Урок 4 класс Зачем творить добро
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_4_klass.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль

«Основы православной культуры»

Класс: 4

Тема урока: «Зачем творить добро»

Время

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

2 мин

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

-Проверяет готовность к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;

-Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, жизнь

пусть на самую капельку, стала радостнее, интереснее. Думаю и наш урок сегодня

Пройдёт интересно, с пользой для всех. Слайд №1

( чтение детьми хором)

Сейчас я начну учиться.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я готов(а) к работе.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:
"Я-Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!" И огонёк свечи погас.

Вторая сказала:
"Я-Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше." Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла: "Я-Любовь. У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего-своих близких." Долго не ждав, эта свеча угасла.

Вдруг...В комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?!Вы должны гореть! Я боюсь темноты!!!" Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи.
Я-НАДЕЖДА !"

Я неслучайно начала урок этими строками, а почему? Ответим на этот вопрос в конце урока.

-Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

-Настраиваются на предстоящую работу в классе. 

Личностные - прививать интерес к познавательной деятельности.

 

3 мин

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. 

Зв. песня «Твори добро»

Твори добро на всей земле, 
Твори добро другим во благо, 
Не за красивое спасибо 
Услышавшего тебя рядом.

- Какова главная мысль этой песни?

Назовите антоним к слову добро- зло

Игра «Ассоциации»

Приведите примеры добрых поступков из  жизни.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Зло

Учащиеся приводят примеры добрых поступков.

Коммуникативные – умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать

2мин

3. Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения

Верно, ребята! Тема нашего разговора - Добро и Добрые дела.

- И мы с вами исследуем главные моральные понятия в жизни «Добро» и «Зло». И ответим на вопрос «Зачем творить добро?»

-Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить?

 -Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Давайте откроем учебник и прочитаем тему нашего урока. (стр 68)

 -Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

-Как подражают Христу?

-Чему радуются святые?

Высказывают свои мнения.

Что такое добро? Что такое зло?

Что такое совесть?

Зачем творить добро?

Записывают тему урока в тетрадь.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

Выделение существенной информации

18 мин из них

2 мин

физминутка

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Организация чтения  текста из учебника. Как понимали « добро» православные люди». При чтении текста, учитель делает небольшие комментарии, задаёт вопросы. Работа с текстом учебника.

-Какого человека можно назвать святым?

-Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем.

-Знаете ли вы святых? Назовите их имена.

Почему этих людей называют святыми?

 -Да, ребята, святой-это проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.

Дополнение от учителя:

Однажды Николай в дороге по морю предсказал и усмирил силою молитвы ужасную бурю, воскресил из мертвых разбившегося насмерть матроса. Он исцелял от недугов много людей, помогал бедным материально.

Святой Николай Чудотворец нищенствовал, истязал себя испытаниями — у него даже не было крыши над головой. И, тем не менее, он не пропускал ни одну церковную службу.

Даже после получения высокой должности епископа Святой Николай не стал облачаться в пышные одежды — он продолжал вести чрезвычайно скромный образ жизни и кушал только один раз в день — вечером.

Во времена гонения на православную Церковь Святой Николай выступал в её поддержку. За это Святого Николая разжаловали из епископов и даже посадили в тюрьму.

-Петр и Февронья Муромских, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу дурного слова.

Дети работают с текстом. Используют выборочный пересказ текста..

Дети выделяют из текста значимые выражения  и записывают определение в тетрадь

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт

Учащиеся читают сообщения о святых.(Приложение 1)

Познавательные УУД

- нахождение ответов на вопросы в тексте; умение высказать свое мнение; владение и использование разных видов чтения, смысловое чтение как осмысление цели чтения

Коммуникативные УУД

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

 

Работа с учебником.

Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

Словарная работа.

Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

Дать определение понятия «эгоизм»

Эгоизм- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

-Что противостоит эгоизму?

- Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

Благодарность

Благо                     дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Древняя легенда рассказывает, как Апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

Работа с текстом.

(Давайте прочтём эту легенду Приложение 2)

Вопросы на восприятие.

-Понравилась легенда?

-Кого обвинили в поджоге города?

-Как с ними поступили?

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

-Что ответил Христос?

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

-Возможно, даже рискуя своей жизнью.

-Что говорил Христос?  Найдите в тексте  

ФИЗМИНУТКА.

«Волшебный цветок добра». 

-Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Такое состояние человека называют -самоотверженность.

Как вы понимаете это слово?

Словарная работа.

           

                         Самоотверженность.

Сам             отверженность

человек       жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный»  не считаются синонимами.

Рубрика: «Это интересно».

- Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу

(1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение:

 «Спешите делать добро».

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

        

- Как вы понимаете это изречение?

Слайд №2

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

-Как на иконе изображен апостол Андрей?

-Какие художественные детали и подробности отражены художником?

-Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

-Почитается ли имя апостола Андрея?

- Что символизирует имя апостола Андрея?

