"Дружба"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Могилева Татьяна Николаевна

Методическая разработка по ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса. Занятие построено в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_druzhba.docx787.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс

Модуль «Основы светской этики»

Пояснительная записка

Тема дружбы достаточно актуальная для детей всех возрастов, особенно сейчас в век информационных технологий и социальных сетей.

Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, способов разрешения социальных ситуаций. Особого внимания заслуживает вопрос дружбы, так как дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радости и огорчения.

Урок по данной теме проводится в 4 классе, возраст детей 9-10 лет. Стоит отметить, что в 10 лет в настоящее время у ребят уже начинается первый этап подросткового возраста. Ведущей деятельностью в этом возрасте как раз является общение и где же, как не в школе получить первые ответы на все эти сложные для ребенка, а тем более подростка, вопросы о взаимодействии со сверстниками и дружбе.

Целью урока: создание представлений у учащихся о понятии «дружба» и «настоящем друге» как о нравственной ценности.

Задачи:

   Знакомство с базовыми понятиями урока, осознание их ценностной принадлежности;

  Формирование позитивных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, сверстниками, взрослыми людьми;

  Развитие навыков анализа собственных поступков и суждений.

Данная методическая разработка способствует воспитанию толерантного отношения учащихся друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми; формированию нравственных качеств: умение дружить, ценить дружбу.

Занятие выстроено в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности: расшифруй слово, подобрать человеческие качества сказочным героям, определить качества, которыми должен обладать друг, создать конфликтную ситуацию, разрешить конфликтную ситуацию.

 Для достижения целей и задач урока были использованы следующие методы и технологии обучения: проблемно – поисковая работа, работа в группах.

На занятии используется презентация. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

Ожидаемым результатом после проведения урока станет:

- формирование понимания основных терминов урока (дружба, конфликт, качества, которыми должен обладать друг), как ценностных категорий;

- повышение коммуникативной культуры учащихся: проявление более внимательного отношения к одноклассникам, взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу;

- формирование у учащихся навыков работы в команде.

Тема урока: «Дружба».

Тип урока: «Открытие новых знаний».

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

 Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их

  значения      в жизни общества

         Задачи:- познакомить с новыми понятия «дружба», «конфликт»;

          -показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной

          и общественной жизни человека;

          -развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с

         общими человеческими ценностями;

           -развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

           -воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-

            нравственной    отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.

Метапредметные:

- участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;

Личностные :

-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока 

Сегодня у нас с вами необычный урок. Но прежде, чем приступим работать по новой теме, давайте повторим домашнее задание. Для этого разделитесь на три команды. Выберите капитанов. (Дети делят на 3 команды и самостоятельно выбирают капитанов).

-Давайте повторим правила работы в группе.https://fsd.videouroki.net/html/2017/01/29/v_588db1f969fd7/img10.jpg

-Но прежде, чем вы получите задание, давайте вспомним что такое альтруиз и эгоизм. ( Дети с места дают определение что такое альтруизм и эгоизм).

Альтруизм-  готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не счи-

таясь со своими интересами.

Эгоизм-  себялюбиепредпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Каждая команда получит задание на карточке. Капитаны возьмите конверты № 1. Задание: определите человеческие качества у сказочных героев.

Команда № 1- Золушка и мачеха.

Команда № 2-Чиполлино и сеньор Помидор.

Команда № 3-Герда и Снежная королева.

(Капитаны озвучивают качества, которые выбрали для сказочных героев).

  1. Определение темы урока.

-Тему сегодняшнего урока вы определите самостоятельно. Для этого капитаны возьмите конверты № 2. (Дети расшифровывают тему урока и озвучивают что у них получилось).

Команда № 1. Задание: расположи буквы в порядке возрастания чисел. Отгадайте слово.

2

4

6

3

5

1

Р

Ж

А

У

Б

Д

Команда № 2. Задание: убери лишние буквы. Отгадайте слово.

RSДWРQУVЖDБFА

Команда № 3. Задание: отгадай загадку по первым буквам.

Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.

-Ребята, какое получилось слово?

-Как звучит тема нашего урока?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Дети озвучивают свои предположения).

 -Сегодня на занятии мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций?

  1. Изучение новой темы.

-Ребята, как вы думаете, что такое «дружба»?

(Дети самостоятельно озвучивают своё определение так, как они его понимают).

-Для точного определения, мы с вами обратимся к словарям С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и В.И. Даля.

Капитаны возьмите конверт № 3. Задание: найдите и озвучьте определение что такое «дружба».

Команда № 1- словарь С.И. Ожегова.

