Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Данная программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основная образовательная программа образовательного учреждения реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. «Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» в 2-х частях: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017

Место учебного курса в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение основ религиозных культур и светской этики в 4 классе в объёме 34 часов, в неделю – 1 час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.glinskaya_e.yu_.orkise.4_klass.docx85.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕРМАЛЬНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

решением МО учителей

____________________________

протокол от_______2020 г. №______

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР _________Островская Н.Н.

__________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 класса.

Составитель:

учитель начальных классов

Глинская Е.Ю.

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 г.

2. Приказа МОиН РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями Приказ МОиН РФ от 26.11.2010 №1241, Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №373).

3. Программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основная образовательная программа образовательного учреждения реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. «Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» в 2-х частях: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017

4. Приказа МОиН РФ№ 345 от 28.12.2018 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; (с изменениями - Приказ МОиН РФ № 632 от 22.11.2019)

5.Учебного плана МБОУ Термальненская СШ на 2020/2021 уч.год.  

Место учебного курса в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение основ религиозных культур и светской этики в 4 классе в объёме 34 часов, в неделю – 1 час.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Виноградова Н.Ф. «Основы религиозных культур и светской этики.4 класс» в 2-х частях: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017
  • Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: рабочая программа и методические рекомендации. – М.:Вентана-Граф, 2017

        

       

Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса

В ходе изучения вводной, инвариантной, части курса дети усваивают три важнейших положения.

1. Источником возникновения и становления духовнонравственной культуры общества являются национальные традиции и религия.

2. Каждая религия самоценна в нравственном воспитании человека и вносит вклад в становление общечеловеческих ценностей.

3. Любой человек независимо от вероисповедания должен осознавать значение общечеловеческих ценностей и следовать им в своей жизни.

Означенный подход по своему содержанию и форме является интегративным и культурологическим. Четвероклассники знакомятся с пластом народной культуры — фольклором (сказками, былинами, легендами), традиционным бытом, обрядовой и религиозной культурой. Это даёт возможность, во-первых, подвести детей к осознанию того, что нет противоречий между представлением о нравственности в светской этике и в религиозных культурах, а во-вторых, подчеркнуть тот факт, что все религии выдвигают одни и те же ценности: люби Отчизну, будь щедрым, не завидуй, не предавай, будь терпимым и т. д. Общее число часов, отводимых на изучение вводной части курса, — 17 (один час в неделю в течение первого полугодия четвёртого года обучения).

Вариативная модульная часть курса «Основы религиозных культур и светской этики» организуется в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающихся. Предлагается несколько модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы светской этики»; «Основы мировых религиозных культур» и др.

 

Цели второй части курса:

— углубление знаний о конкретной религии, которую исповедуют (или интересуются ею) обучающиеся по данному модулю;

— воспитание интереса к религиозной культуре, осознание  места и роли религий в развитии культуры общества  и конкретного человека;

— развитие диалога культур, воспитание толерантных  чувств, уважительного отношения к людям, исповедующим  разные религии или не исповедующим никакой.

В данных методических рекомендациях представлено содержание  каждого модуля, тематический план с обозначением  деятельности учащихся на уроке, поурочно-тематическое  планирование. Общее число часов по каждому модулю — 17.

Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета.

Содержание курса позволяет раскрыть различные грани  многонациональной российской культуры как сплава традиций,  нравственных ценностей, норм светской и религиозной

морали. Индивидуальная культура человека связывается не  только с принадлежностью к определённому этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством  культурного наследия, гордостью за ум, честность, порядочность предшествующих поколений, принятие ценностей,  сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Ценностными ориентирами при изучении курса являются следующие:

  • воспитание способности к восприятию накопленной  разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и развиваться, если стремиться к нравственному самосовершенствованию;
  • формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;
  • осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;
  • формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, его чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим её, их культуре и традициям.

Следует подчеркнуть, что знания не являются самоцелью при изучении данного учебного курса, они — средство воспитания нравственных установок. Исходя из этого, авторы

учебников не считали необходимым давать большой объём знаний о религиях, раскрывать все многообразные аспекты традиционных культур народов России. Главным принципом отбора содержания обучения было прослеживание вклада различных сфер жизни общества в становление общечеловеческих ценностей, в развитие законов нравственности.

