и почему?

Слайд 17

Ситуация № 6 Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье . - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Слайд 18

Тема : «Дружба и порядочность» Цели: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», определить, какие качества человека важны в друге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока , презентация Красная книга 2 класс окружающий мир

Урок по теме "Красная книга. Будь природе другом"  2 класс "Школа России". Содержит конспект урока и презентацию. Можно использовать и как внеклассное мероприятие....

конспект урока , презентация Красная книга 2 класс окружающий мир

Урок по теме "Красная книга. Будь природе другом"  2 класс "Школа России". Содержит конспект урока и презентацию. Можно использовать и как внеклассное мероприятие....

Конспект урока-презентации по математике 2 класса на тему:"Составление таблицы умножения на 3".

Урок- презентация по математике 2 класс по может учащимся в составлении таблицы умножения на 3....

Конспект урока, презентация Зощенко "Ёлка", 4 класс, чтение

Познакомить учащихся с новым произведением...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по математике 2 класс "Школа России" «Периметр прямоугольгика»

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Периметр прямоугольника»Цели урока: Формировать умение вычислять периметр прямоугольника.Планируемые результаты:·        ...

Конспект урока +презентация "Русская трапеза" 3 класс

Цели деятельности учителя: 1. Создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме «Русская трапеза».Планируемые результаты:Предметные:1. Уметь работать с источниками ин...