Искусство оригами: как бумажный журавлик спасал мир
проект по орксэ

Шестакова Елена Николаевна

У современных детей много игрушек и развлечений. Но оказывается, что есть занятия, которые не могут заменить телевизор, планшет и модная робототехника. Это традиционные виды  прикладного искусства, сложившиеся в культуре каждого народа. Оригами – важный и полезный способ  проведения  досуга не только для детей, но и для взрослых. Этот вид искусства может отвлечь моих современников от увлечениями  телевизором и компьютером, развить свои творческие способности и развить свой мозг. А также оригами может стать началом, объединяющим людей разных культур  в наше сложное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_-_iskusstvo_nesushchee_mir.docx612.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Городской конкурс исследовательских работ

«Мир в зеркале культуры»

для учащихся 1 – 11 классов

Номинация: «Исследование по учебному предмету»

Жанр: Исследовательская  работа

Название:  Искусство оригами:  как  бумажный журавлик спасал мир

Выполнила: Богайцева Вероника Ильинична, 2009 г.р.

ОУ: ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Адрес ОУ: Санкт-Петербург, Пушкин, Шушары, Колпинское ш, д.20, к.3.

Класс: 3

Руководители:

Шестакова Елена Николаевна, учитель высшей категории

Богайцева Марина Викторовна, учитель высшей категории

Электронная почта: pilarmary@yandex.ru

Телефон: 89110867005


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Искусство оригами как вид художественной культуры        5

1.1 История оригами        5

1.2. Интерес к оригами в современном мире и России        7

1.3 Мой проект в технике оригами  «Бумажный зоопарк»        10

Глава 2. Журавлик в технике оригами и его особое значение в культуре        12

2.1. Символика  журавля в различных культурах        12

2.2. Техника создания бумажного журавлика «цуру» и его значение в культуре        13

Глава 3. Садако Сасаки и её тысяча журавликов: как журавлик спасал мир        15

3.1. Хиросима- преступление против человечества        15

3.2. Садако Сасаки  и память о ней  в мире        16

Заключение        19

Список использованной литературы        20


Введение

        У современных детей много игрушек и развлечений. Но оказывается, что есть занятия, которые не могут заменить телевизор, планшет и модная робототехника. Это традиционные виды  прикладного искусства, сложившиеся в культуре каждого народа.

Friedrich Fröbel.jpg        Уже несколько лет я интересуюсь оригами – искусством складывать из бумаги фигурки. Сначала мне помогали родители, а теперь я сама могу сложить достаточно сложные фигуры. Наиболее часто в оригами используются мотивы растительного и животного мира.  В моей работе накопилось достаточно много фигурок животных и птиц. Так появилась идея создать проект «Бумажный зоопарк».

        Начав работать над данной темой, я узнала, что  занятие оригами внимательно изучается современными учеными как средство для развития творческих способностей не только у детей, но и  у взрослых.  Уже в начале 19 века немецкий педагог Фридрих Фребель, создатель понятия «детский сад», рекомендовал проводить занятия с детьми в технике оригами для развития мелкой моторики.  Мелкая моторика – движения рук, направленные на выполнение сложных действий. От развития мелкой моторики зависит не только почерк человека: треть головного мозга занимает работа кистей рук. Также эта зона в мозге расположена рядам с зоной, отвечающей за развитие речи, поэтому считается, что развивая мелкую моторику, человек развивает не только  зону мозга, отвечающую за ловкость, но и зону, отвечающую за речь.

        Со временем, начав знакомиться с историей оригами и местом, которое занимает этот вид искусства в мире, я поняла, что оригами может не только  помогать людям развивать творческие способности, но и объединять людей, влиять на мир и культуру, как это было в случае с японской девочкой Садако Сасаки.