Отбор содержания обучения во вводной части курса был направлен на всестороннее раскрытие понятия «духовнонравственная культура». Авторы рассматривают духовнонравственную культуру как систему ценностей человека, позволяющую не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нём без вреда для себя и его членов. Отобранное содержание обучения имеет целью представить характеристику

трёх компонентов означенного понятия:

  • знания о цивилизационных и национальных ценностях, ставших универсальными (ценности семьи, общения, взаимодействия, ценности познания и др.);
  • нравственно-ценностные мотивы (осознание объективности общественных норм и правил, принятие необходимости жить по нравственным законам, рефлексия, готовность к самосовершенствованию);
  • нравственно-ценностное поведение (реальное соблюдение норм и правил, самодисциплина, диалогичность, толерантность и др.).

Подбор изучаемого материала осуществлялся таким образом, чтобы обеспечивать отражение следующих идей:

1. Источниками возникновения и становления нравственной культуры общества являются национальные традиции и религия.

2. Светская этика родилась как результат отбора обществом нравственных ценностей, следование которым не зависит от принадлежности человека к той или иной религии или

атеистических взглядов человека.

3. Традиционным религиям свойственна общность многих нравственно-этических позиций, что является объединяющим в понимании вклада религиозных культур в общую

культуру общества.

4. Содержание обучения обеспечивает последовательное раскрытие ряда понятий: культура, нравственность, этика, этикет, общечеловеческие ценности, традиции, религия

и др.

Перечисленные идеи стали основой конструирования предметного содержания и основных содержательных линий курса.

 Принципы организации обучения:

Принцип природосообразности. Младшие школьники открыты для диалога на самые различные темы, в том числе о человеческих добродетелях и пороках. Вместе с тем важно

учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт детей этого возраста: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям,

глубокую веру во взрослого, податливость влияниям и авторитету педагога. Материал, который представляется для восприятия четвероклассникам, должен прежде всего вызывать у них эмоциональную реакцию, а память должна фиксировать художественные образы.

Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор

о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией

текстов в учебнике, проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, организацией обучения в парах, группах.

Принцип краеведения. Социализация ребёнка проходит в естественной среде, частью которой является быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, традиционная

религия его народа и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения: при сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьёзные проблемные задачи.

Содержание выстроено на основе линейно-концентрического принципа: учебный материал располагается по темам, основные идеи которых повторяются на новом, более высоком уровне с определённым углублением и расширением.  Такое расположение содержания даёт возможность постепенно наполнять характеристику понятий и терминов,

в результате чего дети подходят к осознанному их принятию.

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Одной из задач обучения в 4 классе является приобретение учащимися умений и навыков исследовательской и проектной деятельности. В начальной школе у ребят ещё небольшой опыт участия в таких видах познавательной деятельности, поэтому эта работа проходит при непосредственном участии и контроле учителя или родителей.

     Своеобразие предмета ОРКСЭ диктует определённые требования к контролирующей деятельности учителя. Для этого предмета проверка теоретических знаний не столь важна, потому что главная цель учебного курса — формирование определённых жизненных установок, правил, ценностных ориентиров учащихся для повседневной жизни. Исходя из этого, целесообразно принять за основу тематический контроль, который даёт возможность оценивать уровень знаний по балльной системе. Текущий контроль должен обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений и развития учащегося, установление причин неусвоения учебного материала, несформированности предметных учебных действий. Текущий контроль даёт также возможность фиксировать успешность (неуспешность) становления универсальности учебных действий и соответствующего дальнейшего развития и корректировки учебного процесса. Текущий контроль может про ходить на каждом уроке и относиться к изучаемым микро темам. Вместе с тем по предмету ОРКСЭ целесообразно проводить тематический контроль, т. е. текущий контроль по завершении всей темы. Учителю известны разные формы текущего контроля: индивидуальный опрос, самостоятельная тестовая работа, контрольная работа — ответ на проблемный вопрос, работа по индивидуальным карточкам или вариантам и др. Итоговый контроль фиксирует уровень достижений за достаточно длительный промежуток времени. С учётом особенностей предмета ОРКСЭ целесообразно проверять не только достижения в области теоретических знаний, но и практическое их применение. Так, хорошим критерием станет ориентировка в построении алгоритма действий при различных ситуациях; нахождение ошибок в действиях других людей, дополнение (исправление) высказываний, анализ крылатых выражений и т. п. Исходя из этого, итоговая контрольная

работа может состоять из двух частей. Первая часть — теоретическая. Это ответы на вопросы, тесты открытого и закрытого характера. Вторая часть — практическая. Это решение ситуативных практических задач. Такое конструирование контроля связано с тем, что главный результат бучения по ОРКСЭ — формирование ценностных жизненных ориентаций.

Планируемые результаты обучения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов усвоения основной образовательной программы.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая группа отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;

• высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взглядана окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

• принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий, успешно формирующихся средствами данного предмета:

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения;

• овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения учащиеся научатся:

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;

анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;        

оценивать свои поступки, поступки героев литературных произведений и реальных лиц, высказывания известных личностей, исходя из знания правил нравственности и этики; намечать способы саморазвития;

высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

создавать словесный портрет героя по его изображению;

работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Вводная (инвариантная) часть курса

(17 ч)

Содержание обучения

Россия — многонациональная держава. Родина — место, где человек родился, живёт, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия, объединившая более 100 разных народов. Общее прошлое народов России. Конституция РФ — Основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык — государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества — долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов — представителей разных народов.

Многообразие культур народов России. Своеобразие культуры каждого народа. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов.

Культура, рождённая религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Пасха, Джума, Курбан-байрам, Мавлид, Навруз, Шаббат, Пурим, Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится

к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, преданность, терпимость — моральные качества, которые ценят все народы. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

Проектная деятельность (по выбору учителя). Сообщения-презентации на темы «Чему учит книга „Домострой“ XIV века»; «Литературно-педагогический памятник XVIII века „Юности честное зерцало“»; «Правила поведения, отражённые в народных сказках»; «Чему учат пословицы и поговорки»; «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет».

Планируемые результаты обучения

В ходе изучения вводной части курса четвероклассники должны овладеть универсальными учебными действиями. Важнейшие из них следующие.

Познавательные универсальные действия:

строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта;

сравнивать темы и идеи произведений фольклора разных народов;

анализировать произведения фольклора и религиозные тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;

сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное;

конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.

Регулятивные универсальные действия:

анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей;

оценивать своё участие в проектной деятельности; анализировать трудности, находить пути их преодоления.

Информационные универсальные действия:

оценивать полученную информацию в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края, республики);

анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах;

осуществлять поиск дополнительной информации для решения задач проектной деятельности.

Коммуникативные универсальные действия:

характеризовать правила поведения в обществе, на конкретных примерах описывать общечеловеческие ценности;

отражать в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм;

характеризовать важнейшие особенности традиционных религий (место отправления культа, атрибуты, праздники, памятные даты);

составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах из истории традиционных религий.        

Модульная (вариативная) часть курса

Основы православной культуры (17 ч)

Содержание обучения.

Православное христианство. Православие — традиционная религия России. Три главные ветви христианства. Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная Церковь.

Вклад православия в развитие русской культуры. Крещение Руси — приобщение к европейской культуре. Монастыри — центры культуры. Церковно-приходские школы.

Бог — создатель мира. Десять заповедей, данных Богом Моисею, — древнейший слой библейских религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм.

Сын Божий Иисус Христос. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь.

Апостолы — ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность.

Священная книга христиан. Состав Библии — Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.

Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи.

Богослужение в православной церкви. Крест — символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва. Храм — дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме.

Православный календарь. Великие православные праздники. История православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные (христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Соотнесённость праздника с конкретным событием в истории христианства. Обрядовая сторона праздников.

Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя).

Экскурсии. Православный храм.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

понимать, что означает для человека принадлежность к православному вероисповеданию;

проявлять уважительное отношение к представителям других религий;

оценивать вклад православия в культуру общества и каждого человека;

следовать христианским нравственным заповедям, ставшим общечеловеческими ценностями;

выполнять правила поведения в православном храме.

