Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Иващенкова Елена Николаевна

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_18-19.docx807.54 КБ

Предварительный просмотр:

F:\2кл план.2018-2019\скан планир\Рисунок (21).jpg

                      Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2014.
  • Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2014.
  • Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. М.: «Просвещение», 2010.

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимися 4 класса с их согласия и  по выбору родителей.    Преподавание   осуществляется в  4 классе (34часоа в год) .

      Основная педагогическая задача — познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.

Учебный курс   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп,
  • взаимообъяснение,
  • беседа,
  • интервью,
  • драматизация (театрализация). 

       Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий.  

        Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В настоящее время преподавание факультативного курса «Основы православной культуры» в МКОУ "Русятинская средняя общеобразовательная школа" ведется по авторской программе: А.В Кураева.

В 4 и 5 классе предполагается выделение на изучение предмета "Основы православной культуры" по 1 часу в неделю – 70 (35+35) часов  в год.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Магнитофон, (музыкальный центр) -  даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.

По окончанию курса учащиеся должны знать:

Важные понятия

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые - поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

 «Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

  1. Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Характеристика деятельности учащихся

- Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

- Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

- Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

- Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

- Учатся приводить примеры православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

- Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

  • Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
  • Готовят сообщение по выбранным темам.

Содержание программы курса «Православная культура»

4 класс (34 ч)

 

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

 

Формы и виды учебной  деятельности  основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Формы работы:

  • работа в паре
  • индивидуальная
  • групповая
  • самостоятельная

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материально-техническое оснащение:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

Календарно – тематическое планирование

 

 

№ п/п

Тема урока

Основные термины и понятия

дата

Дом. задание

       1.             

Россия - наша Родина

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции

05.09

4-5, вопросы пословицы о Родине

 

       2.             

Культура и религия

Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия

12.09

6-7, вопросы

 

       3.             

Человек и Бог в православии

Православная культура. Внутренний мир человека

19.09

8-11, вопросы

 

       4.             

Православная молитва

Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать

26.09

12-15, вопросы, молитва

 

       5.             

Библия и Евангелие

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

03.10

16-19, вопросы, притчи из Библии

 

       6.             

Проповедь Христа

Вера. Нагорная проповедь.  Православие. Христиане.

17.10

20-23, вопросы

 

       7.             

Христос и Его Крест

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

24.10

24-27, вопросы

 

       8.             

Пасха

Светлое Христово Воскресение.

07.11

28-31, вопросы, рис., поделки

 

       9.             

Творческие работы учащихся

 

14.11

 

 

   10.             

Православное учение о человеке

Православная культура. Тело.  Душа. Внутренний мир человека.

21.11

32-35, вопросы

 

   11.             

Совесть и раскаяние

Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Зло. Грех. Раскаяние.

28.11

36-39, вопросы

 

   12.             

Заповеди

Добро. Зло. Традиция. Заповедь.

05.12

40-41, вопросы

 

   13.             

Милосердие и сострадание

Добродетели. Страсти. Отношение. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

12.12

19.12

42-45, вопросы, примеры из жизни

 

   14.             

Милосердие и сострадание

 

   15.             

Золотое правило этики

Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.

26.12

46-47, вопросы

 

   16.             

Творческие работы учащихся

 

16.01

 

 

   17.             

Храм

Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

23.01

48-51, вопросы

 

   18.             

Икона

30.01

52-55, вопросы

 

   19.             

Как христианство пришло на Русь

Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

06.02

58-61, вопросы

 

   20.             

Подвиг

Подвиг. Жертва, жертва Богу. Подвижник.

13.02

62-63, вопросы,

пример подвига

 

   21.             

Заповеди блаженства

Вера. Нагорная проповедь. Блаженные

20.02

64-67, вопросы

 

   22.             

Зачем творить добро?

Святой. Самоотверженность. Радость сердца.

27.02

68-69, вопросы

 

   23.             

Чудо в жизни христианина

Троица. Добродетель. Вера. Надежда. Любовь.

06.03

70-71, вопросы

 

   24.             

Православие в Божием суде

Молитва. Икона. Бессмертие.

13.03

72-75, вопросы

 

   25.             

Таинство Причастия

Тайная вечеря. Христианские таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь. Причастие. Литургия.

20.03

76-79, вопросы

 

   26.             

Творческие работы учащихся

 

03.04 

 

 

   27.             

Монастырь

Монах, монахиня. Послушание. Обет.

10.04

80-83, вопросы

 

   28.             

Отношение христианина к природе

Любовь к природе. Экология. Ковчег.

17.04

84-85, вопросы

 

   29.             

Христианская семья

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

24.04

86-87, вопросы

 

   30.             

Защита Отечества

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

08.05

88-91, вопросы, Куликовская битва

 

   31.             

Христианин в труде

Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Пост. Грех.

15.05

92-93, вопросы

 

   32.             

Любовь и уважение к Отечеству

Отечество. Любовь. Уважение. Народ. Великая сила нравственности. Патриотизм.

15.05

94-95, вопросы, примеры из жизни

 

   33.             

Творческие работы учащихся

 

22.05 

 

 

   34.             

Творческие работы учащихся

 

22.05

Итоговые задания по курсу

«Основы православная культура»

  1. Темы для исследовательских работ

 Как христианство пришло на Русь.

 Христианское отношение к природе.

 Святые в отношении к животным.

 Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых   благоверных  князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

Святой, прославившийся в нашем крае.

Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.

  1. Темы сочинений

 Крещение Руси как начало великой русской культуры.

 Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.

Может ли  христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?

 Какие  есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?

Возможен ли подвиг в мирное время?

Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?

В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.

Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.

За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов.

Закончите предложение

Год крещения Руси - _______

Русь крестил _____________

 Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________

 Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________

 

На месте пропуска вставьте слово

 Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:

                    _______________ пустынь

                    _______________Посад

                    Киево-_________лавра

_______-Невская Лавра

Тестовые задания

  1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее

                      - бескорыстие

                      - любовь к Отечеству

                      - защита близких

                      - восстановление справедливости

                      - нажива

     2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

                               - чтобы было убито побольше врагов

                               - чтобы была взята большая добыча

                               - чтобы меньше людей погибло

                               - о победе

     3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

                               - личное покаяние

                               - подаяние нищим

                               - совершение только хороших дел

                               - вера во Христа

   

 4. Что бывает только у монахов?

                               - четки

                               - клобук

                               - постриг

                               - обет

                               - молитва

5. Венцы в таинстве венчания символизируют:

                               - вечность

                               - богатство

                               - долгую жизнь

                               - единство любви и испытаний

   6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

                         - любовь ко Христу

                         - молитва ко Христу

                         - защита природы

                         - защита Отечества

                         - милосердие

                         - честный труд        

7. Заповедей блаженства

            - пять

            - восемь

            - девять

8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва  Мея «Слепорожденный»

  … истое блаженство

 Себе наследует лишь тот,

 Кто духом нищ, кто слезы льет,

 Кто правды алчет, правды жаждет,

 Кто кроток был и незлобив,

F:\2кл план.2018-2019\скан планир\Рисунок (22).jpg

 Кто сердцем чист, миролюбив…

                                         

9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого

       Любовью к ближним пламенея,

       Народ смиренью Он учил,

       Он все законы Моисея

       Любви закону подчинил

       - о Христе

       - об Андрее Первозванном

       - о Петре 1

                                 

  10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?

        - болгарские танцы

        - греческая икона

        - немецкий орган


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....