-На каком знамени изображён Андреевский крест?

-Как называется этот флаг?

Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации.

Работа с учебником.

Ответы детей.

Запись определения в тетрадь.

Эгоизм - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других.

Благодарность

Ответы детей.

-Благо, дарить.

Запись схемы в тетрадь

Чтение вслух

-Христиан.

-Арестовывали, казнили.

-Он был христианином.

-Христос.

 

-Куда ты идёшь, Господи?

-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

-Вернулся в город.

-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

-Да Пётр был благодарен Христу.

-Христос и Пётр.

- Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку.

Ответы детей

Запись схемы

Слушают учителя

Ответы детей

Ответы детей

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации

5 мин

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

 

-Так что же такое добро для христианина? Слайд №3 

ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться , процветать

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

- Объясните, что лично вы относите  к полезному, приятному и истинному добру.

- Какое добро делают ребята нашей школы?

-Так что же такое зло для христианина? Слайд №4

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

(проговариваем вслух)

Слайд №5

Творческая групповая работа. Какие плоды могут расти на дереве «Добро»? А на дереве «Зло»? Договоритесь между собой и прикрепите листики на каждое дерево.  Приложение 3

Слова: тепло, война, смерть, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе, обман, насилие, взаимовыручка, помощь, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совесть, правдивость, хитрость, лживость, эгоизм.

Слова прикрепляются на деревья.

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/02/21/v_58ac39953fcbe/99681744_1.png https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/02/21/v_58ac39953fcbe/99681744_1.png

Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться , процветать

полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде

сажают деревья, чтят память ветеранов, проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей.

Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

Работа в группе

Коммуникативные УУД

- овладение  умения  работать  в группе

Познавательные УУД

- оформлять свои мысли в устной форме

6 мин

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Прослушивание сказки

Приём чтение с остановками

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика куда бы он не шёл.

Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним.  Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота.

«Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр  она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так.

- Что могло такое произойти?

Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. Услышав крик старухи, дед, пёс и кот подбежали к колодцу.

Как мог поступить дед?

 Дед лег на землю, дотянулся до рук старухи и попробовал её вытащить, но сил не хватало.

Как по вашему мнению поступят животные?

 Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. И хотя для них для всех у сердитой старухи никогда не находилось доброго слова, они всё — таки помогли деду вытащить её из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой

Какой напрашивается вывод

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.

Слайд № 6 ( вывод)

Физминутка

Я иду, и ты идешь— раз, два, три.

 Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

 Мы идем и мы поем — раз, два, три.

 Очень дружно мы живем — раз, два, три.

Предполагают, что было дальше

 Самостоятельное выделяют черты  из задания по карточкам- какие присущи старухи, какие старику.

Вывод:   новое испытание  преобразило старуху, самолюбие покинуло её. Она поняла, что значит творить добро.

шаг на месте

стоя, дирижируем 2-мя руками

  шаг на месте

  хлопаем руками

Познавательные  УУД

- осуществление  анализа  и синтеза  для  понимания  смысла; поиск и выделение той или иной информации

Коммуникативные УУД

- овладение  умением  сформулировать главную мысль текста

- помочь ребенку в аргументации своего мнения

Личностные УУД

- выделение значимых качеств личности

4 мин

7. Включение в систему знаний и повторение.

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

-Прочитайте высказывание А. Грина. «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». Слайд № 7

-Как понимаете эти слова?

-Как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?

Кому и как помогла девочка в этой сказке?

-А на какое доброе дело потратили бы вы волшебный цветок? Задумайтесь и напишите об этом на цветочке.

У вас на столе по три цветочка.

-Если вы много сделали добрых дел, а после нашего разговора вам ещё хочется больше творить добро -напишите на красном.

-А если урок вас заставил задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы-ваш цветок розовый.

-А если вы за свою жизнь не сделали ни одного доброго дела, то ваш цветок желтый.

Прием «Рассыпанные пословицы». Используется раздаточный материал ( пословицы разрезаны, их надо собрать).

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово и кошке приятно.
Худо жить без ласкового слова.


Соберите рассыпавшиеся пословицы

-  Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро. Ведь вы-наше будущее России. Хочется, чтобы молодое поколение было лучше, чем мы.

- Хотите, я научу — как не попасть в сети зла? Поднимите руку вот так.

- Вот пять пальцев. Зло начинается с малого. Возьмитесь за самый маленький пальчик…Вы впустили его в себя. Загибаем мизинец

 Зло начинает расти внутри вас. Это – второй пальчик. Загибаем

Постепенно зло достигает  вершины. 

Загибаем средний палец

А дальше все быстро - стремительное падение человека. Сжать пальцы в кулак.

Зло стало управлять вами. Видите, какой грозный кулак! И вот вы уже во власти зла… — Разожмите кулачок!

— Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?

-Какой  надежный щит нужно  поставить на пути зла?

— Правильно, дети!

