Христианские православные праздники как средство формирования духовно-нравственной культуры
материал по орксэ

Шабанова Ирина Викторовна

    Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться.

    Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnye_prazdniki_kak_metod_duhovno.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Христианские православные праздники как средство формирования  духовно-нравственной культуры

Шабанова И.В.

Зеленовский филиал

 МБОУ Платоновской СОШ

    Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться.

     Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следование традициям, почитание родителей и безграничную любовь.

    Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

     Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребенка с миром: на его этическое и эстетическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие

    Удивительное и загадочное явление русской народной культуры ― это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.

    Формы проведения праздников различны. Они могут проводиться в одном классе, по параллелям, могут проходить в помещении школы и на улице.

    Воспитанные в безверии родители зачастую не способны привить детям высокие моральные ценности именно в силу плохой осведомленности о принципах христианской веры и понятии морали. Проведение детских православных праздников как раз и преследует цель донести до юных душ значение Рождества и Воскресения Христова, смысл соблюдения постов и многое другое, без чего невозможно воспитание высоконравственного гражданина. Помимо прочего, православные праздники отличаются гораздо большей торжественностью, пышностью, в сравнении с обычными праздниками, и вся эта просветленная атмосфера праздника оказывает неоценимое влияние на детей.

    Праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры.

     Праздник - это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.  Именно поэтому мы в своей работе должны использовать  в качестве одного из методов проведение православных праздников. Этот метод представляется  наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования.

    Особую праздничную атмосферу помогают создать красочное оформление зала, праздничные костюмы. Хорошими помощниками в этом деле могут быть и дети, и родители. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания.

     Православные праздники учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира.

     Формы и методы работы  могут быть различными.

     Так, в процессе подготовки к празднику Пасхи можно познакомить   детей с библейской литературой по этой теме, прочитать с детьми произведения художественной литературы, рассмотреть иллюстрации, репродукции картин и побеседовать  о прочитанном и увиденном.  Можно провести классный час  на тему «Светлое Воскресение Христово», где в ходе беседы дети смогли бы понять  нравственную сторону подвига Иисуса Христа.

      Как и всякий большой праздник,  к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, которые можно разучить с детьми. На Пасху принято христосоваться и обмениваться крашеными яйцами, всем (мужчинам и парням) разрешалось звонить в колокола, качаться на качелях. Народ устраивал гулянья с плясками, хороводами и играми. Пасхальные  игры и хороводы также интересны  нашим детям.

Традиционные православные праздники радуют сердце и душу  своей  красотой, добрыми помыслами, единением и общностью людей, зажигают в людях желание помогать ближнему, дарить ему радость и любовь.

 Изучая православные праздники, принимая в них участие, дети приобщаются к великому русскому наследию, к христианской культуре и становятся её продолжателями.

Литература:

  1. «Времена года. Православный и народный календарь» Сборник.-Москва: Сфера 1995.-257с.
  2. Гармаев А. «Этапы нравственного развития ребёнка» Курс лекций. М., Православная беседа, 1989.  

                                                                   

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся

Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....

Православные праздники как продолжение традиций христианской культуры

В статье раскрывается значение Православных праздников в деле воспитания подрастающего поколения. Раскрываются цели и  методы работы в учебной и внеклассной работе  по данной теме....

Формирование духовно-нравственного поведения младших школьников средствами инсценирования православных праздников.

Правила воспитания были сформулированы на основе христианства как одном из основных источников воспитания нравственности. Все усилия православной педагогики были ориентированы на душу человека. О...

Христианское (православное) воспитание и 7 факторов духовного роста детей. К данной статье есть наглядный материал.

Данный материал можно использовать на родительском собраниии. При выборе курса ОРСКЭ в 4 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Опыт христианского православного воспитания.

Из опыта работы по христианскому православному воспитанию подрастающего поколения; тврческое вытсупление на педагогическом совете школы в августе 2018 г....

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...