учебно-методическая разработка урока «Православная молитва»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Пономарева Ольга Николаевна

Урок «Православная молитва» разработан для обучающихся 4 классов.

    Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.  В условиях современного общества проблема духовно-нравственного воспитания приобрела огромное значение. У подростков наблюдается потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг. Процветает курение, алкоголизм, наркомания. Позитивная мотивация к учению потеряна.

   Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Если дети будут понимать, что такое благодать, они смогут поддерживать добрые отношения друг с другом, предотвращать ссоры, насилие, проявление жестокости.

   Данный урок позволяет расширить представление о понятиях «православие» и «молитва». Может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravoslavnaya_molitva.docx173.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Герасимовка муниципального района Алексеевский

Самарской области

Основы религиозных культур и светской этики

Номинация: учебно-методическая разработка урока

Тема урока

«Православная молитва»

                                                  Ф.И.О.  Пономарева О.Н.,

                                                         учитель начальных классов

2020 год

Пояснительная записка

Обоснование значимости методической разработки

    Урок «Православная молитва» разработан для обучающихся 4 классов.

    Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.  В условиях современного общества проблема духовно-нравственного воспитания приобрела огромное значение. У подростков наблюдается потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг. Процветает курение, алкоголизм, наркомания. Позитивная мотивация к учению потеряна.

   Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Если дети будут понимать, что такое благодать, они смогут поддерживать добрые отношения друг с другом, предотвращать ссоры, насилие, проявление жестокости.

   Данный урок позволяет расширить представление о понятиях «православие» и «молитва». Может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Класс 4

Модуль Основы православной культуры

Автор программы 

Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений. 4 класс / А.Я.Данилюк, Г.А.Обернихина, О.Н. Мацыяка и др. – Просвещение, 2018

Учебник  А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.В.Кураев.- 5-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 2018

Тема: Православная молитва

Цель: Помочь учащимся осмыслить понятие «молитва» как разговора человека с Богом, виды молитв

Задачи:

 Обучающая: Формировать представления о понятиях «православие», «молитва», «благодать», «святые»;

 Развивающая: Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

Воспитывающая: Продолжать воспитание нравственного, толерантного  отношения к людям.        

УУД:

Познавательные:

1. Работать с текстом и извлекать нужную информацию

          2. Строить речевое высказывание в устной форме 

           3 . Объяснять понятия: «православие», «молитва», «благодать», «святые»

Регулятивные:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.  

 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Договариваться о правилах общения.

3. Формулировать и отстаивать своё мнение, свою позицию.

Личностные:

1. Различать положительные и отрицательные поступки людей.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения моральных норм.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знание понятий «православие», «молитва», «благодать», «святые»;

Метапредметные:

Познавательные:  Формирование умений находить  нужную информацию.

Регулятивные: Способность анализировать свои поступки.

Коммуникативные: Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Личностные: Развитие ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, толерантного  отношения друг к другу и  к окружающим.

 Технологии, методы: 

  Технология проблемного диалога, сотрудничества

  Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

  Формы деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы:

 Оборудование: ноутбук, колонки, 2 свитка с заданиями, стакан с водопроводной водой, стакан с освещённой водой, звукозапись молитвы «Отче наш», схема «Православные молитвы», таблица «Отче наш», карточки:1) для закрепления, 2)для рефлексии, 3) с домашним заданием

Используемая литература:

- А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ - --А.В.Кураев. - 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2018  

- В. Диксон «За всех людей моё моленье»

https://soulibre.ru/За_всех_людей__моё_моленье_(Владимир_Диксон)

-  Молитва «Отче наш» - https://veruyugospodi.ru/pravoslavnye-molitvy/otche-nash.html

-  Притча «На необитаемом острове» https://pritchi.ru/id_1015
 

Сценарий урока

  1. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок

Высказывайте свои мнения,

И вместе проведем урок.

  1. Проверка знаний, усвоенных на прошлом уроке. Работа в группах.

Дети делятся на 2 группы. Каждая группа получает свиток с заданием.

 (Приложение 1)

Через 3-5 мин каждая группа защищает свою работу

Ш. Мотивация познавательной деятельности

Ребята, у меня на столе стоят два стакана.

-Что в этих стаканах? (вода)

- В одном  налита вода из крана, а в другом – святая вода. Внешне отличается вода в этих стаканах? (нет)

- По запаху она отличается? (дети нюхают воду в стаканах - нет )

-По запаху она тоже не отличается.

-Подумайте и скажите, почему церковная вода стоит и не портится длительное время, а вода из крана со временем портится? (в церкви её освящают, читают молитву)

-Как вы думаете,  о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о церкви, о молитве)

-Тема урока «Православная молитва». (Запись темы в тетради)

-Что бы вы хотели узнать на уроке? (Высказывания детей)

-На уроке мы узнаем, что такое молитва, как называются православные молитвы, какая молитва считается основной.

  1. Изучение нового материала

3.1 Работа с учебником

 - Что такое молитва? Найдите ответ в учебнике на с. 15.

Запись в тетради: молитва - это обращение к Богу не с требованием, а с мольбой.

-Ребята, подберите антоним к слову «молитва» (магия)

- Во всех мировых религиях считается, что магия это недостойный и опасный путь для человека.

-Произнося молитву, к кому мы обращаемся, с кем духовно беседуем?(с Богом)

-Что мы можем молить (просить) у Бога?

(счастье, здоровье, богатый урожай..)

-Как вы думаете, что человек больше делает, просит Бога или его благодарит?(просит)

-Поэтому самой распространённой является молитва-просьба: «Подай, Господи!

3.2 Заполнение детьми схемы. (Приложение 2)

- А более редкой является молитва – благодарение.

-Что мы просим у Бога? Найдите ответ в учебнике на с. 15. (здоровье, успех, духовные блага)

- Получив желаемое, не забывайте поблагодарить людей и Бога за эти блага.

Послушайте стихотворение. (Ученик читает стихотворение Владимира Диксона)

«Стихотворение – молитва».

За всех людей - моё моленье,

За всех зверей - моя мольба,

И за цветы, и за каменья,

И за плоды, и за хлеба.

За всё, что в дольный мир родится,

За всё, что на земле живёт,

За рыбу - в море, в небе - птицу,

За дым долин, за снег высот.

За братьев близких и любимых,

За недругов и за врагов,

За тишину полей родимых,

За ласку глаз, за ласку слов.

- Когда человек благодарит Бога, произносит: «Слава Богу!». Православные поют: «Аллилуйя!» Это самая высокая молитва, которая называется славословие.

- Запишите в схеме название этой молитвы.

-А что вас больше всего радует?(хорошая отметка, радуга, цветы, купание в море…)

- Где может молиться человек?(в церкви или дома)

- Человек может молиться везде: на природе, в храме, в автобусе, в доме.

-Если человек молится правильно, искренне, прикасается сердцем к Богу, внутренне меняется при этом, такого человека постигла благодать. Таких людей называют святыми.

3.3 - Послушайте христианскую притчу «На необитаемом острове»

Новые слова: 

Пустынники – название христианских монахов, это люди, которые по собственному убеждению отреклись от мирской жизни, чтобы спасти свою душу.

Старцы – это духовный учитель, почитаемый за святость еще при жизни.

Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трёх святителей. И так как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну и ту же молитву. 

Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своём корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам и кричат: 

— Остановитесь, мы вашу молитву забыли. 

Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им: 

— Молитесь, как умеете. 

Старцы вернулись и остались при своей молитве.

- Как вы думаете, почему пустынники позабыли молитву? (они отреклись от мирской жизни, думали только о себе, помыслы были не добрые)

- Какую молитву пытались они выучить? («Отче наш»)

М.Ю.Лермонтов в одном из своих стихотворений «Молитва» тоже упоминает молитву «Отче наш»

3.4 Работа с учебником (чтение стихотворения М. Лермонтова «Молитва»  с. 17)

-Давайте прочитаем это стихотворение

- Молитва  «Отче наш» является святыней для всех христиан.

3.5 Дети слушают запись молитвы «Отче наш»

3.6 Самостоятельная работа (Приложение 3)

- Что же означает эта молитва? Давайте с ней познакомимся.

- Молитва «Отче наш» написана на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православной церкви. Найдите в учебнике с.18-19, что обозначают выражения в левом столбике таблицы и запишите этот перевод в правый столбик.

Заполнение таблицы.

Отче наш, Иже еси на небесех! 

Отец наш Небесный.

Да святится имя  Твое

Пусть прославиться имя Твоё

Да  приидет  Царствие Твое

Да придет Царствие Твоё

Да будет  воля  Твоя,  яко  на  небеси  и  на  земли

Да будет воля Твоя на земле, как на Небе.

Хлеб  наш  насущный  даждь  нам  днесь

Хлеб необходимый дай нам на сей день.  

И остави  на  долги  наша,  яко же  и  мы  оставляем  должником  нашим

И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешивших

И  не  введи  нас  во  искушение.

Но  избави  нас  от  лукаваго

Не допусти нам впасть в соблазн и избавь нас от дьявола.

-За что помогает  нам молиться  молитва «Отче наш»?(за добро, здоровье, счастье для всех людей)

- А о чём же нельзя молиться?  (Нельзя желать людям зла).

- На что вдохновляет человека вера в Бога? (Вера в Бога вдохновляет людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки.)

IV. Закрепление

-Ребята, я вам раздам карточки, внимательно прочитайте и выполните это задание (Приложение 4)

Проверка задания.

2. Подумайте, когда мы произносим молитву:

а) «Господи,  благослови!»   ( когда что-то начинаем делать)

б) «Слава  Тебе Боже  наш,  слава  Тебе! Слава Богу!» (когда что-то сделали, мы очень рады, и благодарим Бога)

в) «Господи,  помилуй» ( в минуту опасности)

V.        Рефлексия (Приложение 5)

Прочитайте ситуации про себя.

Первый человек: «Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили новый велосипед, коньки , ещё одну игрушку, какую-нибудь компьютерную игру, новое платье, туфли.

Второй человек: «Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость»

Третий человек: «Попрошу Бога, чтобы я все-таки подошёл  к маме и попросил у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания. А потом – поблагодарю Бога за то, что Он помог мне  справиться с гордыней»

Встаньте те, кто хочет быть похожим на 1 человека, 2 –го, 3 –го. Почему именно на этого человека хочется быть похожим?

VI. Домашнее задание.

- Дома выполните тестовое задание, а второе – по желанию.

Дети получают листочки с заданием. (Приложение 6)

- Наш урок я хочу закончить такими словами:

Пусть у вас всё получается,
А душа добром и любовью наполняется.
Пусть разум будет и будет терпение,
И пусть будет благословение.

Приложение1

Первый свиток

  1. Почему человека, любящего свою Родину,  по праву можно назвать православным человеком?
  2.  Напишите ваши рассуждения на тему «Какая она, моя Родина?»

Второй свиток

1.Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?

  1. Распределите слова на 2 группы, запиши в таблицу:

грех, смирение, пост, обман, обида, почитание законов, забота о  родных, любовь к ближним, непослушание, гордость, скупость, соблюдение заповедей, добродетели, дерзость, пороки

Что помогает человеку быть ближе к Богу?

Что помогает человеку быть дальше к Богу?

Приложение 2

Приложение 3

Отче наш, Иже еси на небесех! 

Да святится имя  Твое

Да  приидет  Царствие Твое

Да будет  воля  Твоя,  яко  на  небеси  и  на  земли

Хлеб  наш  насущный  даждь  нам  днесь

И остави  на  долги  наша,  яко же  и  мы  оставляем  должником  нашим

И  не  введи  нас  во  искушение.

Но  избави  нас  от  лукаваго

Приложение 4

На листах бумаги соедини название молитвы с видом молитвы

Приложение 5

  1. Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили новый велосипед, коньки,  ещё одну игрушку, какую-нибудь компьютерную игру, новое платье, туфли.
  2. Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.
  3. Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Приложение 6

1. Тест “да”, “нет”

- Молиться могут только взрослые.

-  “Слава Богу!” — это молитва славословие

-  Самая известная молитва “Отче наш!”

- Молиться можно только в храме

- В молитве просят только за себя

2. Выучить молитву «Отче Наш» (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Православная молитва"

Урок в соответствии с ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Православная молитва»

План - конспект, технологическая карта урока с УУД...

Урок "Православная молитва"

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся....

Разработка урока Православная молитва (ОПК ОРКСЭ) 4 класс

Материал составлен с использованием учебника Основы православной культуры, автор Т. А. Костюкова, содержит конспект урока и презентацию....

УРОК "Православная молитва"

Урок Православная молитва...

Урок "Православная молитва" ПК 4 кл. курс ОРКСЭ

На уроке учащиеся получат представление о том, что такое православная молитва, какую роль она играет в жизни православного человека.  Дети узнают чем отличаются друг от друга молитва - благодарен...