        Актуальность моей работы заключается в том, что оригами – важный и полезный способ  проведения  досуга не только для детей, но и для взрослых. Этот вид искусства может отвлечь моих современников от увлечениями  телевизором и компьютером, развить свои творческие способности и развить свой мозг. А также оригами может стать началом, объединяющим людей разных культур  в наше сложное время.

        Объект моего исследования – оригами.

        Предмет моего исследования – история оригами и его место в современном мире.

        Гипотеза моего исследования заключается в том, что  причина современной популярности оригами заключается в его пользе для человека и человечества.

        Цель моего исследования:  доказать значимость оригами в жизни человека.

        Задачи моего исследования:

  1. Узнать историю оригами
  2. Узнать, какое место занимает оригами в современном мире
  3. Подготовить коллекцию работ оригами по теме животные
  4. Определить одну или несколько наиболее значимых для культуры фигур оригами

Новизна моего исследования заключается в том, что мне удалось найти интересные факты  современной истории, подтверждающие, что оригами популярно во всем мире и может объединять людей.

По технике оригами существует достаточно много книг, в них даны сведения по истории этого искусства. Среди них наиболее известны в России книги   Афонькина С. Ю.

Глава 1. Искусство оригами как вид художественной культуры

1.1 История оригами

         Похожие на оригами техники существовали в разных странах: Германии, Корее, Испании.  Существует мнение, что зародилось оригами в Китае после изобретения бумаги, а распространение получило больше в Японии. Но некоторые ученые считают, что искусство оригами даже старше, чем сама бумага, из которой мы складываем фигурки сейчас. Первые фигуры мастера складывали из ткани и использовали для украшения традиционной японской одежды.

        Официальной датой появления бумаги в Китае считается 105 г. До нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал доклад императору о новом материале для письма. До этого писали на шелке, бамбуковых дощечках, войлочной шерстяной ткани.  Секрет изготовления бумаги в Китае хранился строго, и только в начале 7 века странствующий монах-буддист принес его в Японию, а уже через 100 лет японцы стали делать даже лучшую бумагу по своему рецепту. Сначала бумагу в Японии варили из растолченных коконов тутового шелкопряда, а позднее из измельченной древесины.

        Слова «бог» и «бумага» на японском языке созвучны, поэтому фигурам оригами придавался важный религиозный смысл, и использовались они в богослужении.  

Религией в Японии является буддизм, для которого важно понятие красоты. Буддисты старались увидеть красоту во всем, ценя ее как красоту недолговечности. Умение складывать фигурки-обереги религиозного значения до 12 века развивалось только в монастырях. Японцы верили, что ками – божество – может поселиться в любой  красивой и необычной вещи, на роль которой хорошо подходили фигурки из бумаги. До сих пор существует несколько религиозных легенд, следуя за которыми  в домах складывают ката-сиро – восемь кукол по всем сторонам света для предотвращения несчастий; гофу – бумажные амулеты; нагаси-бина – символ семейной гармонии.

С 13 века оригами становится искусством, которое востребовано при императорском дворце. Записки складывались в различные фигурки с определенным смыслом. Умение складывать оригами было признаком хорошего образования.

С 16 века оригами превращается в  приятное провождение времени, досуг. Это связано еще и с тем, что бумага стала достаточно дешевой.  С этого времени появляется большое количество простых фигурок, которые сейчас считают классическими, широко известными.

В странах Европы оригами начало появляться значительно позже, чем в Японии, с 14 века. Это связано с тем, что бумага в Испанию была завезена только в 9 веке.  Складывание оригами было частью торжественных церемоний, а позднее – светского этикета (обращения).  В Испании есть своя традиция оригами и несколько фигур, ставших классическими, например, пахариты.  

В начале 19 века немецкий педагог Фридрих Фрёбель предложил  использовать оригами в детских садах для развития моторики и мышления.

О том, что оригами умел складывать Лев Толстой мы узнаем из черновика его статьи «Что такое искусство». Он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями»  [7].

