Урок ОРКСЭ "Человек рожден для добра"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobrota.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК: «ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ ДОБРА».
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ притч, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.


Ход урока.
1.Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности.
Учитель включает песню «Если добрый ты…», которую поёт Кот Леопольд –

-Почему добрым быть на свете –это хорошо?

-Легко ли быть добрым?

- Какие качества присущи доброму человеку?

3.Формирование темы и целей урока.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Тема урока «Человек рождён для ……».(продолжить)
4.Актуализация знаний и пробного учебного действия
-Что такое добро? Дайте определение своими словами.
-Давайте посмотрим какое определение даётся в толковом словаре Ожегова словам «добро» и «доброта». «Добро-всё положительное, хорошее полезное. Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

5. Работа по теме урока.

1.Как вы думаете с чего начинается доброта?

Первый шаг к доброте – это доброе слово. Не зря говорят, что словом можно ранить, а можно воодушевить на подвиг.

Игра «Комплимент». Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми.

Давайте поиграем. Каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе…», - а дальше скажите, что вам нравится в вашем товарище.

Учитель. Я рада, что вы растёте доброжелательными людьми. Если вы говорите такие замечательные комплименты своим сверстникам, значит, у вас доброе, чуткое сердце.

2. - Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. И с детства помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

Именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Именно сказки убеждают нас в торжестве добра.

-Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Приведите примеры из сказок.

Угадайте героя.

 -Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

 -Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

-Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

 А о ком эта загадка?

Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак —
Не дурак я, а добряк.
(Иванушка-дурачок)

Он какой? На первый взгляд не очень умный. Простачок.

-А на самом деле? (оказывается более умным, ловким, смекалистым). В чем же дело? Чем же отличается он от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса Барабаса? Кащея. В чем же его непохожесть? (Тем, что он творит добро, помогает, выручает, не предает ради богатства. И в ответ он получает помощь от других.

Для примера вспомним сказку Царевна -лягушка. Когда Иван пошел вызволять Василису из царства Кащея кто ему помог? Почему?

Какому правилу придерживаются эти сказочные герои? ЗОЛОТОЕ правило этикета.

Как оно звучит? (поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами)

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

3.А в народных пословицах не звучит ли то же самое правило?

·        Как аукнется, так и откликнется.

·        Без добрых дел нет доброго имени.

·        Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

·        Худо тому, кто добра не делает никому.

- Значит, если вы с добром, то и к вам человек отнесётся по…..-(доброму)

- Почему же мы часто видим, что в ответ на добро человек получает зло?

- Так какие поступки надо совершать?

(добрые, человек рожден для добра, а зло надо стараться избегать, искоренять)

Л.Н. Толстой говорил:

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н 

5. Работа по сказке.

Послушайте сказку: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль.  Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».

- В чем, по-вашему, смысл этой сказки?

(зло совершило злое действие, а добро ответило добром)

У.- А если бы добро поступило так же, как зло, зло бы уменьшилось?

Конечно, нет

Что совершать легче добро или зло? Почему?

(зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется).

Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?

-Легко ли быть добрым человеком? Почему?

(необходимо преодолеть себя)

Добро и зло творить во власти всех людей ,( Слайд 4) 

  Добро и зло творить во власти всех людей,

 Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

-Мы часто слышим, что в последние годы мир стал жестоким, люди злыми. А кто же в этом виноват?( мы) -Значит от кого зависит каким будет мир?

Добро творить трудней

А теперь давайте прочитаем новую сказку. Даром ни одно доброе дело не пропадает. А. Неелова

Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка. Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой: - Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему. - Так-то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки. - Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи. - Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. - Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек. - И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

 - Как же эта сказка связана с нашей темой? Какова еѐ основная мысль?

Итог урока.

О чём говорили сегодня на уроке?

Что поняли?

Стакан молока

Мальчишка был голодный и без сил,
Давно не ел... Пришел издалека...
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит... МОЛОКА!

И тот стакан дал силы снова жить!
Поверил он - есть в мире ДОБРОТА!
Став доктором, спасал чужую жизнь,
Она у человека лишь одна!

Так и работал в клинике одной.
Ученым стал и доктором наук.
К больным спешил в короткий выходной:
"Хороший доктор!" - слышалось вокруг.

Однажды утром делал он обход.
Тут телефон призывно зазвонил:
"Больная у меня, и ждет народ,
Мне помоги!" - хирург его просил:

"Сейчас приду. Не брошу одного!"
- И дверь открыв, больную увидал.
Вдруг встрепенулось сердце у него!
Седая вся! Но он ее УЗНАЛ!

ОНА! ОНА! Да как я мог забыть
Ту, что дала когда-то молока!
Больна серьезно! Буду САМ лечить,
Хотя надежда так невелика!

Он СПАС ей жизнь! Все силы приложил!
Живет и побеждает ДОБРОТА!
К оплате ей листочек положил:
"Не расплачусь!" - подумала она!

Но взяв листок, не верила глазам!
От слез ее вдруг поплыла строка...
"Вы не должны! За все спасибо Вам!
ОПЛАЧЕНО СТАКАНОМ МОЛОКА!"...

Автор: Валентина Басова

Работа с притчей «Стакан молока» (слайд 11)

- Кто герои притчи? - Почему женщина предложила мальчику молока? - Кем стал мальчик, когда вырос? - Как вы думаете, почему он выбрал именно эту профессию? - Чего опасалась женщина? – Что привлекло женщину в счёте? - Что означали эти слова? - Каким человеком был врач? - Чему учит притча? Каким вы представляете доброго человека? Нарисуй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по светской этике "Человек рожден для добра"

Дать понятие о добре и зле; активизировать познавательную деятельность уч- ся; дать представление о золотом правиле нравственности...

Человек рожден для добра

В нашем мире много зла, что бы говорить о нем, так поговорим же о Добре!!!!...

Основы светской этики. Автор А.И. Шемшурина "Человек рожден для добра"

Презентация к уроку ОРКСЭ. Раздел "Простые нравственные истины"...

конспект урока и презентация ОРКСЭ "Человек рожден для добра"

Цели: дать понятие о «добре и зле»,активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями ...

Внеклассное занятие по основам православной культуры "Человек рожден для добра"

Внеклассное занятие по ОПК проводилось в рамках недели православной культуры в школе-интернате. Данное занятие направленно на формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,...

Урок (ОРКСЭ) Модуль Основы светской этики Человек рожден для добра.

Тип урока:  урок  рефлексии.Цель:познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применят...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Человек рожден для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ 4 классТема: Человек рождён для добра.Цели: дать понятие о «добре и зле»,активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащих...