Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Позднякова Галина Геннадьевна

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\ПоздняковаГГ\Desktop\2016-01-26 лист п\ОРКСЭ ОМРК.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена на основе:

1. Требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования;

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Методических рекомендаций по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа.

5. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]

        Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Данный курс вводится с первой четверти в 4 классах в соответствии с требованиями Стандарта. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур» - является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Цель учебного курса ОРКСЭ

        Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно–методического комплекта: 

- А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева  «Основы мировых религиозных культур»

4-5 класс М.: Просвещение, 2011 г

Цель изучения учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

Основная педагогическая цель

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Воснову реализации программы положены ценностные ориентиры по следующим направлениям:

        • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

        • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

        • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности:уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

        • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности:здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

        • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности:родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

        •Воспитание ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности:красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусств

Принципы духовно-нравственного развития:

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатия, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства;
  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • духовной культуры и фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей.

Место комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур» в программе обучения

На изучение учебного курса «Основы мировых религиозных культур» отводится 1 час в неделю в 4 классе.  Программа рассчитана на 34 часа.

Курс, раскрывающий основы мировых религиозных культур, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся  начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

В основе организации занятий курса, учащихся смогут выполнить ряд проектных работ, предусмотренных в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети  смогут заниматься групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Это позволит повысить интерес к детей не только к исследовательской деятельности, при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.  

Планируемые результаты изучения учебного предмета  «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»):

              Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;

Метапредметные результаты:

        Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч.социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В частности:

* формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

* формирование как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре всех народов;

* развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

* развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

* воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам разных людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

* развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В частности:

* овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

* формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

* определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

* понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

* овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

* адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникационных и познавательных задач;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

* готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

* излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

* определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

* адекватно оценивать собственное поведение окружающих;

Содержание учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

 (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (13 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

-  текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

-  составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

-  защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;

-  выставки работ учащихся.

При оценке предметных результатов освоение программы используются виды контроля, применяемые  в системе безотметочного обучения:

- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

- пооперационный контроль, т.е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;

- рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Важно оценивать деятельность учащихся в конце каждого занятия, раздела. При этом можно выделить ряд критериев:

- понимание изучаемого материала;

- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;

- самостоятельность суждений;

- умение поддержать и выстроить диалог;

Итоговый контроль осуществляется в 4-х классах качественной оценкой усвоил/не усвоил, или зачёт/не зачёт. Итоговая оценка выставляется в конце изучения курса.

В основу оценки метапредметных результатов положены следующие методики: «Самоопределение и смыслообразование», «Рефлексивная самооценка».

Материально-технического обеспечение для преподавания учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

1. Учебные пособия «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовленные для учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса основной школы.

2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя

3. Учебные видеоматериалы к урокам

4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

5. Уроки ОРКСЭ проводятся в кабинетах, оборудованных интерактивной доской,

экранно-звуковым оборудованием, телевизором.

Список обязательной и рекомендуемой литературы,

включая Интернет-ресурсы

Основная литература:

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ В.Л. Чимитдоржиев. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Членов М.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ М.А. Членов, Г.А. Миндрина, А.В. Глоцер. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.
  8. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.  
  9. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997.
  10. Алов А.А. и др. Мировые религии. – М., 1998.
  11. Основы религиоведения /Ред. И.Н. Яблоков. – М., 2000.