Есть упоминания о том, что  в России делали из бумаги различные фигурки дети Николая II.  В 1908 году молодой филолог, выпускник Кембриджа Чарльз Сидней Гиббс был приглашён ко двору в Петербург для преподавания английского языка юным принцессам. Именно он, чтобы привлечь внимание детей, начал складывать с ними оригами.

В 1937 году в Англии вышла книга Маргрет Кемпбелл «Изготовление бумажных игрушек».

Широкое распространение в мире оригами получило только после Второй мировой войны, во второй половине 20 века. Это связано с тем, что японский мастер Акиро Ёшидзава изобрел систему обозначений, с помощью которых можно было легко записать порядок действий для складывания фигурок. Сам мастер после Второй мировой войны часто отправлялся правительством проигравшей в войне  Японии (она участвовала в войне на стороне фашистской Германии) для того, чтобы менять плохое отношение к японцам с помощью распространения искусства оригами.

В апреле 1967 года создается Английское общество оригами.

С 70-х годов 20 века оригами активно используется в различных сферах деятельности человека во многих странах.

1.2. Интерес к оригами в современном мире и России

        В России         оригами начинает развиваться в конце 20 века благодаря деятельности  Сергея Юрьевича Афонькина – предпринимателя и творческого

человека, рекламирующего оригами и пишущего о нем книги.  В 1989 году были созданы московский и петербургский центры оригами. Министерство образования одобряет для использования в школе книгу «Уроки оригами  в школе и дома».  С 1996 по 2002 год издательство Сергей Афонькина печатает журнал « Оригами» и проводит в Санкт-Петербурге  всероссийскую конференцию «Оригами в педагогике». А в 1998 году в США выходит книга «Русское ригами», в которой описаны оригинальные фигуры оригами, придуманные русскими  оригамистами.

Сейчас оригами активно используется в  детском саду и начальной школе, а также  в восстановительной (реабилитационной) практике врачей, которые отмечают, что оригами помогает восстанавливаться людям с различными травмами, инвалидам по слуху и по зрению, людям с проблемами психики.

В школе оригами нравится и учителям, и детям. Педагоги считают, что оригами:

  1. развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях; 
  2. знакомит с основными геометрическими понятиями;
  3. улучшает способность следовать устным инструкциям;
  4. расширяет коммуникативные способности;
  5. воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
  6. воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе [8].

Оригами дает возможность и открыть свой бизнес. В Интернете можно найти много советов, как заработать на своем увлечении оригами: от работы в сфере дизайна (оформление залов для свадеб и другое) до издания видеороликов и книг.

Также есть сведения о том, что идеи оригами помогают людям действительно развить свое дело. Так, например, Джей Кузинс, предприниматель из Великобритании, стал производить складную одноразовую посуду  на основе техники оригами. Этот бизнес оказался очень успешным.

В Японии успешные компании  в обязательном порядке организуют занятия оригами для персонала, считая, что эти занятия могут сплотить и укрепить коллектив, расширить его творческие способности.

В России также существует несколько компании, которые проводят как одноразовые мастер-классы для взрослых, так и систематические занятия оригами.


1.3 Мой проект в технике оригами  «Бумажный зоопарк»

За время подготовки к проекту я сделала следующие фигуры из животного мира:

Животные

IMG_20180402_080058.jpg

IMG_20180402_080313.jpg

Кролик

Собака

IMG_20180402_080820.jpg

IMG_20180402_080552.jpg

Лис

Собака породы такса

IMG_20180402_081005.jpg

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_20180402_083727.jpg

Овечка

Жираф

Птицы

IMG_20180402_080342.jpg

IMG_20180402_080502.jpg

Филин

Филин

IMG_20180402_080910.jpg

IMG_20180402_080743.jpgIMG_20180402_080723.jpg

Голубь

Павлин с подвижным хвостом

Разные виды журавликов

IMG_20180402_080854.jpg

IMG_20180402_080619.jpg

IMG_20180402_080641.jpg

Рептилии и другие живые существа

IMG_20180402_080220.jpg

IMG_20180402_080246.jpg

IMG_20180402_080929.jpg

Рыбка

Кобра

Лягушка

Моя коллекция все время пополняется новыми работами.

