Позитивные возможности и сложности преподавания курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс)

hakimovaguzel1979@mail.ru

Введение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской

этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Где духовность

и нравственность не противопоставлены, а взаимодействуют и дополняют друг друга. Это

естественно, поскольку их подходы к воспитанию имеют много точек соприкосновения.

Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение

православной культуры привело к усилению интереса школьников к прошлому своей

страны, её культуре, традициям своей семьи.

Познавательные универсальные учебные действия в рамках курса ОРКСЭ включают : общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем, логические действия, обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Для формирования познавательных общеучебные  действий  на уроках ОРКСЭ – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Введение проблемного диалога, учитель подводит учащихся к осознанию темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_statya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы воспитываем вовсе не примером,

а отношением, собеседничеством, сотрудничеством…

С. Соловейчик.

«Позитивные возможности и сложности преподавания курса ОРКСЭ»

                                                                                 

Шагиева Гузель Нашатовна

                                                                                            учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ№7» г. Альметьевска

Введение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской

этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Где духовность

и нравственность не противопоставлены, а взаимодействуют и дополняют друг друга. Это

естественно, поскольку их подходы к воспитанию имеют много точек соприкосновения.

Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение

православной культуры привело к усилению интереса школьников к прошлому своей

страны, её культуре, традициям своей семьи.

Познавательные универсальные учебные действия в рамках курса ОРКСЭ включают : общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем, логические действия, обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Для формирования познавательных общеучебные  действий  на уроках ОРКСЭ – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Введение проблемного диалога, учитель подводит учащихся к осознанию темы.

Одной из важных форм учебной работы по формированию общеучебные  действий является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ.  Например, работа с притчей.

Основные способы использования притч в курсе:

  • определение смысла и идеи притчи;
  • подготовка ответов на вопросы по содержанию и его осмыслению;
  • определение ключевых понятий в тексте;
  • сравнение нескольких притч;
  • иллюстрирование;
  • сочинение своей притчи по аналогии;
  • инсценирование и пр.

Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:

комментированное чтение – оно актуально, если осваивается сложный материал;

чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;

передача текста в преобразованном виде – составление планов, опорных схем.

Также формированию общеучебные  действий на уроках ОРКСЭ способствует применение словарей, справочников,  ИКТ – технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Можно использовать:

  1. Словарь русского языка С. И.Ожегов.
  2. Толковый словарь Ушакова
  3. Большая советская энциклопедия
  4. Этимологический словарь русского языка Семенова.

Использование различных игр, викторин, кроссвордов  направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
     Использование на уроках игр,  упражнений в применении приемлемых способов поведения, овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать своё поведение.

Например: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия» и т.д.

Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»

Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.  (Можно включить красивую, приятную мелодию).

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё доброе и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуй, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью.  Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.

Упражнение «Да – нет».

Инструкция. Если называемую форму поведения вы считаете правильной, то поднимаете руку. Если, по  - вашему, эта форма неудобна, то, соответственно, ваша рука спокойно лежит на парте.

- Умение внимательно слушать и слышать.

- Перебивание друг друга, нетерпение.

- Благожелательность.

- Осуждение, критика.

- Похвала, согласие с правом других на своё мнение.

- Поддержка.

- Оскорбление, обзывание.

- Стремление разобраться, понять чужую точку зрения.

- Утешение, подбадривание.

- Осуждение, критика.

- Обвинения, упрёки, угрозы в адрес другого человека.

Игра «Дружные пальцы».

Ребята, представьте, что ваши пальцы поссорились и нее хотят работать вместе. Попробуйте с помощью одного пальца застегнуть пуговицу, нарисовать круг или квадрат.

Повторить эти действия с помощью двух, трёх и всех пальцев.

Трудно работать, когда одни пальцы не помогают другим! Вот так и в жизни получается, что одному очень трудно справиться со своим горем, трудностями, проблемами.

Игра «Думаем о Родине».

Дети встают в круг. Педагог по очереди бросает мяч каждому ребёнку. Нужно сориентироваться в ситуациях: в названном поступке проявляется или нет забота и любовь к людям, к Родине.

Вопросы – ситуации:

- Человек сажает возле своего дома деревья.

