Преемственность и системность в реализации учебных курсов ОРСЭ и ОДНКНР в ОО.
статья по орксэ (4 класс)

Бекетова Елена Владимировна

В моём селе, где я в настоящее время живу, проживают вместе люди разных национальностей, приезжие с разных концов России. Одной из приоритетных задач общества и нашего государства является воспитание нравственного гражданина Российской Федерации. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Преемственность и системность в реализации учебных курсов ОРСЭ и ОДНКНР в ОО.

В моём селе, где я в настоящее время живу, проживают вместе люди разных национальностей, приезжие с разных концов России.  Одной из приоритетных задач общества и нашего государства является воспитание нравственного гражданина Российской Федерации. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.

 Основы мировых  религиозных культур  – учебный  предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала   экспериментально, в 19 регионах России – с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента – во всех регионах с 2012 года.

         С  первой четверти 2019-2020 учебного года я начала преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур». Оно предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учащихся 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны. Изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Целью модуля «Основы мировых религиозных культур»  является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школе учатся представители разных культур и конфессий. Для того, чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой, необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

                  Целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя знание религии, основанное на философском осмыслении. Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных учений, как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности, милосердии. Мы, педагоги, понимаем, что, как бы ни менялся мир, мы обязаны прививать детям ценностные ориентиры.

           В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Отрадно, что на рубеже тысячелетий церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении. В этом – залог нравственного возрождения всего народа.

           Важно понимать, что реализация модуля «Основы мировых религиозных культур»–  это шаг к формированию поликультурной образовательной среды в российской школе. В этом плане в рамках реализации курса учиться будут не только дети, но и родители, сама школа. Таким образом,  будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса в национальную культуру.

              Изучение истоков буддизма, христианства, ислама, морали и нравственности происходит с использованием на занятиях разнообразных форм работы: парной, групповой, индивидуальной и фронтальной.

         Одним из фронтальных форм работы является беседа, в основе которой лежит  хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. В процессе беседы дети учатся анализировать собственные поступки и соотносить их общечеловеческими ценностями, умению рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

         При организации работы в группе учитываю личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения учебным материалом, а также степень самостоятельности. Такая форма работы предполагает решение продуктивных задач.  Дети ведут обсуждение (учатся чётко формулировать вопрос, выражать своё мнение, учитывать другие точки зрения).

         Пословицы – мудрость народная. Поэтому работу над пословицами провожу в паре, либо индивидуально. Пословицы и поговорки учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет, критикуют. Загадки помогают воспитывать быстроту реакции, образность мышления, воображение.

         Для поддержания интереса детей к новому курсу использую аудио и видео пособия, иллюстративную наглядность, библиотечный фонд. Провожу викторины, беседы-путешествия, работаю с притчами, использую кроссворды. Применяю такую форму работы, как драматизация. Дети любят инсценировать различные ситуации. Они применяют на себя роль как положительных, так и отрицательных героев, излагают своё мнение, в будущем такие уроки помогут скорректировать поведение, меньше совершать ошибки, не обидеть друга, ближнего своего.

       Создаю условия для самостоятельной деятельности обучающихся, внедряю умения осуществлять информационный поиск для решения учебных заданий. Особое место занимают творческие мини-проекты учеников, выставки рисунков, презентаций. Ресурсы сети Интернет являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

            По наблюдениям следует отметить  хорошую активность детей практически на всех занятиях. Учащиеся с радостью приходят на них, с желанием  работают и ждут новой встречи. Учебный материал по модулю «Основы мировых религиозных культур», авторами которого являются А.Л.Беглов, Е.С. Токарева, Е.В.Саплина,  представлен доступный, познавательный.  Структура построения всех тем в учебнике способствует организации совместной позитивной деятельности учителя, учащихся и родителей.  Учебник содержит догматические основы, которые представлены в простой для учащихся форме. Поэтому учащиеся  с интересом рассматривают иллюстрации, читают тексты, работают над вопросами. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Учащиеся задают порой очень серьёзные вопросы. Слушая ответы учителя, они пристально смотрят и внимательно слушают, могут часто сделать  самостоятельный вывод и остаются очень благодарными.  

             По окончании изучения курса 3 часа я отвожу на уроки-представления творческих проектов, как индивидуальных, так и групповых по  изученному материалу на разные темы. Учащимся нравится высказывать своё мнение, они учатся говорить и слушать друг друга. А это и есть привитие толерантности, уважение к собеседнику, воспитание речевой культуры. На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется и общечеловеческим ценностям – состраданию, милосердию, уважению к людям. Учащиеся знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру. Второй содержательный раздел модуля посвящён знакомству с основами истории религий в России, религиозно-культурными традициями народов нашей страны. Изучение тем этого раздела призвано способствовать формированию образа единого государства при многообразии и богатстве религиозных культур населяющих его народов. Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религия мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «календари религий мира», «Праздники в религиях мира».

Большое внимание я уделяю такому качеству у ребят, как милосердие не только к людям, но и к животным. Все мы знаем очень добродушного и известного человека в нашей республике, Коновалову Светлану Николаевну. Светлана Николаевна, на протяжении многих десятилетий, является основателем приюта коше и собак «Каштанкин дом» в городе Черногорске. Светлана Николаевна –автор сказок «В добрые руки», её книгу я приобрела у волонтёров приюта. На уроках выделяю время на прочтение её сказок. Мой класс вместе со своими родителями, участвует в благотворительных акциях,  где оказывают помощь в виде продуктов питания для животных.

              Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах наших учеников. Но для этого и мы должны учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России.  

    Моя педагогическая философия:

«Только внутренняя, духовная, животворящая сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» (К.Д.Ушинский).

         У каждого человека свой жизненный путь, своё призвание. Для меня – это школа. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь детям, то, чем живу я сама.

           По итогам работы могу с уверенностью сказать, что такие уроки нужны. Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А содержание  модуля «Основы мировых религиозных культур»  для этого создаёт прекрасную возможность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)

Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...

Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО

Приоритетное  направление развития образования - переход на новые образовательные стандарты,  главная задача которых - создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и р...

Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО

Для эффективной помощи каждый педагог, реализующий ФГОС ООО, получил пакет документов, а именно: - должностную инструкцию учителя основной школы, внедряющего ФГОС ООО; -  критерии распределения...

Публичный отчёт о реализации комплексного учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"

Публичный отчёт о реализации комплексного учебного курса  "Основы религиозной культуры и светской этики"...

Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Доклад на гродском семинаре по теме: "Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этик...

Мастер класс "Подготовка учащихся к конкурсам и фестивалям по курсу ОРКСЭ и ОДНКНР

Материал может быть интересен учителям, преподающим предмет ОРКСЭ и ОДНКНР...