Глава 2. Журавлик в технике оригами и его особое значение в культуре

2.1. Символика  журавля в различных культурах

        Журавль – крупная птица из семейства журавлиных. Ученые выделяют 4 рода журавлиных и 15 видов, среди которых знамениты венценосный, японский, серый журавль и Стерх (белый журавль).

Белый журавль (стерх)

Серый журавль

Японский журавль

Венцеросный журавль

Черношейный журавль

Даурский журавль

стерх.jpg

seryi-guravl.jpg

Grus_japonensis_1-e1414376784765.jpg

05.jpg

grus_nigricollis.jpg

Даурский.jpg

        В Россию прилетают 7 видов журавлей, самый распространенный – серый журавль.

        Журавли – крупные птицы. Самый крупный – австралийский        журавль, его рост – до 160 сантиметров, вес – до 6 кг, размах крыльев – почти два метра.

Журавль – одна из любимых птиц в мифологии, особенно в Японии и Китае. Отмечают такие качества, придаваемые этому животному, как мудрость, благородство, справедливость.  Прилет журавлей люди воспринимали как добрый знак, обещающий урожай и хорошие события.

        Журавль символизирует высокую цель. В русском языку распространена пословица «лучше синица в руке, чем журавль в небе», которая советует выбирать малое и не гнаться за большим, но недостижимым.

        В мифологии Древней Греции и Древнего Рима  журавль является спутников нескольких богов: Аполлона (в качестве птицы, символизирующей солнце), Гермеса (для путешественников он символизирует отсутствие усталости) и Деметры (символизирует богатый урожай).

        В Древнем Египте журавль – символ объединения страны и плодородия.

        На Руси журавли считаются птицами бога.  Всегда считалось хорошей приметой увидеть журавля. Если журавли сели на поле, следовало ждать хорошего урожая. Убить журавля считалось страшным грехом.

        

2.2. Техника создания бумажного журавлика «цуру» и его значение в культуре

В Японии величественный журавль «цуру» (журавль по-японски) считается национальной эмблемой, шапочка на его голове напоминает восходящее солнце. Он – символ счастья и удачи. Фигура журавля считается очень древней. Подаренный бумажный журавлик приносил в дом счастье и долголетие. В 1797 году в Японии появилась книга «Сембуцуру ориката» - складывание тысячи журавлей.  В этой книге было описано много способов складывания бумажного журавля. Существует поверье, что если сложить из бумаги 1000 журавликов, сбудется желание или излечится больной человек.

В литературе существует информация о том, что  в Англии  схема журавлика попала в 1946 году. В 1937 году в Англии вышла книга Маргрет Кемпбел «Изготовление бумажных игрушек», а позднее в английских детских журналах появился и журавлик.

Классическая фигура цуру складывается в 12 сгибов и считается простой. Ее легко складывают даже дети. Описание  этой фигуры встречается в сразу двух самых древних книгах Японии по оригами. Птица с длинной шеей является символом бога долголетия Фуцурокудзю. Поэтому и сама птица стала восприниматься как символ долголетия и пожелание счастья.

123-full-brt-49.JPG

Сейчас можно найти несколько вариантов складывания такого журавлика.


Глава 3. Садако Сасаки и её тысяча журавликов: как журавлик спасал мир

3.1. Хиросима- преступление против человечества

        Во время Второй мировой войны Япония воевала на стороне фашистской Германии. Уже после  прекращений войны на территории на нашей страны, война еще продолжалась в мире. 6 августа 1945 года Япония отказалась выполнить условия Потсдамской декларации – документа, в котором США, Китай и  Великобритания требовали от Японии прекратить войну и сдаться.  Из-за этого США приняли решение о ядерной бомбардировке. Это единственный случай, когда ядерное оружие, которое есть у многих стран, было применено по назначению в военных целях.