Дополнительная литература

  1. Азбука нравственности: Учебное пособие по курсу основ морали (УМК: учебное пособие для учащихся, книга для чтения, методическое пособие для учителей. 1-4 классы)/ Составитель Э. П. Козлов, руководитель работы и др. Предисловие С. В. Михалкова. — М., 2007.
  2. Аш-Шахрастани Мухаммед ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях. – М., 1984
  3. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. – М., 1988 .
  4. Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия. – М., 2004.
  5. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.
  6. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. — М., 1992.
  7. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой). Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1. – М., 2009.
  8. Детский сад, или Духовные уроки для детей: Книга для чтения детям. – М., 2008.
  9. Ильин И.А. Философия права (Нравственная философия). Религиозный смысл философии. Путь духовного обновления// Ильин И.А. Сочинения: В 2-х т. – М., 1993.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред.А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  11. Каламов С. Х. Христианство и религии мира. Учебно-методическое пособие. — М., 2001.
  12. Коваль Т.Е. Тяжкое благо. Христианская этика труда: православие, католицизм, протестантизм: Опыт сравнительного анализа. – М., 1994.
  13. Козлов Э. П. Этика: учебное пособие-практикум по основам морали для учащихся 10-11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий и средних специальных учебных заведений. – М., 2007.
  14. Коротких Сергий Священник. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть 1. — М., 2003.
  15. Коротких Сергий Священник. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть 2. — М., 2003.
  16. Кошмина И. В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие. — М., 2002.
  17. Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000.
  18. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. Мир как органическое цело. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991.
  19. Метлик И. В. Православная культура в современной школе: методические рекомендации // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Сост. и редакция: д-р социолог. н. М. Н. Белогубова, канд. пед. н. И. В. Метлик, канд. философ. н. А. В. Ситников. — М., 2003.
  20. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации  по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса»). - Самара, 2008.
  21. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Победители стихий: Рабочая тетрадь с компетентностно - ориентированными заданиями для учащихся 4 классов – 2-е изд. - Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
  22. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Символика класса: Рабочая тетрадь с компетентностно -ориентированными заданиями для учащихся 4 классов – 2-е изд. - Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
  23. Планируемые результаты начального общего образования  (Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  24. Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XI—XVII вв. — М., 1999.
  25. Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII—XIX вв. — М., 1998.
  26. Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской и советской культуры. XX в.— М., 2002.
  27. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Оправдание добра (Нравственная философия) // Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. Т.2. – М., 1989.
  28. Соловьев В.С. Смысл любви. Общий смысл искусства. Идея сверхчеловека. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Россия и Вселенская церковь // Соловьев В.С. Сочинения: Библиотека «Вехи». – М., 2004.
  29. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах). У водоразделов мысли. Иконостас// Флоренский П.А. Сочинения: В 2-х т., 3-х кн. – М., 1990.
  30. Харисова Л. А. Религия веры, надежды, любви: школьникам о православной культуре: Учебное пособие. — Казань, 2004.
  31. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические  рекомендации к курсу «Я – гражданин России». 4 класс. - Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
  32. Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками: хрестоматия по этике для школьников 5-6 классов // Этическое воспитание № 1, 2007.
  33. История религии: В 2-х т. /В.В. Винокуров и др. М – М., 2002.
  34. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2-х т. – М., 1991.
  35. Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М., 2006.
  36. Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов/ Под ред. Э. П. Козлова. — М., 2007.  
  37. Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками 5-6 классы. Методическое пособие для учителя 1 часть — 5 класс, 2 часть — 6 класс. М.: Школа-Пресс, 2002.
  38. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002.
  39. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Книга для чтения. — М., 2003.
  40. Куклачев Ю. Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. — М., 2003.
  41. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.
  42. Введение христианства на Руси. – М., 1987.
  43. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.
  44. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.
  45. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. – М., 1990.
  46. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1994.
  47. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997.
  48. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М., 1998.  
  49. Великие духовные пастыри России. – М., 1999.
  50. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М – М., 1999.
  51. Бердяев Н.А. Собрание сочинений: Библиотека «Вехи» – М., 2001.
  52. Бенедиктов Н. А. Русские святыни. — М., 2003.  
  53. Крупин В. Н. Русские Святые. — М., 2003.
  54. Половинкин А. И. Православная духовная культура. — М., 2003.
  55. Кузьмин А.Г. Крещение Руси. – М., 2004.
  56. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. – М., 2004.
  57. Шестун Георгий игумен. Православная семья. — М., 2005.
  58. Не хлебом единым. Притчи и христианские легенды. – М., 2008.

Энциклопедии и справочная литература

  1. Религии мира: история, культура, вероучения / Под ред. А. О. Чубарьяна и Г. М. Бонгард-Левина. — М., 2006. 
  2. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. — Воронеж, 2007.
  3. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т. /Под ред. С.С. Аверинцева. – М., 1995.
  4. Религиозные традиции мира: В 2-х т. – М., 1996.
  5. Православная энциклопедия: В 25-ти т. – М., 2000.
  6. Религиоведение: Хрестоматия  /Ред. А.Н. Красников. – М., 2000.
  7. Христиане и мусульмане: Хрестоматия. – М., 2000.
  8. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира/М.: Аванта+, 1996

Список литературы для занятия по истории имени:

  1. Веселовский С.Б.Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.
  2. День ангела: Справочная книга по именам и именинам. СПб., 1992.      
  3. Л.Е. Лавренова. Детские праздники в школе и дома. - СПб., 2000.
  4. Лосева И.Н. и др. Библейские имена: люди, мифы, история: Ростов-на-Дону, 1997.
  5. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1991.
  6. Успенский Л. Ты и твое имя.

Интернет-ресурсы

1. Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)

2. Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)

3. Буддизм (http://www.dharmanet.org/)

4. Исламская цивилизация (http://www/islamcivil.ru)

5. Коран (http://wwwhti.umich.edu/relig/koran)

6. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)

7.Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)

  8. Министерство образования и науки РФ (http://mon.gov.ru)

  9. Мир религий (http://www.religio.ru/)                                                                                            

 10. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура.Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)

11. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)

12. Он-лайн кинотеатр киноконцерна «Мосфильм» (http://www.cinema.mosfilm.ru)

13. Основы буддийской культуры. Поурочное планирование курса «Основы буддийской культуры» (http://www.openckass.ru)

14. Официальный сайт телеканала «Культура» (http://www.tvkultura.ru)

15. Портал проекта «Русский музей: виртуальный филиал» (http://www.virtualrm.spb.ru)

16. Православие в России (http://ww.or.ru/)

17.Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)

18. Православный медиа-портал (http://www.tvspas.ru)

19. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)

20. Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)

21. Сайт об исламской культуре (www.muslimheritage.com)

22. Сайт центра исламских исследований (www.islamica.ru)

23. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)

 24. Электронная библиотека (http://www.gumer.info/bogoslov)

 25. Электронная библиотека (http://ihtik.lib.ru/)

 26. Электронная библиотека  (http://www.lib.ru)

 27. Электронная библиотека (http://ethicscenter.ru)

 28. Электронная библиотека (http://www.filosof.historic.ru

 29. Энциклопедические и словарные статьи (http://www. slovari.yandex.ru)

     

Календарно - тематическое планирование уроков по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

34.часа, 1 час в неделю, (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

п/п

Дата

проведения

Наименование

 изучаемой темы

Всего часов

Тип

урока

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

( на уровне учебных действий)

Требования к (предметным и метапредметным результатам)

По плану

По факту

Тема урока

Элементы содержания

Учащийся научится

Учащийся сможет   научиться

Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия - наша Родина

1

Вводный урок.

Познакомить с новым учебником «основы мировых религиозных культур»

Научить оценивать свою деятельность на уроках «основы мировых религиозных культур»

Работать с учебником;

Организовывать свои действия (ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат);

Работать с информацией (самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее);

Общаться с разными людьми, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом;

Развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие поступки;

Высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России - нашей Родине; добавлять и приводить необходимые  доказательства по теме.

Понимать главные ценности нашей Родины;

Пользоваться учебником;

организовывать свои действия на уроке; развивать качества личности, оценивать свои и чужие поступки;

Работать в паре, группе;

Решать проблемы используя проблемный диалог;

Блок №2 Основы мировых религиозных культур и светской этики - часть 1 (16 часов)

2-3

Культура и религия

2

Урок изучения нового материала;

проверки и коррекции знаний.