Метапредметные результаты. Универсальные учебные действия:

принимать учебную задачу и в соответствии с ней осуществлять процесс учебной деятельности;

владеть смысловым чтением (выделять главную мысль текста, делить текст на части, составлять план пересказа в соответствии с учебной задачей);

сравнивать, сопоставлять, анализировать события, факты окружающего мира, представленные в учебных текстах и жизненных ситуациях;

использовать информацию, полученную из разных источников (учебника, объяснений учителя, справочной литературы, Интернета), для решения учебных и жизненных

задач;

соблюдать правила участия в учебном диалоге: слушать оппонента, корректно высказывать своё мнение, терпимо относиться к мнению других и пр.;

пересказывать текст, объяснять основные положения услышанного (прочитанного) текста, делать выводы, обобщать полученные знания;

рассказывать о нравственных ценностях, традициях и обрядах в православии;

оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки, устанавливать и устранять их причины.

Основы исламской культуры (17 ч)

Содержание обучения.

Ислам — мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Где возник ислам. Ислам в современном мире. Мекка — религиозная столица ислама.

Ислам в России. История распространения ислама в России. Мероприятия Екатерины II по встраиванию мусульманского сообщества в систему государственного устройства империи. Положение ислама в современной России. Места проживания мусульман в нашей стране.

«Нет Бога, кроме Аллаха…». Аллах — единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он создал мир, землю и всё, что есть на ней. Аллах — первоначало всего, высший судья (судия).

Пророки — избранники Аллаха. Пророк Ибрахим и Кааба. Мухаммад — последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада. Нравственная ценность его высказываний и назиданий.

Основы ислама. Пять основных предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва, соблюдение поста, благотворительный налог. Паломничество (хадж) — показатель искренней преданности верующего, одно из наилучших деяний для мусульманина, очищающее его от грехов. Дозволенное и запретное в исламе.

Коран и Сунна. Коран (собрание боговдохновенных изречений пророка Мухаммада) — Священное Писание, главная книга ислама. Сунна (собрание рассказов (хадисов), со-

держащих описания поступков и высказываний пророка Мухаммада) — Священное Предание ислама.

Чему учит ислам. Мусульманин — пример добродетели. Главные добродетели ислама: миролюбие, добро, трудолюбие. Нравственные нормы и правила ислама. Примеры добродетелей у мусульман.

«Место, где совершаются земные поклоны…». Особенности внешнего вида и внутреннего убранства мечети (минареты, растительный орнамент храма, отсутствие изображений человека и животных). Лучшие образцы мечетей в мире и России. Правила поведения в мечети.

«Искусство ислама». Каллиграфия. Арабеска. Искусство изготовления ковров. Художественное ремесло.

Мусульманская семья. Заповеди ислама о семье и семейной жизни. Быт исламской семьи. Культура питания мусульман. Традиционная одежда мусульманок.

Праздники в исламе. Роль, значение, функции, особенности основных исламских праздников. Праздник разговения — Ураза-байрам. Праздник жертвоприношения —Курбан-байрам. День рождения пророка. Праздник в память о чудесном вознесении пророка Мухаммада к престолу Аллаха — Раджаб-байрам. Особенности исламского календаря.

Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя) в соответствии с изучаемым материалом.

Экскурсии. Мечеть.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

осознавать свою принадлежность и принадлежность других людей к исламу;

уважать представителей других религий;

оценивать вклад ислама в культуру;

следовать исламским нравственным заповедям, ставшим общечеловеческими ценностями;

выполнять правила поведения в мечети.

Метапредметные результаты. Универсальные учебные действия:

понимать учебную задачу и в соответствии с ней осуществлять процесс учебной деятельности;

использовать информацию, полученную из разных источников (учебника, объяснений учителя, справочной литературы, Интернета), для решения учебных и жизненных задач;

владеть смысловым чтением (понимать главную мысль текста, делить текст на части, составлять план пересказа в соответствии с учебной задачей);

сравнивать, сопоставлять, анализировать события, факты окружающего мира, представленные в учебных текстах и жизненных ситуациях;

соблюдать правила участия в учебном диалоге: слушать партнёра, корректно высказывать своё мнение, терпимо относиться к мнению других и пр.;

пересказывать текст, объяснять основные положения услышанного (прочитанного) текста, делать выводы, обобщать полученные знания;

рассказывать о нравственных ценностях, традициях и обрядах ислама;

оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки, устанавливать и устранять их причины.