Ядерное оружие -  оружие массового поражения, обладающее особой силой. При ядерном взрыве люди погибают не только от разрушающей силы взрыва, но и от последствий воздействия радиации -  смертельно опасно излучения.

6 августа 1945 года США сбросили на японский город Хиросима, где находился военный штаб Японии,  первую атомную бомбу. Большая часть города была разрушена взрывом, пострадало 90 процентов зданий в городе. От взрыва сразу погибло 70 тысяч человек, еще 60 тысяч умерли от ожогов и ранений. В течение года после бомбардировки умерло еще 140 тысяч человек. Общее число жертв бомбардировки определяют примерно в 450 тысяч человек. Это размер среднего города России.

Первым было световое воздействие бомбы. Люди, находившиеся в центре взрыва, превратились в пепел. Птицы на расстоянии 2 км от взрыва сгорели в воздухе.

Разрушающая сила  взрыва выбила окна в зданиях в радиусе 18 км от взрыва. Людей перебрасывало через улицу.

В городе начался страшный пожар. Огненный смерч шел по нему со скоростью 60 км в час, это средняя скорость автомобиля.

 Одним из страшных последствий взрыва стала лучевая болезнь – последствие радиоактивного излучения веществ в бомбе. Лучевая болезнь могла проявиться даже спустя десятилетия.

Лучевая болезнь -  нарушения в организме, связанные с воздействием радиации. Вначале человек чувствует недомогание, жалуется на сонливость, головную боль, тошноту. Позднее проявляется нарушение двигательной системы, изменение рефлексов. Позднее начинается прогрессирующее облысение, отек головного мозга, поражение кровеносной системы (рак крови). Несмотря на то, что со времени взрыва бомбы в Хиросиме прошло уже 73 года,  в Японии проживает 200 тысяч человек, которые подверглись воздействию взрыва и  продолжают болеть.

3.2. Садако Сасаки  и память о ней  в мире        

        

Садако Сасаки родилась в 1943 году в Хиросиме. Когда на Хиросиму была сброшена бомба, семья Садаки жила менее чем в 2 километрах от эпицентра взрыва. Девочку выбросило взрывной волной из окна, но она не пострадала.  Однако в 12 лет у Садако стали проявляться признаки лучевой болезни: утомляемость, плохое самочувствие, опухоли. Однажды на уроке физкультуры она упала и не смогла встать. В 1955 году после обследования врачи поставили диагноз и отвели Садако всего год жизни.  Лучшая подруга рассказала Садако легенду о тысяче журавликов и показала, как складывать цуру.  Садако верила, что журавлики принесут ей излечение и старалась складывать их из всей бумаги, которая попадалась ей под руки. Однако она успела сложить только 644 журавлей. 25 октября 1955 года Садако Сасаки умерла. Ей было 12 лет. После ее смерти родственники и друзья сложили за нее всех журавлей.

        Садако Сасаки стала символом мира. Ей поставлены памятники, которые должны напоминать любям о последствиях войны и ее жертвах.

Памятники Садако Сасаки в Хиросиме

Памятник Садако сасаки в Сиэтле, США

Памятник Садако Сасаки в Уэльсе, Великобритания

pamytanik.jpg

0a1fea9ff65f5d7674d5cd5a409350f5.jpg

IMG_50051.jpg

sasaki-sadako15.jpg

Садако посвящено несколько песен, в том числе песня Владимира Лазарева и Серафима Туликова «Японский журавлик»:

Вернувшись из Японии, пройдя немало верст, 
Японского журавлика товарищ мне привез, 
И с этим журавленочком история одна, 
Про девочку которая была облучена.

"Когда увижу солнышко?” - спросила у врача. 
А жизнь тянулась тоненько, как на ветру свеча. 
И врач ответил девочке: "Придет еще весна, 
И тысячу журавликов ты сделаешь сама”.