Различать отдельные конкретные и более широкие абстрактные понятия.

Помочь разобраться в  различиипонятий «культура и религия»

Научить оценивать с важность культуры взаимоотношений с окружающим миром и правильного их понимания.

Понимать и объяснять значение важных слов, на которых основаны общечеловеческие правила поведения культуры народов России.

Определять своё отношение к религии, отделяя ее от сект, общин, «духовных центров».

На доступных примерах научатся различать понятия: духовность и культура, ценности и идеалы, что такое религия.

4

Возникновение религий

1

Урок изучения нового материала

Причины возникновения религий. Воспитание ценностного отношения к  национальным религиям и их культуре

Находить необходимую информацию по теме для решения жизненных задач;

Использовать различные справочные издания;

Понимать религиозное, культурное многообразие и историческое, национально-государственное, духовное единство жизни.

Понимать смысл слов: Пантеон Многобожие  Завет;

Составлять примерный план выступления, используя необходимые иллюстрации.

Узнавать значение новых слов,

имеющих ценную составляющую: основатели, хранители, религия, священные писания, предания.

Работать со словарём.

Владеть информацией о местах  возникновения мировых религий, определять в каком веке возникла каждая из мировых религий, называть основателей мировых религий.

Работать с планом по теме;

Выделять опорные слова в тексте для высказывания, общения.

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

Урок введения новых знаний.Практикум.

Формирование осознанного и уважительного отношения к религиям мира и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

укрепление доверия к другим людям

Объяснять новые слова с помощью контекста и составлять словосочетания с данным словом;

Работать с толковым словарём с целью определения однозначности или многозначности
слова, определение одного из значений с помощью контекста и т.д.
Выборочному пересказу по заданию учителя, применяя слова христианство, православие, культура, религия;

Объяснять членам семьи и друзьям суть понятий культура и религия

6 - 7

Священные книги религий мира

2

Урок изучения нового материала; проверки и коррекции знаний.

Познакомить со священными книгами религий мира; укрепление доверия к другим вероисповеданиям

Работать

со словами-символами, повествующими о своеобразии символики религиозной культуры, описанных в священных книгах религий мира

8

Хранители предания в религиях мира

1

Урок изучения нового материала

Дать понятие о значении религии в жизни  человека и общества. Для чего хранят предания.

На примерах поступков героев  из сказок народов мира формулировать необходимость сохранения народных преданий. Понимать мудрость сказок.

Отличать: основные термины и понятия: Жрец Раввин, Апостол,  Епископ,  Священник,  Диакон,  Иерархия, Умма, Имам,   Хафиз,  Сангха,  Лама, испольцуя иллюстрированный материал.

9-10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

2

Урок изучения нового материала;

проверки и коррекции знаний.

Дать представления о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма

Понимать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения по отношению к людям; Понимать отличие: добро и зло.

Различать границы между добром и злом.

Понимать смысл слов: добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни;

Объяснять выбор своих поступков, свое отношение к ним, используя вышеназванные слова.

11

Человек в религиозных традициях мира

1

Урок изучения нового материала

Принятие детьми национальных и этнических духовных традиций мира

Приниматьобраз мира как единое и целостное при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов мира

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

12 13

Священные сооружения  

2

Урок изучения нового материала;

проверки и коррекции знаний.

Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к  культурным, религиозным  ценностям, сооружениям

Различать религиозные архитектурные сооружения: храмы, соборы, мечети, синагога, церковь, алтарь, икона, фреска.

 как явление общественной жизни народов мира

Отличать изображения священных сооружений ислама и буддизма на иллюстрациях.