Основы мировых религиозных культур (17 ч)

Содержание обучения.

Религиозная культура. Что такое религия. Чем верующий человек отличается от атеиста. Три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Общечеловеческие ценности в различных религиозных учениях (оживление имеющихся представлений).

Христианство — мировая религия. Христианство самая распространённая по числу последователей религия (география распространения христианства). Возникновение христианства. Главные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.

Сын Божий Иисус Христос. Земная жизнь Иисуса Христа в сюжетах фресок Джотто. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедническая деятельность, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность. Предательство Иуды Искариота.

Священная книга христиан. Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.

Православие в России. Роль православия в развитии образования и культуры русского народа. Монастыри. Троице-Сергиева лавра. Преподобный Сергий Радонежский.

Православный храм. Православный храм, особенности его архитектуры, внешнего и внутреннего убранства. Примеры известных православных храмов на территории России.

Правила поведения в храме. Православное богослужение.

Ценности христианской семьи. Таинство брака. Секреты христианской семьи.

Христианские праздники. Православный календарь. Крещение. Благовещение.

Ислам — мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Ислам в России. История распространения ислама в России.

Чему учит ислам. Аллах — единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он — создатель мира, первоначало всего, высший судья (судия). Пять основных предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва, соблюдение поста, благотворительный налог, паломничество. Дозволенное и запретное в исламе.

Пророки ислама. Мухаммад — последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада.

Главная книга ислама. Коран — главная книга ислама. Нравственные нормы и правила ислама. Главные добродетели ислама: веротерпимость и миролюбие, доброжелательность, трудолюбие. Сунна. Пророк Мухаммад — пример благочестия.

«Место, где совершаются земные поклоны…». Особенности внешнего вида и внутреннего убранства мечети. Правила поведения в мечети.

Ислам о семье и семейной жизни. Отношения между членами семьи.

Особенности исламского искусства. Запрет на изображение человека. Каллиграфия. Арабеска. Художественное ремесло.

Праздники в исламе. Праздник разговения — Ураза-байрам. Исламский календарь.

Буддизм — мировая религия. Родина буддизма. Народы, исповедующие буддизм. Буддизм в России.

Кто основал буддизм? Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма. Жизнь и деятельность Будды. Оформление канона священных книг. «Три корзины» учения.

Чему учит буддизм. Колесо сансары. «Благородный восьмеричный путь». Лама — буддийский учитель.

Буддийские храмы и монастыри. Архитектурные особенности буддийских храмов, их внутреннее убранство. Ступы. Хурулы, дацаны и хурээ — буддийские храмы Калмыкии, Бурятии и Тувы. Правила поведения в буддийском храме.

Семья — это доверие и любовь. Основы, на которых строится буддийская семья.

Буддийские праздники. Особенности и традиции их проведения. Буддийский календарь.

Проектная деятельность. Темы (на выбор): «Календари разных религий», «Религии о семье и правилах семейных взаимоотношений», «Праздники в разных религиях».

Экскурсии: к православному, исламскому, буддийскому храму.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

понимать, что означает для тебя и других людей принадлежность к определённому вероисповеданию или атеизму;

проявлять уважительное отношение к представителям других религий;

оценивать вклад религиозной культуры в культуру общества и каждого человека, в воспитание нравственности у подрастающего поколения;

следовать нравственным заповедям, оформившимся в религиозных учениях и ставшим общечеловеческими ценностями;

выполнять правила поведения в различных культовых сооружениях, а также при исполнении обрядов и в ходе религиозных праздников.

Метапредметные результаты. Универсальные учебные действия:

принимать учебную задачу, в соответствии с ней осуществлять процесс учебной деятельности;

владеть смысловым чтением (выделять главную мысль текста, делить текст на части, составлять план пересказа в соответствии с учебной задачей);

сравнивать, сопоставлять, анализировать события, факты окружающего мира, представленные в учебных текстах и жизненных ситуациях;

использовать информацию, полученную из разных источников (учебника, объяснений учителя, справочной литературы, Интернета), для решения учебных и жизненных задач;

соблюдать правила учебного диалога: слушать партнёра, корректно высказывать своё мнение, терпимо относиться к мнению других и пр.;

пересказывать текст, объяснять основные положения услышанного (прочитанного) текста, делать выводы, обобщать полученные знания;

рассказывать о нравственных ценностях, традициях и обрядах в разных религиях мира;

оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки, устанавливать и устранять их причины.

