публичная лекция
статья по орксэ

Бугаева Лариса Игоревна

 

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ

 

 

 

«КРИЗИС ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaya_lektsiya_po_teme.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ

«КРИЗИС ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

2020 ГОД.

В Нагорной проповеди Господь дает заповедь,

замечательную по краткости и ясности,

которая охватывает всю гамму человеческих чувств

и нравственные основы бытия:

«Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди,

так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Опасность, которая  подстерегает  наше общество сегодня, - не в смене политической системы, не в развале экономики,   а в разрушении личности.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей и даже школьников искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Все это влияет на внутренний мир наших детей.

На днях, в автобусе, наблюдаю такую картину: молодая мамочка, с ребенком лет десяти вошли в автобус и быстро заняли место. За ними вошла старушка, она заметно хромала, и остановилась возле нашей героини. Был час пик, народ в автобусе не сразу заметил пожилую женщину. Свободных мест не было. Увидев стоящую рядом бабушку, молодая женщина демонстративно отвернулась к окну. А ребенок сидел и увлеченно играл в игру на своем мобильном телефоне.  У мамаши  даже не возникло мысли, чтобы уступить старушке место! Или хотя бы поднять с места своего взрослого ребенка.  Конечно, не все были такими равнодушными! Бабушку благополучно усадили.

Весь день на душе было не спокойно (перед глазами то и дело всплывала история про мамашку и ее ребенка) – какие духовно-нравственные принципы может воспитать в сыне такая мама своим поступком?!  На следующий день я рассказала эту историю в классе. И проанализировав с детьми  ситуацию, я еще раз убедилась в том, что мои четвероклассники намного добрее и уважительнее той взрослой мамы!

Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений.    

           Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Иерархия, структурность жизни,  обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно быть росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы.  

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. И прививается с ранних детских лет в семье. « Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!» (Себастьян Брант)

У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духовности и нравственности. 

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него,  как позитивного, так и негативного характера.  

Это в первую очередь средства массовой информации и коммуникации, неорганизованные события окружающей среды, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого поколения, на его формирующуюся сферу нравственности.  

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Под понятием «духовность» традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

         В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры.

Одни считают, что слово «религия» связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего.

Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Нравственность – это присвоение моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования. Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции.

По «Словарю русского языка» С.И. Ожегова нравственность представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

        Важным условием духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
         Одной из проблем современного образования является то, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. 

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных  ситуациях.

«…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»,- Альберт Лиханов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция «Ценим более всего: В человеке – человечность, В мире знаний - бесконечность…»

По официальным данным в России 1,5 млн. детей имеют отклонение в развитии. Около 30% из них могли бы учиться в массовых школах несмотря на страшный медицинский диагноз. В США, Европе, Кан...

Публичная лекция "Имидж учителя"

выступление на конкурсе "Педагогический дебют - 2012"...

Публичная лекция "Педагогическое творчество"

С лекцией "Педагогическое творчество" я выступала на районном конкурсе "Учитель года"...

Публичная лекция "Милосердие – активная доброта"

Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, большинство из нас понимают важность и необходимость формирования в детях таких качеств, как доброта, ...

Публичная лекция "Толерантность - путь к гармонии"

Публичная лекция "Толерантность - путь к гармонии" с презентацией...

Публичная лекция на тему:"Система работы по речевому этикету в начальной школе"

Уважаемые коллеги, члены жюри! Представляю вашему вниманию публичную лекцию на тему: «Система работы по речевому этикету в начальной школе». Этикет - очень большая и важная часть общечеловеч...