Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики Модуль «Основы православной культуры» 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Байкова Ирина Борисовна

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», учебный модуль «Основы православной культуры» для 4 класса составлена  в соответствии с ФГОС, ООП НОО на 2019 – 2023, согласно учебному плану МОУ «КНОШ» на 2019 – 2020 учебный год.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Кураева А. В. «Основы светской этики» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_4_klass.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Кировская начальная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «КНОШ»

___________ А.В.Семенова

«  29 » августа  2019г.

Рабочая программа  по

Основам религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы православной культуры»

4 класс

Составитель:

учитель начальных классов

Байкова Ирина Борисовна

пос.Кировский

 2019г

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», учебный модуль «Основы православной культуры» для 4 класса составлена  в соответствии с ФГОС, ООП НОО на 2019 – 2023, согласно учебному плану МОУ «КНОШ» на 2019 – 2020 учебный год.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Кураева А. В. «Основы светской этики» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019г.

В соответствии с  учебным планом школы на 2019 – 2020 учебный год на учебный предмет  отводится 1 час в неделю, 34 недели, всего 34  часа. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

Ученик научится:

- Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

- Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

- Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

- Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

 Ученик получит возможность научиться:

- Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи.

- Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

- Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом

-  Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

- Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

- Объяснить, что является духовными сокровищами

-  Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

- Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

- Объяснить выражение «внутренний мир» человека.

Метапредметные результаты

 Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: 

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

- Совместно с учителем составлять план решения задачи.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД: 

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. 

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). 

Совместно с учителем составлять план решения задачи. 

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

с помощью учителя. 

В  диалоге  с  учителем  вырабатывать  критерии  оценки  и  оценивать  свою  работу  и  работу

других учащихся. 

на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений

(учебных успехоОбучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: 

- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение в православную духовную традицию

18

2

Православие в России

16

Итого

34

        Введение в православную духовную традицию (18ч)

   Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

   Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

   Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

   Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче  Наш». Кто такие святые.

   Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

   Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

   Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

   Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

   Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

   Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

   Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

   Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

   Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

   Храм. Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.

   Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

   Творческие работы учащихся.

Православие в России (16ч)

   Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

   Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

   Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

   Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

   Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

   Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

   Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

   Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

   Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.    Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

   Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

   Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

   Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

   Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

   Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

    

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

                Тема урока

Тип урока

Примечание

план

факт

I четверть – 8 ч

Введение в православную духовную традицию (18ч)

1

02.09

Россия – наша Родина.

Комбинированный

2

09.09

Культура и религия.

Комбинированный

3

16.09

Человек и Бог в православии.

Комбинированный

4

23.09

Православная молитва.

Комбинированный

5

30.09

Библия и Евангелие

Комбинированный

6

07.10

Проповедь Христа

Комбинированный

7

14.10

Христос и Его Крест.

Комбинированный

8

21.10

Пасха.

Комбинированный

II  четверть – 7 ч

9

11.11

Православное учение о человеке

Комбинированный

10

18.11

Совесть и раскаяние.

Комбинированный

11

25.11

Заповеди.

Комбинированный

12

02.12

Милосердие и сострадание

Комбинированный

13

09.12

Храм.

Комбинированный

14

16.12

Как устроен православный храм.

Комбинированный

15

23.12

Икона

Комбинированный

                                                                                III  четверть – 10 ч

16

13.01

Зачем изображают невидимое.

Комбинированный

17

20.01

Творческие работы учащихся.

Комбинированный

                                                                                        Православие России(16ч)

18

27.01

Как христианство пришло на Русь.

Комбинированный

19

03.02

Подвиг.

Комбинированный

20

10.02

Заповеди блаженств.

Комбинированный

21

17.02

Зачем творить добро?

Комбинированный

22

24.02

Чудо в жизни христианина

Комбинированный

23

02.03

Православие в Божием суде.

24

09.03

Таинство Причастия

Таинство Причастия

25

16.03

Монастырь

Комбинированный

IV  четверть – 9 ч

26

30.03

Отношение христианина к природе.

Комбинированный

27

06.04

Христианская семья.

Комбинированный

28

13.04

Защита Отечества.

Комбинированный

29

20.04

Защита Отечества.

Комбинированный

30

27.04

Христианин в труде.

Комбинированный

31

04.05

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Комбинированный

32

11.05

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу

Комбинированный

33

18.05

Итоговая презентация учащихся

Комбинированный

34

25.05

Итоговая презентация учащихся

Комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Основы религозных культур и светской этики (модуль: основы православной культуры)

Основы религозных культур и светской этики (модуль: основы православной культуры)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...