Основы светской этики (17 ч)

Содержание обучения

Чему учит этика. Человек как член общества. Нравственная ответственность перед другими людьми, обществом, государством, самим собой. Истоки этики.

Этика светская и религиозная. Сходство и различия между ними. Нравы, нравственность, мораль, добродетели (общая характеристика). Доброе отношение и уважение к представителям разных религий.

Любовь к Родине — высшее нравственное чувство. Семья — первая любовь человека.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Семейные отношения.

Труд на благо Родины. Зачем человек трудится? Верность делу, трудолюбие, ответственность — нравственные качества человека. Общественно полезный труд. Примеры трудовой доблести граждан России. Самоотверженность.

Защита Родины — долг гражданина! Патриотизм как проявление любви к Родине. Примеры патриотизма российских граждан (страницы истории). Нравственные качества,

присущие патриоту: чувство долга, справедливость, мужество, смелость. Воинская честь и доблесть.

Человек и природа. Природа — естественная среда обитания человека. Бережное отношение к природе — показатель культуры и нравственности человека.

О добродетелях и пороках. Добродетели и пороки. Добродетель как правильный склад человеческой души, нравственная красота. Порок как противоположность добродетели. Добродетели характера: умение и желание поступать в соответствии с общественными нормами. Сострадание и равнодушие. Щедрость и милосердие. Бескорыстие. Благотворительность. Справедливость. Честность как нежелание совершать подлые поступки, обманывать, лгать, приспосабливаться к любым обстоятельствам. Порядочность как проявление честности, невозможность совершать аморальные поступки. Жадность — недостойное качество человека. Зависть — путь к вражде. Доброта, доброжелательность, терпимость, отзывчивость — качества гуманного человека.

Совесть — наших дел свидетель и судья! Совесть как ответственность за свои поступки и нравственный выбор. «Разговор с совестью» — путь нравственного самосовершенствования. Стыд — эмоциональная оценка своих проступков.

Поговорим об этикете. Этикетное поведение как выполнение установленных норм и правил в различных ситуациях. Этикет общения: правила поведения во время разговора с незнакомыми, близкими, старшими, малышами. Соблюдение этикета в общественных местах, учреждениях культуры, в гостях. Деловой этикет школьника. История развития этикета в России. Первые книги об этикете в России. Этикет внешнего вида, одежды. Как вести себя в гостях. Правила столового этикета. Праздник как одна из форм исторической памяти.

Проектная деятельность: сообщения, доклады, презентации на темы, предложенные учителем.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

объяснять, что такое светская этика;

проявлять уважительное отношение к верующим людям;

характеризовать общечеловеческие ценности;

следовать нравственным нормам и правилам поведения, установленным в российском обществе;

выполнять правила поведения в общественных местах, учреждениях культуры; правила культурного общения и взаимодействия.

Метапредметные результаты. Универсальные учебные действия:

понимать учебную задачу, в соответствии с ней осуществлять процесс учебной деятельности;

владеть смысловым чтением (понимать главную мысль текста, делить текст на части, составлять план пересказа в соответствии с учебной задачей);

сравнивать, сопоставлять, анализировать события, факты окружающего мира, представленные в учебных текстах и жизненных ситуациях;

использовать информацию, полученную из разных источников (учебника, объяснений учителя, справочной литературы, Интернета), для решения учебных и жизненных задач;

соблюдать правила участия в учебном диалоге: слушать партнёра, корректно высказывать своё мнение, терпимо относиться к мнению других и пр.;

пересказывать текст, объяснять основные положения услышанного (прочитанного) текста, делать выводы, обобщать полученные знания;

рассказывать о нравственных ценностях российского общества, традициях и обычаях народов России;

оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки, устанавливать и устранять их причины.

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Дата

Дата

Примечание

план

факт

Вводная (инвариантная) часть курса (17 ч)

Россия — многонациональная держава (4 ч.)

Россия — многонациональное государство

1 ч.

Как все начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья.

1 ч.

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и Дальнего Востока.

1 ч.