- Человек вернулся из леса с букетом ландышей.

- Туристы срубили молодое деревце для костра.

- Человек выбросил мусор в канаву возле своего дома.

- После отдыха туристы весь свой мусор собрали и взяли с собой.

- Девочка уступила в транспорте место пожилому мужчине

Игра «Топаем – хлопаем».

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

  1. Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
  2. Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
  3. Старшие ученики обижают младших.
  4. Ученики дарят цветы учительнице.
  5. Ребёнок помогает маме в работе по дому
  6. Отнять у младшего деньги
  7. Ударить ногой собаку.
  8. Помочь однокласснику в учебе.
  9. Помирить поссорившихся друзей.
  10. Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище
  11. Отвести домой заболевшего друга.

Каждый урок ОРКСЭ должен быть в радость учащимся. Для этого используются: 
- соревнования команд – по рядам, группам желающих, мальчиков и девочек и т.д.

- викторины, конкурсы, подвижные игры, разгадывание загадок;

- художественное чтение стихов, инсценировки, исполнение песен и танцев;

Важное место в реализации курса занимает работа в группах, которая позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе. Реализации этих задач способствуют ситуации для обсуждения в группе, позволяющие формировать у учащихся верные нравственные ориентиры.

Обязательно  нужно проводить беседу о прочитанном произведении, после чего совместно с детьми  делать выводы, которые можно записывать  в тетрадь.

«Учимся работать дружно».

Основным условием успеха организации беседы и  дискуссии является неукоснительное соблюдение учителем и учащимися правил совместного обсуждения:

1. Никогда не перебивать говорящего.

2. Всегда выслушивать все версии и добавления.

3. Соблюдать процедуру группового принятия решения.

4. Быть  тактичным.

5.Не спешить высказываться самому (лучше, если взрослый говорит  последним).

Немаловажное значение в создании психологического комфорта занимает оценка деятельности ученика на уроке. Курс «ОРКСЭ» без отметочный, но участие ребенка на уроке, его домашнее задание должны быть обязательно оценены как учителем, так и им самим. Во время апробации курса учитель не ставит привычных для учащихся оценок, поэтому необходимо использовать другие способы мотивации учащихся на активное участие в уроке и домашнюю подготовку. Кроме того учителю самому необходимо определять способы осуществления рефлексии. Цель - оценка изученной информации, осмысление учениками своих действий на уроке. Что это дает учителю? Учитель не только может определить насколько продуктивным оказалось занятие, но и узнать мнение учащихся об общей атмосфере занятий, своевременно корректировать свою образовательную деятельность.

В рамках преподавания курса ОРКСЭ пристального внимания заслуживает наличие обратной связи – реакции учащихся на то, что услышано, прочитано или увидено. Еще одна сложность-это необходимость в систематическом повышении уровня знаний учителя. Вследствие загруженного графика работы может возникнуть нехватка времени на постоянное самообразование (систематическое повышение знаний). Но, учитывая постоянное совершенствование системы методической помощи, многие проблемы будут успешно решены.

Преимущества и недостатки различных методов преподавания  курса ОРКСЭ

№ п/п

Метод

Преимущества

Недостатки

1.

Словесные методы

Развивают  познавательную активности и логическое  мышление школьников; позволяют  создавать проблемные ситуации на уроке;  развивают  эмоциональную восприимчивости учащихся, вызывают  чувства сопереживания.

Недостаток словесных методов в том, что у младших школьников внимание может быть на чём-то сконцентрировано короткое время, а потом оно ослабевает. Поэтому нужно сочетать словесные методы с наглядными и практическими.

  1. Наглядные методы

Метод иллюстраций

Использование рисунков.плакатов, слайдов и т.д.  на доске позволяет учителю последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именно на той детали, о которой он говорит и которую воспроизводит в виде рисунка. При таком приеме наглядности учащийся в работу вовлечен целиком, ибо здесь активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память.

Необходимо внимательно относиться к подбору иллюстративного материала к уроку и тщательно следить за тем, чтобы иллюстративный материал появлялся на доске только тогда и на тот промежуток времени, когда он действительно необходим.

Метод демонстраций

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала.

Для активизации деятельности учеников необходим постоянный контроль со стороны педагога.