Команда № 2- словарь Д.Н. Ушакова.

Команда № 3-  словарь В.И. Даля.

Дружба-  близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности общности интересов. (С.И. Ожегов)

Дружба-  близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения. (Д.Н. Ушаков)

Дружба-взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении. (В.И. Даль)

Ребята, а кто может быть для вас другом? (Дети сами называют с кем можно дружить).

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0038/000111a7-8870ef46/img3.jpg

-А какими качествами должен обладать друг? На этот вопрос вы постараетесь ответить сами. Капитаны возьмите конверт № 4. Задание: выберите из списка качества, которыми должен обладать друг. (Дети заполняют схему).

  1. Физминутка.

(Физминутка в презентации).

Список качеств

Злой, внимательный, понимающий, жадный, справедливый, завистливый, умелый, весёлый, хвастливый, отзывчивый, капризный, любознательный, ленивый, не выдающий секреты, лживый, добрый, трусливый, не ябеда.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0038/000111a7-8870ef46/img10.jpg

-Иметь друзей – это может быть одним из самых приятных и вознаграждающих переживаний, которые мы испытываем жизни. Дружба и улучшает, и обогащает нашу жизнь. В детстве и юности дружеские отношения играют важнейшую роль, поскольку сопутствуют ключевым стадиям развития человека. Дружба не только учит нас ценным коммуникативным навыкам, но и формирует наш жизненный «сценарий». 

-Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у пародов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разнос воспитание, мнение людей едино в том. что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять правил дружбы. ( Дети читают и озвучивают 10 правил дружбы).https://pandia.ru/text/82/282/images/img2_34.jpg

  1. Разбор конфликтных ситуаций.

-Ребята, послушайте отрывок из рассказа А. Моргунова «Мой друг Вовка».

-Мир? – спросил Вовка.

-Мир, - сказал я.

Постояли, помолчали, потом Вовка сказал: «У нас очень хорошая учительница. Лучше ее на свете нет». «Еще чего! – возразил я. – Вот наша Зоя Ивановна – это да! Так объяснит – самый глупый поймет». «Самый глупый – это ты?» - спросил Вовка.

Мы поссорились, разошлись. На другой день встретились.

-Мир? – спросил я.

-Мир, - ответил Вовка.

- Можно сказать, что между участниками возник конфликт?

-Чтобы ответить на вопрос, что такое «конфликт», давайте сначала создадим эти конфликты.

Капитаны возьмите конверты № 5.Задание: обыграйте ситуации так, чтобы возник конфликт.

Команда № 1-Два медвежонка не могут решить: кто первым будет кататься на велосипеде.

Команда № 2-Два зайца делят морковку.

Команда № 3-В магазине куклы выбирают подарки для своей подруги на день рождения. Не могут прийти к согласию.

- Давайте попробуем определить сущность конфликта. Скажите своими словами, что такое конфликт? 

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

-А теперь, ребята, разыграйте эти ситуации без конфликта. (Команды разыгрывают ситуации).

-Можно ли всегда выйти из ситуации не создавая конфликта? (Дети самостоятельно отвечают на вопрос).

  1. Рефлексия.

-Ребята, с какими новыми понятиями мы познакомились на уроке?

-Назовите 10 правил дружбы.

-А теперь подведем итоги нашего урока.

Капитаны возьмите конверты № 6. В конверте лежат для каждого мобильные телефоны. Ваша задача написать мне сообщение: как прошёл урок, было ли интересно, что ещё вы хотите узнать по этой теме, всё ли у вас получилось на уроке.

hello_html_m31065022.jpg

- Ребята, сегодняшний урок хочу закончить одной пословицей:

«Дружба, что стекло, сломаешь- не починишь».

  1. Домашнее задание.

Напишите небольшой рассказ о своём лучшем друге.

Список литературы

  1. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» ./М.: Рус.яз, 1990г...
  2. Даль В.И.  «Толковый словарь/ Иллюстративное издание 2012г.
  3. Ушаков Д.Н.  «Толковый словарь русского языка»/ современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва .2008 г.
  4. Бакулина  Г.А. «Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка»

http://thelib.ru/books/galina_aleksandrovna_bakulina/metodika_intellektualnogo_razvitiya_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka-read-3.html

  1. https://infourok.ru/priemi-refleksii-na-urokah-klassi-3262048.html
  2. https://yandex.ru/search/?text=правила%20работы%20в%20группе%20на%20уроке%20в%20начальной%20школе%20памятка%20картинки&clid=1985551-216&win=212&lr=23