Распознавать разновидности храмов;

Подбирать синонимы к слову «храм»: «собор, церковь, часовня»;

«кафедральные храмы» - главные храмы городов

Различать: где творение Божие, а что сделано человеком

14

15

Искусство в религиозной культуре  

2

Урок изучения нового материала;

проверки и коррекции знаний.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств по отношению к искусству религий

Различать христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) от религиозного искусства других народов;

Понимать: почему верующим необходимы предметы искусства;

Понимать религиозную тематику в искусстве народов мира;

Творение художников и поэтов, принадлежащих к разным культурам и эпохам, чьи произведения посвящены вечным темам: «Бог, Любовь, Жертвенность, Сострадание»

Комментировать чтение статьи из пособия с учащимися (той части, в которой говорится о религиозной культуре христианства и ислама).

16-17

Творческие работы учащихся  

2

Практикум.

Проверка усвоения школьниками ключевых идей курса

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему

Дома: редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.

Блок №3 Основы мировых религиозных культур и светской этики - часть 2 (12 часов)

18-19

История религий в России  

2

Урок изучения нового материала;

проверки и коррекции знаний.

Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.

Знакомство с историей Российских религий.

Осознавать историческое многообразие религий; Различать понятия: религия и миф

Понимать всеобщность религии в человечестве, как факт всемирной истории;

Религию в системе познания окружающего мира

20-21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды  

2

Урок изучения нового материала;

проверки и коррекции знаний.

Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций, обычаев и обрядов

Пониматьценности многонационального мирового общества;

Основные религиозные истины;

Рассказывать о религиозных ритуалах и обрядах;

Познакомится с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, просмотра фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

Сравнивать значение религиозных праздников с государственными.

22

Паломничества и святыни  

1

Урок изучения нового материала

Понятие о духовных традициях многонационального народа России. Смысл паломничества.

Понимать основные термины и понятия:паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба

Различать изображения основных святынь различных религий.

Предполагать, к каким религиям относятся эти святыни;

 По каким признакам  это определить.

23-24

Праздники и календари  

2

Урок введения новых знаний. Практикум.

Духовные традиции многонационального народа России

Принимать  важнейшие события в истории многонациональной страны, содержание и значение главных религиозных праздников

Первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми -- представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и

образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения  национально-культурных праздников);

25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира  

2

Урок изучения нового материала;

проверки и коррекции знаний.

Понятия «религия и мораль» Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к  культурным, религиозным  ценностям, нравственным заповедям

Понимать значение
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,
семьи, общества народов мира

Научиться понимать и соотносить понятия религии и морали в ходе выполнения специальных заданий

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)

27

28

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь  

2

Урок введения новых знаний. Практикум.

Укрепление

у обучающихся позитивной нравственной самооценки, заботливого отношения

к старшим

и младшим;

Понятие «милосердие»

Понимать и поддерживать такиенравственные устои семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

Оказывать безвозмездно  посильную помощь нуждающимся;

Сопереживать ближнему;

Воздействовать словом и примером в процессе общения с людьми разных вероисповеданий, нуждающимися в заботе;

Устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке.

29

30

Семья

2

Урок закрепления

Формирование представления о семейных ценностях,  семейных ролях и уважения к ним.

Уважать семейные нравственные и духовные ценности в человеческой жизни

Осознавать такие понятия как:  любовь и верность, здоровье,

достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

31

32

Долг, свобода, ответственность, труд  

2

Урок закрепления

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

Понимать необходимость трудиться, работа на результат; бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Узнают и научатся понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа

33

34

Любовь и уважение к Отечеству

2

Урок закрепления. Практикум

Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)

Понимать  ценности: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России

Быть духовно развитой личностью, любить  свою страну, развивать  потребности творить и совершенствоваться - это есть важнейшее условие успешного развития России.

Узнавать известных героев России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам мировых религиозных культур для 4 класса.

Рабочая программа и тематическое планирование....

Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур

В программе пояснительная записка, тематическое планирование, умения и навыки, которыми должны овладеть уч-ся 4 класса по предмету...

Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б.  "Основы мировых религиозных культур"...

рабочая программа по основам мировых религиозных культур

рабочая программа для 4 класса, 34 часа...

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса по программе "Школа России"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса по программе "Школа России"

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса  составлена на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для второго класса по программе "Школа России"

 Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...