Урок по теме «Добродетель и порок» модуль «Основы светской этики»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Астраускене Светлана Владимировна

Конспект урока по теме «Добродетель и порок»  модуль «Основы светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrodetel_i_porok.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе по теме «Добродетель и порок»

модуль «Основы светской этики»

I  Актуализация знаний учащихся.

  1. Организационный момент.

На доске слово «добро».

- Подберите антоним к слову «добро». (Зло. Вспоминают, что это тема прошлого урока).

2. Упражнение «Собери определение». Работа в парах.

Даны отдельные слова из определений на карточках. Учащиеся выкладывают цельное определение.

Добро – это нравственная ценность, образец поступков людей, отношений между ними.

Зло – это противоположность добра, аморальные, безнравственные поступки.

3.  Игра «Лишнее слово». По рядам.

1 вариант вычёркивает из данного списка аморальные поступки – остаётся слово «добродетель».

2 вариант из списка вычёркивает нравственные поступки – остаётся слово «порок».

Тема урока: Добродетель и порок

II Стадия «Вызов» (тема и цели урока)

  1. Упражнение «Верите ли вы…»

Верите ли вы, что добродетель то же самое, что добро.

Верите ли вы, что добродетель  - это качество человеческого характера?

Верите ли вы, что порок – это антоним добродетели?

Верите ли вы, что порок – это отрицательное качество человека?

Верите ли вы, что храбрость – это добродетель?

Верите ли вы, что трусость – это порок?

Обсуждение результатов.

  1.  «Корзина идей». Дети предполагают, что такое «добродетель» и «порок».

(добродетель = делать+ добро)

(- Можно ли соотнести слова «добродетель» и «порок» со словами «добро» и «зло»?)

Порок – это синоним к слову добродетель? Или антоним?

  1. Определение понятий.

 - Айдар и Фёдор подготовили определения этих понятий, опираясь на статьи в толковых словарях.

Ожегов

Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-н.

Ушаков

Положительное нравственное качество человека. Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко. Некрасов.

Положительное нравственное качество человека (противоп.: порок). // Высокая нравственность, моральная чистота. 2. устар. Доброе дело, благодеяние.  Ефремова

Порок -  Тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство.

Самостоятельное чтение статьи в пособии (стр.16-17)

Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их.

4. Целеполагание. Что должны узнать? Чему научиться?

 На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на уроке?

Какого человека можно назвать добродетельным?

Легко ли быть добродетельным человеком?

ЗАЧЕМ НАМ ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ?

Предлагаю высказывание Аристотеля сделать эпиграфом к нашему уроку:

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

III. Стадия осмысления.

  1. Появляются изображения литературных героев. Нужно назвать их добродетели или пороки.

- Какие еще можете назвать добродетельные или порочные качества человека?

  1. Соотнесите ситуацию и качество человека.

 Проявление каких человеческих качеств можно увидеть в данных ситуациях?

 Ударить ногой собаку. Это…

 Помочь однокласснику в учебе.  Это

 Помирить поссорившихся друзей.  Это

.Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это

.Помочь маме в домашних делах.  Это…

 Отвести домой заболевшего друга. Это

Слова для справок: доброта, жестокость, участливость, злость, сострадание, заботливость.

  1. Задания по вариантам:

Задание 1 варианта. Найдите и подчеркните,  в высказываниях великих людей, которые оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя порока.

- «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер

- «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон

- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон

 - «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

Задание 2 варианта.

Прочитай пословицы. Определи их смысл и поставь цифры в квадраты.

1 – не укради

2 – не осуждай

3 – не лги

На чужой каравай рот не разевай.

Других не суди, на себя погляди.

Что лживо, то гнило.

Враньё не введёт в добро.

И так далее (см. приложение)

Задание 3 варианта.

Работа с текстом  из учебника стр.16-19

     Самостоятельная  работа.

-Какие предложения показались вам наиболее важными? Выпишите их в тетрадь. (Обсуждение выписанных  предложений).

Задание 4 варианта.

Распределите слова на две группы.

Честность, щедрость, доброта, трудолюбие, скромность, лживость, жадность, злость, наглость, лень.

Добродетели

Пороки

Группы отчитываются о выполнении заданий. Общее обсуждение результатов.

  1. Работа с текстом.

Сказка «Семь дочерей»

«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

-       Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-       Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

-       Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

-       Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

-       Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

-       Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

 А седьмая дочка ничего не сказала. Что сделала седьмая дочь?

 Предположения учащихся.

(Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.)

(В.А. Сухомлинский)

- Кого из семи дочерей можно назвать добродетельной?

 - Какой сделаем вывод?

Добродетельный не тот, кто говорит о хорошем, а тот, кто совершает хорошие поступки.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Г. Гегель

5. Составление портрета добродетельного человека.

- Составим портрет добродетельного человека. Какими качествами он должен обладать?

Ответы детей записываются на доске.

Подумайте, есть среди ваших знакомых такие люди? Себя вы можете отнести к добродетельным людям?

III. Рефлексия

  1. Прием «РАФТ»

Р – роль (любой человек)

А – аудитория (кому вы будете писать)

Ф – форма (рассказ, сказка)

Т – тема («Добродетель и порок»)

- Я предлагаю вам представить себе встречу с добродетельным человеком и описать её в небольшом рассказе.

2. Итог урока.

- О чём говорили на уроке? Чему научились? Что запомнилось?

- Легко ли быть добродетельным человеком?

- Можно ли быть добродетельным человеком, не совершая подвигов?

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием.
                                       Паскаль Блез

3. Продолжите фразу:

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок  навёл меня на размышления...(заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»...

Урок в 4-ом классе учебного модуля "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Технологическая карта урока учебного модуля "Основы светской этики" по теме "Дружба"Цель урока: формирование у обучающихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценно...

Интерактивные пособия по теме «Милосердие - закон жизни» курса «Основы светской этики»

Интерактивные пособия  (кроссворд,  классификация  и слова из букв)  являются методическими разработками по  теме «Милосердие - закон жизни»  курса «Осн...