Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.
рабочая программа по орксэ (4 класс)

 Валентина Алексеевна Плетнева

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  модуль «Основы православной культуры».  Класс 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk.docx63.23 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в с. Башмак

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ ПАрыгина И. С.

(подпись)                 (ФИО)        

Протокол № ______

от «_____» ________ 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ О.А. Пичугина

(подпись)                 (ФИО)

Протокол № ______

от «_____» ________ 2019 г.

«Утверждено»

Врио директора школы

_________ Е. А. Чередниченко

     (подпись)                  (ФИО)

Приказ № _____

от «____»__________ 2019 г.

Рабочая программа

по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,

модуль «Основы православной культуры»

Класс 4

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

Плетнева Валентина Алексеевна,

преподаватель ОПК,

 высшая квалификационная категория

с. Башмак, 2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база

В 2019-2020 учебном году преподавание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры» в 4 классе осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3. приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  5. приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  6. примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  7. письмо комитета образования ЕАО от 28.03.2019 г. № 14-1339 «Об организации образовательной деятельности в 2019/2020 учебном году»;
  8. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ с. Биджан;
  9. приказ МКОУ СОШ с. Биджан «Об утверждении учебного плана на 2019/2020 учебный год» № 105 от 13 июня 2019 г.

Международные документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),
  • Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.),
  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1952 г.),
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.),
  • Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.

Законодательство Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.),
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 №124-ФЗ)
  • Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (26.09.1997 г. № 125-ФЗ)

Нормативно-правовые и методологические аспекты «Духовно-нравственного развития», «Формирования духовно-нравственной личности» определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009).

Место предмета в учебном плане

Учебный план школы отводит на изучение модуля «Основы православной культуры» в 4 классе 1 час в неделю. Всего за учебный год - 34 часа, так как продолжительность учебного года составляет 34 недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
  • анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

   Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые?  Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение? Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.  

   Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.  Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.    Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

   Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.   Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Общая характеристика организации учебного процесса:

технологий, методов, форм, средств обучения

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках модуля «Основы православной культуры» относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп,
  • взаимообъяснение,
  • беседа,
  • интервью,
  • драматизация (театрализация).

       Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий.  

Технологии обучения:

  • технологии диалогового взаимодействия:
  • технология рефлексивного чтения;
  • технология обсуждения проблем;
  • технология взаимного обмена заданиями.

Методы обучения:

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы православной культуры

27

3.

Духовные традиции многонационального народа России

6

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Основное содержание

Характеристика  деятельности

учащихся

Задания для совместной работы с

родителями

Домашнее задание

Дата по плану

Дата по факту

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Стр.

1.

Россия – наша  Родина

Богатство России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции,

Знать:

- что такое духовный мир человека

- что такое культурные традиции

 и для чего они существуют

Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

4-6

II

Основы православной культуры

2.

Культура и религия

Культура, религия, христианство, православие

Познакомиться с историей возникновения и распространения православной культуры.

Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре

7-9

3.

Человек и Бог в православии

Бог, Творец, Мир.

Культура, Православная культура

Познакомиться с основами  духовной традиции православия. Объяснять взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»

10-14

4.

Православная молитва

Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать

Знать:

- что такое православие;

- что значит слово благодать

- кто такие святые

- о молитве «Отче  наш»

Выяснить у родителей  значение слова «искушать»

15-20

5.

Библия и Евангелие

Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча

Познакомиться с определениями основных понятий православной культуры

Спросить у своих родителей, знают ли они какие-нибудь притчи

21-26

6.

Проповедь Христа

Вера, Нагорная Проповедь,

Знать:

- чему учил Христос,

- символику креста.

Учиться устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»

27-32

7.

Христос и его крест

Воплощение, Голгофа,

Знать:

- как Бог стал человеком;

- почему Христос не уклонился от казни;

- Символику креста

Учиться устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Познакомиться с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Иметь представление о Великом Посте.

Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»

33-38

8.