Но девочка не выжила и вскоре умерла, 
И тысячу журавликов не сделала она. 
Последний журавленочек упал из детских рук - 
И девочка не выжила, как многие вокруг.

Тебе я бумажные крылья расправлю, 
Лети и тревожь этот мир, этот мир, 
Журавлик, журавлик, японский журавлик, 
Ты вечно живой сувенир.

        Отзвуком трагедии в Хиросиме стало и стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», ставшее в переводе Наума Гребнева очень известной песней о войне (музыку написал Ян Френкель):

Расул Гамзатов, перевод на русский язык - Наум Гребнев

Переложение для песни

 Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

 Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...

У писателя Юрия Яковлева есть книга «Страдания по четырем девочкам», которая посвящена судьбе четырех трагически ушедших девочек: Тани савичевой, Анна Франк, Саманты Смит, Садако Сасаки. Судьба каждой девочки напоминает людям о  войне.

До сих пор продолжают складывать стихи и песни о Садако Сасаки, а белый журавлик упоминается как напоминание о главной ценности – жизни.


Заключение

Моя работа показала мне, что у многих вещей в этом мире очень долгая история.  Я узнала, что оригами зародилось очень давно, но интерес к нему не угасает.

Моя гипотеза заключалась в том, что причина популярности оригами в его полезности. И это оказалось действительно так: оригами  улучшает работу мозга, развивает творческие способности, объединяет людей, стирает культурные границы между людьми.  Моя цель – доказать значимость оригами – также оказалась достигнута.

Изучив историю Садако Сасаки, я узнала, что хотя журавлики и не помогли ей, но значительно повлияли на культуру 20 века, они до сих пор напоминают людям о мире и войне, и тем самым, может быть, спасают жизни.


Список использованной литературы

  1. «Родикон» Искусство оригами – путь к истине через красоту URL https://rodikon.ru/iskusstvo-origami.html 
  2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М: Аким, 2001.
  3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых».СПб.:Кристалл,2000.
  4.  Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Кусудамы - волшебные шары. М, «Аким», 1997.
  5. Виртуальная энциклопедия «Дети-герои» URL  http://deti-geroi.ru/pamiatniki-i-biusty-s.php?page=sasaki-sadako
  6. Животные в мифологии. URL http://myfhology.info/myth-animals/juravl.html
  7. Из истории возникновения Оригами. URL http://jorigami.ru/NewDoc/History_of_origami.htm 
  8. Марданова Е. У.  Оригами в учебно-воспитательном процессе// 1 сентября URL http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410814/  
  9. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998.
  10. Сержантова Т. Б. «365 моделей оригами». М.: Рольф. Айрекс Пресс, 2005.
  11. Сырова Н. В., Иванова Е. Роль оригами в формировании специализированных навыков будущих дизайнеров [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 335-337. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6886/ (дата обращения: 22.03.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами "Летящий журавлик счастья".

Внеклассное занятие по оригами....

Оригами. Журавлик.

Демонстрация технологии изготовления журавлика в технике оригами. 1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы 2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем правый и ...

Презентация.Журавлик.Оригами

Поэтапное выполнение журавлика....

Оригами Журавлик

Презентация с видео инструкцией изготовления...

Белый журавлик.

Цель: формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, гуманное отношение к миру, уважение к иноязычной культуре. Оформление: оригами «журавлики», фотографии...

Международная акция "Спасем природу-спасем мир!"

В данной статье представлен результат реализации Международной акции "Спасем природу-спасем мир!" с обучающимися ТО "Экологическое краеведение" в МБУДО "Созвездие"....

Искусство оригами: как бумажный журавлик спасал мир

У современных детей много игрушек и развлечений. Но оказывается, что есть занятия, которые не могут заменить телевизор, планшет и модная робототехника. Это традиционные виды  прикладного искусств...