Путешествие в Биробиджан.

1 ч.

Когда люди объединяются. (1 ч.)

Когда люди объединяются.

1 ч.

Культура каждого народа неповторима (2 ч.)

Что нам стоит дом построить.

1 ч.

Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол.

1 ч.

Войдём в храм: культура, рождённая религией (5 ч)

Что такое религия?

1 ч.

Календарно-тематическое планирование уроков по основам религиозных культур и светской этики.  4 класс.

Войдём в православный храм

1 ч.

Войдём в мечеть

1 ч.

Войдём в буддийский храм.

1 ч.

Войдём в синагогу

1 ч.

Народные и религиозные праздники (2 ч)

Народные и религиозные праздники

1 ч.

Народные и религиозные праздники

1 ч.

Какие ценности есть у человечества (3 ч)

Какие ценности есть у человечества?

1 ч.

Какие ценности есть у человечества?

1 ч.

Какие ценности есть у человечества?

1 ч.

        

Модульная (вариативная) часть курса

Основы православной культуры (17 ч)

Православие — традиционная религия России (2 ч)

Православие на Руси и в России. Когда и откуда пришло на Русь христианство.

1 ч.

Русская Православная Церковь. Монастыри на Руси.

1 ч.

Вклад православия в развитие русской культуры (1 ч.)

Крещение Руси. Монастыри. Церковно-приходские

школы.

1 ч.

Бог — создатель мира (2 ч)

Библия о Сотворении мира.

1 ч.

Десять заповедей, данных Богом Моисею.

1 ч.

Сын Божий Иисус Христос (4 ч)

Страницы земной жизни Иисуса Христа: рождение, детство, проповеди, распятие, воскресение.

1 ч.

Страницы земной жизни Иисуса Христа: рождение, детство, проповеди, распятие, воскресение.

1 ч.

Нагорная проповедь.

1 ч.

Нагорная проповедь.

1 ч.

Апостолы — ученики Иисуса Христа (1 ч)

Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать

апостолов и их миссионерская деятельность.

1 ч.

Священная книга христиан (1 ч)

Библия: Ветхий Завет и Новый Завет.

1 ч.

Христианская жизнь (2 ч)

Добро и зло. Что такое грех?

1 ч.

Ценности православной семьи. Таинство брака.

1 ч.

Богослужение в Русской Православной Церкви (2 ч)

Крест — символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва.

1 ч.

Православный храм. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме.

1 ч.

Православный календарь. Великие православные праздники (2 ч)

Православный календарь.

1 ч.

Великие православные праздники

1 ч.

Основы исламской культуры (17 ч)

Ислам — мировая религия (1 ч)

Понятия «ислам» и «мусульманин». Где возник ислам.

1 ч.

Ислам в России (1 ч)

Ислам в России

1 ч.

«Нет Бога, кроме Аллаха…» (1 ч)

Нет Бога, кроме Аллаха…

1 ч.

Пророки — избранники Аллаха (2 ч)

Пророки в исламе. Пророк Ибрахим и Кааба.

1 ч.

Жизнь и деятельность пророка Мухаммада.

1 ч.

        Основы ислама (2 ч)        

Основные предписания (столпы) ислама. Что значит быть мусульманином.

1 ч.

Обязанности мусульманина. Дозволенное и запретное в исламе.

1 ч.

Коран и Сунна (2 ч)

Коран — Священное Писание, главная книга ислама.

1 ч.

Сунна — Священное Предание ислама.

1 ч.

Чему учит ислам (2 ч)

Мусульманин — пример добродетели. Главные добродетели ислама: миролюбие, добро, трудолюбие.

1 ч.

Нравственные нормы и правила ислама. Общечеловеческие ценности ислама.

1 ч.

«Место, где совершаются земные поклоны…» (1 ч)

Мечеть — место молитвы.

1 ч.

Искусство ислама (2 ч)

Каллиграфия. Арабеска.

1 ч.

Искусство изготовления ковров. Художественное ремесло.

1 ч.

Мусульманская семья. Традиционная одежда мусульман (2 ч)

Мусульманская семья.

1 ч.

Традиционная одежда мусульман».

1 ч.

Праздники в исламе (1 ч)

Исламские праздники: роль, значение, функции, особенности проведения.

1 ч.

        

        Основы мировых религиозных культур (17 ч.)

Религиозная культура (2 ч)

Что такое религия. Чем верующий человек отличается от атеиста.

1 ч.

Три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Общечеловеческие ценности в различных религиозных

учениях

1 ч.

Христианство — мировая религия. Сын Божий Иисус Христос. Священная книга христиан (2 ч)

Христианство — мировая религия.

1 ч.

Сын Божий Иисус Христос. Священная книга христиан

1 ч.

Православие в России (1 ч)

Роль православия в развитии образования и культуры

русского народа.

1 ч.

Православный храм (1 ч)

Православный храм. Правила поведения в храме.

1 ч.

Ценности христианской семьи (1 ч)

Таинство брака. Секреты христианской семьи.

1 ч.

Христианские праздники (1 ч)

Православный календарь. Крещение. Благовещение.

1 ч.

Ислам — мировая религия. Чему учит ислам (1 ч)

Понятия «ислам», «мусульманин». Возникновение и распространение ислама. Ислам в России.

1 ч.

Пророки ислама. Главная книга ислама. «Место, где совершаются земные поклоны…» (2 ч)

Пророки ислама. Главная книга ислама.

1 ч.

Место, где совершаются земные поклоны…

1 ч.

Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства. Праздники в исламе (2 ч)

Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства.

1 ч.

Праздники в исламе

1 ч.

Буддизм — мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри (3 ч)

Буддизм — мировая религия. Кто основал буддизм?

1 ч.

Чему учит буддизм.

1 ч.

Буддийские храмы и монастыри

1 ч.

Семья — это доверие и любовь. Буддийские праздники (1 ч)

Семья — это доверие и любовь. Буддийские праздники

1 ч.

Основы светской этики (17 ч)

Чему учит этика (1 ч)

Человек как член общества. Нравственная ответственность. Истоки этики.

1 ч.

Этика светская и религиозная (1 ч)

Этика светская — мирская, гражданская. Нравы, нравственность, мораль, добродетели

1 ч.

Любовь к Родине — высшее нравственное чувство (1 ч)

Любовь к Родине — высшее нравственное чувство. Малая Родина.

1 ч.

Семья — первая любовь человека. «Дом согревает не печь, а любовь и согласие» (1 ч)

Семейные отношения. Семейный труд.

1 ч.

Труд на благо Родины (1 ч)

Зачем человек трудится? Верность делу, трудолюбие, ответственность. Общественно полезный труд.

1 ч.

Защита Родины — долг гражданина (1 ч)

Патриотизм как проявление любви к Родине. Воинская честь и доблесть.

1 ч.

Человек и природа (2 ч)

Природа — естественная среда обитания человека.

1 ч.

Бережное отношение к природе — показатель культуры и нравственности человека.

1 ч.

О добродетелях и пороках (4 ч)

Добродетели и пороки.

1 ч.

Добродетели и бескорыстие. Порок как противоположность добродетели.

1 ч.

Добродетели характера.

1 ч.

Зависть — путь к вражде.

1 ч.

Совесть — наших дел свидетель и судья! (1 ч)

Совесть как ответственность за свои поступки и нравственный выбор.

1 ч.

Поговорим об этикете (4 ч)

Этикетное поведение. Этикет общения

1 ч.

Соблюдение этикета в общественных местах, учреждениях культуры, в гостях.

1 ч.

Деловой этикет школьника. Этикет внешнего вида, одежды.

1 ч.

История развития этикета в России.

1 ч.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Печатные средства обучения:

предметная линия учебников (на каждого ученика): Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы религиозных культур и светской этики : 4 класс : учебник. — М. : Вентана-Граф;

Виноградова Н. Ф. Основы светской этики : 4 класс : учебник. — М. : Вентана-Граф;

Виноградова Н. Ф. Основы православной культуры : 4 класс : учебник. — М. : Вентана-Граф;

Виноградова Н. Ф. Основы исламской культуры : 4 класс : учебник. — М. : Вентана-Граф;

Виноградова Н. Ф. Основы мировых религиозных культур : 4 класс : учебник. — М. : Вентана-Граф;

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Технические средства обучения:

• компьютер;

• электронные носители;

•  музыкальные записи к темам программы;

• фотоаппарат.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...