Требуется много времени для подбора интересного материала, соответствующего возрасту обучающихся

3

Практические, проблемно-поисковые  и методы  самостоятельной работы

Способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса)

Требуют от ученика и учителя  хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт с участниками образовательного процесса, обстановку сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы

4

Репродуктивный метод

Способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях,

обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн.мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д. ).

Не гарантирует творческого развития способностей обучающихся

5

Метод моральных дилемм и дискуссий

Позволяет учиться детям решать  проблемные  ситуации, имеющие отношение к реальной жизни, Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Развивает логику, аналитическое мышление, умение аргументировать

Представляет возможность услышать и сопоставить разные точки зрения.

Воспитывается терпимость

Трудно объяснить задание в сложных видах дискуссии

Занимает много  времени

Необходима предварительная подготовка участников.

Первый (наиболее активный или эмоциональный участник) может увести в сторону

6

Эвристические методы (частично- поисковые)

Увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность; появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем; формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях; при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе; повышается самооценка детей; эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения: повышается уровень усвоения нового учебного материала

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний, поэтому  преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать.Применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

7

Исследовательский метод

Позволяет учить детей выдвигать гипотезу, подтверждать или опровергать ее, исходя из известных данных, делать выводы и обобщения, постигать ведущие понятия и идеи, а не получать их в готовом виде.

Требует много времени для подготовки, ученики  младших классов не всегда могут проанализировать полученную информацию и сделать правильный вывод

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

 На уроках ОРКСЭ важно не просто использовать рефлексию, как самоанализ или самооценку, важно связать ее непосредственно с темой урока.

Хочется привести несколько примеров тематической рефлексии из нашей практики  по проведению уроков ОРКСЭ.

Тема: «Добро и зло»

«Сердечки».

На столах у учеников лежат сердечки, каждому необходимо раскрасить их в цвет своего настроения.

Дружба и порядочность

«Дом Дружбы».

На столах лежат цветочки красного и зелёного цвета, если урок учащимся понравился и знания, полученные на уроке, по их мнению, пригодятся в жизни, необходимо приклеить красный цветочек. А если, наоборот, урок не понравился и знания не пригодятся нужно приклеить зелёный цветочек.

Викторина «Вспомним изученное»

  1. На столах у учащихся лежат белый и серый мышата, на доске плакат с Леопольдом.

Учитель говорит учащимся:

«Ребята, если вы были на уроке честными, искренними, добрыми, дружелюбными, то прикрепите к Леопольду белого мышонка. Если же вы не были такими, то прикрепите серого мышонка.»

2) «Закончи предложения»

Мне на уроке понравилось…

Мне было интересно…

Я понял что…

Гордость и гордыня

На слайде даны начало предложений, учащимся предлагается закончить то, которое им больше подходить.

«Продолжи предложение:

Было трудно…

Меня удивило…..

Было интересно…..

Сегодня я узнала….

Теперь я умею…….»

Выводы.

  1. Уроки ОРКСЭ  занимают  значительное место в духовно – нравственном воспитании младшего школьника.
  2. Требуют огромной подготовки: создание презентаций, подборка литературного, музыкального, видео материала. Хочется,  чтобы уроки проходили интересно, вовлекли в работу всех учащихся класса, чтобы оставили след в душе детей. Каждый раз готовится к уроку: что-то менять, добавлять; так как только при ведении урока можно увидеть «+» и  «-« своей работы.
  3. Стараться использовать больше творческих заданий, игр, воспитательных тренингов, они помогают раскрыться ребенку и воспитывают нравственные качества поведения и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...

Эссе на тему: «Позитивные возможности и сложности в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

Основной сложностью в преподавании курса ОРКСЭ является разграничение понятий: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". Именно религиоведческое образование стало активно развиваться...

Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...

Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...

Зачетная работа по ОРКСЭ. Эссе. Тема:"Позитивные возможности и сложности в преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики ". Москва 2012 год.

   В последнее время очень много говорится о необходимости введения в курс начальной школы нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  .   Никто не спорит...

Позитивные возможности преподавания курса ОРКСЭ

Автор в своей статье описывает личный опыт преподвания предмета ОРКСЭ в начальной школе с упором на патриотические чувства и любовь к семье....

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...