Пасха

Русская Пасха, Пасха Христова,  Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо

Спаситель

Знать:

-что воскресенье не только день недели

- что такое Пасха

-как празднуют  Пасху

Познакомиться с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.

Выяснить у родителей, какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи.

Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.

39-44

9.

Православное учение о человеке

Душа

Тело

Болезнь Души

Знать:

- чем бог одарил человека;

-что такое «образ божий»

-Душа, Тело

Познакомиться с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Выяснить:

- как Библия рассказывает о происхождении души;

- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть

45-50

10.

Совесть и раскаяние

Раскаяние

Совесть

Добро, грех, зло, покаяние

Знать:

-о подсказках совести

- как исправлять ошибки

Познакомиться с историями о помощи святых.

Выясни у родителей, почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

51-57

11.

Заповеди

Заповеди

Моисей

Знать:

- что общего у убийства и воровства

- как зависть гасит радость

Познакомиться с нравственными нормами поведения христиан

Познакомиться с правилами, данными Богом первым людям.

Подберите синонимы к  словосочетанию «Добросердечный человек.

Зачем нужно преодолевать зависть.

Приготовить книжку- малышку «Заповеди»

58-60

12.

Милосердие и сострадание

Самарянин

Милосердие

Сострадание

Милостыня

Знать:

-чем милосердие отличается от дружбы

-кого называют «ближним»

- как христианин должен относиться к людям

Выясните у родителей, совершали ли они поступки милосердия

Нарисовать дерево добрых дел.

61-66

13.

Золотое правило этики

Неосуждение

Знать:

-главное правило человеческих отношений

- что такое «неосуждение»

Иметь представление о взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».

Сформулируйте, оформите красочно свои  правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения»

67-69

14.

Храм

Икона, благословление, иконостас, алтарь,

Познакомиться с устройством храмов

Знать:

- что люди делают в храмах

- почему изображают невидимое

Познакомиться с храмом в с. Ленинском

По желанию можно посетить храм. Расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.

70-75

15.

Икона

Икона, святые, лик, нимб,

Познакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений

Выясни «Богоматерь – это Бог или человек

Узнайте, знают ли ваши  родители молитвы и для чего они предназначены

76-81

16.

Выступление учащихся со своими творческими работами.

«Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина?»

Учиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Работать по созданию проектов

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам

82

17.

Значение православной культуры в жизни людей, общества.

Защита проектов

Учиться излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Подведение итогов.

83

18.

Как христианство пришло на Русь

Церковь

Мудрость

Крещение

 Исповеди

Учиться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать:

- что такое церковь;                                           - что такое крещение                                          

Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.

84-89

19.

Подвиг

Подвиг

Жертва Богу

Подвижник

Познакомиться с развитием православной культуры в истории России.                           Уметь объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.

90-92

20.

Заповеди блаженств

Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.

Уметь работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы.  Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».

93-98

21.

Зачем творить добро?

Благочестие, печаль, смерть, покаяние.

Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех».                                              Учиться анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

 Работать с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную

Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».

99-102

22.

Чудо в жизни христианина

Святая Троица, добродетель, вера,

Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Совместно с родителями определите, какие добродетели есть у вас и ваших родителей.

Подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»

103-105

23.

Православие о Божием суде

Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.

Учиться объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра

106-111

24.

Таинство причастия

Православные таинства. Крещение. Миропомазание,  исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия)

Знать:

как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.

Учиться вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную

112-118

25.

Монастырь

Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. Инок

Знать:

почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.

Учиться объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку

Расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ  

119-124

26.

Знаменитые монастыри

Святыня. Монастырь.

Монастыри в ЕАО и на Дальнем Востоке

Познакомиться со знаменитыми монастырями России, монастырями Дальнего Востока

119-124

27.

Отношение христианина к природе

Христианское милосердие. Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.

Знать:

что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете

125-128

28

Христианская семья

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

Учиться работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»

Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

129-132

III

Духовные традиции многонационального народа

29

Защита Отечества

Православие, Отечество, защитник, герой

Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие.

Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины.

133-138

30.

Христианин в труде

Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда.

Знать:

о первом грехе людей, какой труд напрасен.

Учиться объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.

Нарисовать дерево добрых дел.

139-141

31

Любовь и уважение к Отечеству. Итоговый тест.

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.

Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Проверить знания по предмету

Обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех концессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).

142-144

32

Подготовка творческих проектов

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни и т. д.)

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам

32

Оформление творческих проектов

Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (кухня народов России и т. д.) «Памятники религиозной культуры в городе Биробиджане» и т.д.

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах

Знать правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите.                                              

Редактирование, оформление

34.

Презентация творческих проектов

«Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества » и т.д.

Защита проектов, презентаций

Уметь подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств учебно-методического и

материально-технического обеспечения

Количество

Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Демонстрационный

А. Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы образовательных учреждений. 4-5 классы. - М.: «Просвещение», 2010 г.

Д

Б. Х. Бгажноков и др. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. - М.: «Просвещение», 2010 г.

Д

Л. Г. Евстигнеева и др. Основы религиозных культур и светской этики. Учебно-методическое пособие для учителей. - Биробиджан: ОблИПКПР, 2011 г.

Д

Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся)

Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. –  М.: «Просвещение», 2016.

К

А. Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: «Просвещение», 2010 г.

К

Технические средства обучения и оборудование кабинета

Ноутбук  

1

Экран настенный

1

Проектор

1

Колонки

1

Мультимедийные средства обучения

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева.  4-5 классы. - М.: «Просвещение», 2010 г.

Д

Ресурсы Интернета

http://easyen.ru/ - Современный учительский портал

http://www.svetoch-opk.ru/ - Основы православной веры в презентациях

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons - Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов


Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

           Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Итоговые задания модуля «Основы православной культуры»

  1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее

                      - бескорыстие

                      - любовь к Отечеству

                      - защита близких

                      - восстановление справедливости

                      - нажива

  1. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

                               - чтобы было убито больше врагов

                               - чтобы была взята большая добыча

                               - чтобы меньше людей погибло

                               - о победе

  1. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

                               - личное покаяние

                               - подаяние нищим

                               - совершение только хороших дел

                               - вера во Христа

  1. Что бывает только у монахов?

                             - четки

                               - клобук

                               - постриг

                               - обет

                               - молитва

  1. Венцы в таинстве венчания символизируют:

                             - вечность

                               - богатство

                               - долгую жизнь

                               - единство любви и испытаний

  1. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

                       - любовь к Христу

                         - молитва к Христу

                         - защита природы

                         - защита Отечества

                         - милосердие

                         - честный труд        

  1. Заповедей блаженства

           - пять

            - восемь

            - девять

  1. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»

  … истое блаженство

 Себе наследует лишь тот,

 Кто духом нищ, кто слезы льет,

 Кто правды алчет, правды жаждет,

 Кто кроток был и незлобив,

 Кто сердцем чист, миролюбив…                                

  1. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого

       Любовью к ближним пламенея,

       Народ смиренью Он учил,

       Он все законы Моисея

       Любви закону подчинил

       - о Христе

       - об Андрее Первозванном

       - о Петре 1

  1. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?

        - болгарские танцы

        - греческая икона

        - немецкий орган

  1. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:

Я был голоден -

Я жаждал -

Я был в темнице -

Я был болен -

Я был странником -

Я был наг –

  1. Закончите предложение

Год крещения Руси - _______

Русь крестил _____________

Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________

Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________

  1. На месте пропуска вставьте слово

 Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:

                    _______________ пустынь

                    _______________Посад

                    Киево-_________лавра

_______-Невская Лавра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...

рабочая программа по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 4 класса,

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования ду...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по Основам духовно-нравственной культуры народов России модуль «Родное слово»

Планирование составлено на основе:  примерной основной образовательной программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовате...