Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие - закон жизни"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Легостаева Александра Петровна

Милосердие - закон жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx28.26 КБ
Файл miloserdie-zakon_zhizni_4.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Милосердие – закон жизни

Цели:

  1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
  2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
  3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Задачи:

Предметные:

  • формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике;
  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности;

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  • формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;  

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
  • познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
  • коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
  • предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.  

Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, высказываниями, карточки для работы в группах.

Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Введение в тему. Целеполагание

А сейчас послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.  – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина.  Тогда мальчик почему-то очень заволновался.  – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам», – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.  – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.  – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.  – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.  – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.  – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

  • О чём эта притча?
  • Как назвал продавец мальчика?
  • Каким качеством обладал мальчик?
  • Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.

  • Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?  
  • Давайте запишем это слово «милосердие» и выделим корни в нём.

 МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)

В разных словарях это слово по-разному трактуется.

1) В Толковом словаре Ушакова. Д.Н. милосердие – это «Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

2) В «Большом Энциклопедическом словаре» милосердие есть «сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.)».  

 Давайте рассмотрим, всякий ли добрый поступок, который совершается, можно считать милосердным?

Ситуация 1.

Ученик увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и помог донести сумку, хотя ему было не по пути. Только женщина хотела поблагодарить мальчика, как его уже не оказалось рядом.

Ситуация 2.

Соседка – одинокая старая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.

  • Какую помощь оказали ребята?
  • По каким мотивам совершалось доброе дело?
  • Так все ли поступки, которые совершают люди можно назвать милосердными?

Просмотр видеоролика «Пальто» 2мин.

  • Что вы чувствуете?
  • Какие чувства испытывал мальчик –главный герой?
  • Что заставило его так поступить?
  • Так  в чём же проявляется милосердие? (дети отвечают) В помощи, внимании и стремлении вместе решить проблему.
  •  Напишите в тетради в столбик следующие слова:

Сочувствовать

Сопереживать

Сострадать

  • Есть ли между ними разница?  Какая? Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.
  • А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека.
  • Какое самое сильное? Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.
  •  А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях? Она означает «ВМЕСТЕ».
  • Что это значит? Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.

Просмотр видеоролика «Кошкин дом» 2мин. (Начало)

  • Какие чувства испытывают котята?
  • Какие чувства испытывает кошка?
  • Помните, что произошло дальше?
  • Давайте посмотрим, чем же все закончилось. Просмотр видеоролика «Кошкин дом» 2мин. (Продолжение)
  • Почему котята повели себя иначе?
  • Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?

Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ? и напишите ответ.

  • В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт?
  • Хотелось бы вам его расширить и углубить этот опыт?

Физминутка

Встанем возле своих парт.

Если утверждения можно отнести к милосердию, то нарисуем в воздухе сердце и подарим это сердце другим людям.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет. напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.

Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие? Чтение притчи

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

  • Какое действие проявил этот человек?
  • Чем же отличаются эти действия?
  • Прочитайте в учебнике с.91 последний абзац, вы согласны с этими рассуждениями?

Рассмотрите иллюстрацию с.91

  • Что делает девочка?
  • Какое чувство она проявляет?
  • Как вы помогаете своим близким людям, домашним животным?
  • Какие чувства проявляете вы? 
  • Вспомните ситуации в своей жизни, когда по отношению к тебе проявили милосердие.
  • Как вы думаете, все ли нуждаются в милосердии? Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью? Конечно, нет. Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека.
  • Можно ли в связи с этим сказать, что милосердие должно стать законом жизни каждого человека?
  •  А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

Работа в парах. А как же стать милосердным человеком? На экране даны слова, характеризующие отрицательные качества человека, а вы подберите слова-антонимы.

Лениться и бездельничать                                             Трудиться

Быть жадным                                                                     Быть щедрым

Лицемерить и врать                                                         Быть правдивым

Давать пустые обещания                                             Быть честным

Изменять дружбе                                                         Дружить

Быть равнодушным к чужой беде и горю                     Сопереживать, сострадать

Не считаться с мнением родителей или не заботиться о них        Уважать и заботиться о близких

  • А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни?
  • Профессии, каких людей вы бы назвали? Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.
  • Как вы думаете, должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие и выражать своё чувство признательности?
  • Обратитесь мысленно к себе.  Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на сердечке. Это будет ваше домашнее задание

  Работа в парах

Игра «Цветок милосердия» Прикрепи те, которые нам нужны.

БЕСКОРЫСТИЕ         БЛАГОСТЬ       РАДОСТЬ             СОСТРАДАНИЕ

МЕСТЬ          ЗЛОРАДСТВО                 УЧАСТИЕ                ОБИДА     СЧАСТЬЕ

 ДОВЕРИЕ              ЖАЛОСТЬ             ПРОЩЕНИЕ             РАВНОДУШИЕ

ДОБРОТА             ЛЮБОВЬ               ПОМОЩЬ                 ЖАДНОСТЬ

Рефлексия Просмотр фильма.

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое.

VII.        «Дерево Милосердия»

- Перед вами на партах лежат листочки

- Подумайте, кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, сочувствие, поддержку, милосердие. Напишите их имена на листочках и прикрепите их к нашему «Дереву Милосердия».

- Старайтесь быть милосердными и способными на благодарность!

Подумайте, кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Запишите в тетрадь с.61 №8

Существует мнение, что самый большой человеческий порок – неблагодарность. Сейчас вы преодолели это, высказав свои слова благодарности!

Старайтесь быть милосердными и способными на благодарность!

Закройте глаза, вспомните весь наш урок и подумайте, можете ли вы себя назвать милосердным и благодарным человеком?

Чтение и обсуждение сказки.

 «Сказочка о счастье»

На свете жил один король, богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал, а счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело. Вскричал король:

«Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел не в королевской власти?

И вот король в карету сел – и покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит, карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути? девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный.

- О, мой король, тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.

Карета мчит во весь опор, конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король, старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой, с утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова – тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара сменяется ненастьем.

Король торопит: - В путь пора, еще немного – и ура, свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой остановил карету.

Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго сказал:

«Заблудшая душа, Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастья для себя, ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя, найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня: обратно разверни коня,

Дитя, согрей и накорми, солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова. распилишь и уложишь…» -

Тут вышла полная луна. И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце всем людям помогает.

И счастье на его лице, как ясный день, сияет!

Беседа по вопросам:

1. Что хотел найти король?

2. Кого он встретил на своем пути и как отнесся к их просьбам?

3. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

4. Кто помог королю задуматься о своих поступках?

5 Как вы думаете, почему изменился король?

6. Чему учит эта сказка? В чем заключается счастье для каждого человека?

Вывод: помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его взамен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Милосердие – закон жизни

Слайд 2

милосердие Словарь Ушакова Д.Н.: «готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается» Большой энциклопедический словарь: «Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.)»

Слайд 3

Сочувствовать Сопереживать Сострадать

Слайд 4

Сочувствовать Сопереживать Сострадать

Слайд 5

чувствовать переживать страдать СО-

Слайд 6

чувствовать переживать страдать вместе

Слайд 8

Подать милостыню Не обязательно вникать в проблему другого человека Проявить милосердие Требуется включенность в проблему другого человека Действия во благо человека, добрые действия Степень принятого участия

Слайд 9

Лениться и бездельничать Быть жадным Лицемерить и врать Давать пустые обещания Изменять дружбе Быть равнодушным к чужой беде и горю Не считаться с мнением родителей и не заботиться о них Трудиться Быть щедрым Быть правдивым Быть честным Дружить Сопереживать, сострадать Уважать и заботиться о близких


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь животных", 1класс

Разработанный мной урок "Жизнь животных", позволяет сформировать у учащихся основные знания об условиях жизни и особенностях разных групп животных. Программа "Планета знаний"....

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь экосистемы".

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС ....

Конспект урока по окружающему миру «Жизнь древних людей»

Жизнь древних людей               Цель урока: дать учащимся представление о первобытных людях....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

Конспект урока мир вокруг нас "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Я буду очень рада, если помогла подготовить урок....

«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни»

Формирование у родителей активного и ответственного отношения к нравственному воспитанию детей, развитие педагогической культуры, поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога....

Урок ОРКСЭ "Милосердие - закон жизни"

Разработка урока ОРКСЭ модуль "Светская этика"  с презентацией....