Высказывание детей

«Цветик-семицветик» В.Катаев

Женя помогла мальчику Вите вылечить больные ноги, тем самым она подарила ему здоровье.

Учащиеся выполняют задание

(на фоне музыки «Твори добро»)

Знакомятся  с пословицей.

Работа в паре

Собирают рассыпавшие пословицы

Загибают мизинец

Загибают безымянный

Загибают средний палец

Сжимают пальцы в кулак

В самом начале, на мизинце.

Добро

Познавательные УУД     осуществление  анализа  и синтеза  для  понимания  смысла

Личностные УУД

- умение эмоционально откликаться на содержание урока

Коммуникативные УУД

- овладение  умением  сформулировать главную мысль тек

5мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

  Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания

Притча о добре и зле. Какой волк победит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я вам желаю, чтобы у вас победил волк, который творит добро.

А кормить вы его должны своими добрыми делами.

-Ребята! Во время нашего исследования мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните!

- Как на этот вопрос отвечают православные христиане? Зачем творить добро?

Назовите две причины, по которым христиане творят добро.

-Как вы думаете, почему свеча-надежда не потухла? Как понятие надежда связано с нашей темой?

(Слайд № 8 с белым экраном и точкой.)

– Ребята, посмотрите внимательно (указать рукой на экран) и скажите, что вы увидели?

-   Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого пространства…

— К сожалению, так и в жизни: мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

— Задумайтесь, почему так?

Ребята, что вы узнали нового?

-Что бы вы хотели узнать?

-Оцените свою работу на уроке.

Звучит музыка «Добрым быть совсем не просто»

- А сейчас возьмёмся все за руки. (По ходу учитель прикрепляет на мизинец всем сердечко)

Эстафета добра в мире не прекращается. Мы много сегодня говорили о добре. Все вместе мы можем победить зло. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки -в реку, реки-в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. И помните: человек рожден, чтобы творить… добро!

- Дети, а почему я прикрепила вам сердечко на мизинчик?

 - Какие вы молодцы! Вы очень хорошо работали.

У каждого ребенка лист достижений.

(Приложение 4)

Домашнее задание.

Из предложенных на выбор:

-расскажите близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;

-подберите пословицы о доброте;

-подберите притчу о доброте;

-нарисуйте социальную рекламу« Твори добро на благо людям».

Зачем творить добро?»

Чтобы  благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость

Ответы  детей

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Потому что там начиналось зло, и его нужно остановить в самом начале 

Учащиеся заполняют лист достижений

чтобы выявить уровень восприятия нового материала

Личностные УУД

- способствовать проявлению самостоятельности в  детской деятельности.

Регулятивные УУД

- определение  степени успешности   своей  работы


Приложение 1

 Блаженная Матрона родилась в 1885 году в Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего, Матрона молилась за людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье местного купца. Рано потерял отца. В 24 года стал послушником в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в кельи в пяти километрах от монастыря. Он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост, перечитывал Евангелие, ежедневно долго молился. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их. Имел дар прозорливости и исцеления от болезней.

Николай Чудотворец родился в семье престарелых родителей, которые были весьма богатыми и порядочными людьми. Николай с самого детства показал свою приверженность Господу Богу.

Николай Чудотворец совершил много добрых дел. Например, подарил золото трем сестрам-бесприданницам, с помощью которого они вышли замуж.

Приложение 2

Древняя легенда рассказывает о ближайшем ученике Христа – апостоле Петре. Он пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.

Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…

Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…

Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.


Приложение 3

Слова: тепло, война, смерть, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе, обман, насилие, взаимовыручка, помощь, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совесть, правдивость, хитрость, лживость, эгоизм.

Слова прикрепляются на деревья.

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/02/21/v_58ac39953fcbe/99681744_1.pnghttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/02/21/v_58ac39953fcbe/99681744_1.png 

Приложение 3

Раздаточный материал:

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово и кошке приятно.
Худо жить без ласкового слова.

Приложение 4

Лист достижений

Ф.И.О.______________________________

Тема урока: «Зачем творить добро»

На уроке я узнал ___________________________________________________________________________

Мне в этом помогли _________________________________________________________

На уроке мне мешали ____________________________________________________________

Я хотел бы подробнее узнать о ______________________________________________________

Мне урок понравился, не понравился (подчеркнуть)

Пожелания учителю по проведению урока_______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»...

Конспект урока "Зачем творить добро" ОПК 4 класс

Данный урок раскрывает для детей нравственные категории нашего мира, помогает определить для себя важное и необходимое, научиться чувствовать себя счастливым...

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

Технологическая карта урока-проекта "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классепо теме:  «Зачем творить добро?»...

Урок ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Цель данного урока - сформировать у учащихся понимание того, что творить добро –  духовная радость.На уроке дети исследуют  главные моральные понятия в жизни «Добро» и &laq...

Методическая разработка урока ОПК "Зачем творить добро"

В данной разработке содержится подробный план проведения урока православной культуры....