Технологическая карта урока по теме "Дружба и порядочность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Краюшкина Ирина Александровна

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса по теме "Дружба и порядочность". Предназначен для учителей, работающих по учебнику М.Т. Студеникина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Краюшкина Ирина Александровна
Предмет: ОРКСЭ 
Класс: 4
Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема урока

«Дружба и порядочность»

Цель урока

Формирование представлений о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, понимания их значения в жизни общества.

Задачи урока

Образовательные: формировать у обучающихся основные категории морали: дружба, порядочность, бескорыстие, понимание, честность, доверие
Развивающие: развивать добрые качества и  умение дружить, социальные эмоции и переживания, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.
Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

УУД

 Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Формировать важнейшие нравственные понятия и ценности: дружба, порядочность, бескорыстие, честность, понимание.
  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
  • Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основное содержание урока

Дружба и порядочность. Качества настоящего друга. Качества, мешающие дружбе. Правила дружбы.

Основные термины и  понятия

Дружба, порядочность, бескорыстие, друг, приятель, товарищ.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Личностные: осознают понятия «дружба», «бескорыстие», «порядочность», выделяют качества настоящих друзей, анализируют собственные поступки.

 Регулятивные: формулируют цель на уроке; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке;   оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения;  высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Ресурсы:

основные

дополнительные

- М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2016г.;

- ноутбук (для учителя);

- проектор;

-Толковый словарь С.И.Ожегова;

- тексты для составления пословиц;

-листы с перечнем качеств, помогающих и мешающих дружбе;

- оценочный лист для каждого ученика и кружки красного, жёлтого и зелёного цветов;

Межпредметные связи

Литературное чтение + Русский язык + ИЗО

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты       УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

 учителя

Содержание деятельности учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

-Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Улыбнитесь друг другу. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое  хорошее настроение, почувствуйте его тепло.

Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

Пусть сегодня на уроке преобладают только тёплые отношения.

- Ребята, а какие отношения бывают между людьми?

- А как вы думаете, может ли быть одинок человек, обладающий такими отношениями?

Отгадывание кроссворда.

- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать кроссворд.

Л

Е

О

П

О

О

Т

Л

К

Р

Ч

Ь

А

А

Е

М

Д

Р

У

Ж

Б

А

   

Л

Л

Е

У

Л

С

Ы

Н

Р

Ь

О

Б

И

А

В

Н

К

Е

Ш

И

А

К

Н

А

А

 

1. Какой сказочный герой постоянно говорит: «Ребята! Давайте жить дружно!» (Леопольд)

 2. Он дружок зверям и детям,

     Он живое существо.

     Но таких на белом свете

     Больше нет ни одного.

     Потому что он не птица,

     Не котенок, не щенок,

     Не волчонок, не сурок,

     Но заснята для кино

     И известна всем давно

     Эта милая мордашка

     И зовется… (Чебурашка)

 3.  С чего начинается дружба? (С улыбки)

4. Назовите одного из друзей Буратино. (Мальвина)

5. С кем подружился Крошка Енот , когда ходил на пруд за осокой? (С отражением)

6. Назовите друга известного шведского мальчика, которого все звали Малышом. (Карлсон)

- Попробуйте определить тему урока. 

- А ещё мы поговорим о тех качествах, которые помогают и мешают дружбе, о правилах, которые надо соблюдать в общении с друзьями.

- Какие цели поставим на уроке?

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения)

Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои  предположения, учитель подводит к выводу, что если у человека нет друзей, он чувствует себя одиноко)

Обучающиеся отгадывают кроссворд и определяют ключевое слово.

Формулируют тему урока ставят цель, задачи.

Предполагаемые ответы: Что такое дружба?

Что значит, настоящая дружба?

Какими качествами  должен обладать  настоящий друг?

Кого можно назвать настоящим другом?

ЛУУД: интерес к изучению предмета 

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика; целеполагание.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Определение понятия «дружба».

- Что же такое дружба? Как вы думаете?

- Из какого источника можно узнать значение слова «дружба»?

- Кто хочет  поработать со словарем и найти значение слова «дружба»?

- Где еще мы можем узнать значение этого слова?

- Откройте свои учебники на с.50 и прочитайте определение.

Определение понятия «порядочность».

- Со словом дружба тесно связано и такое понятие, как порядочность. Приходилось ли вам слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?

Работа с учебником на с.52.

- Обратимся к учебнику.

- Самостоятельно прочтите текст и объясните, что значит слово «порядочность».

В своей статье Ю. Яковлев более широко раскрывает данное понятие. Он считает, что порядочный человек — это человек не только честный, но и благородный, умеющий понять чужую беду.

- Ребята, давайте подберём родственные слова к слову дружба.

- Слово «дружба» произошло от слова «друг». А, по вашему мнению, кто такой «друг»?

- Найдите значение данного слова в толковом словаре.

Сравнение понятий «друг», «приятель», «товарищ».

- Подберите слова синонимы к слову «друг».

-Одинаковы ли слова друг, приятель, товарищ? Эти слова очень близки по смыслу, почти похожи, но имеют разный смысл.

- Прочитайте на с. 52 определение этих понятий и обсудите со своим соседом по парте, чем же они отличаются.

-Кого мы называем «приятелем»?

- А «товарищем»?

-Кого у человека может быть много, а кого единицы?

Дети высказывают своё мнение («Мозговой штурм»)

ответы учащихся

Работают с толковым словарем.

С.И.Ожегов: «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

- В интернете, спросить у взрослых, посмотреть в учебнике.

Читают определение в учебнике: «Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности».

«Мозговой штурм», дети размышляют, рассуждают над данным термином

Самостоятельно читают текст в учебнике.

 «Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам».

Подбирают родственные слова. 

(дружок, подруга,  содружество,            дружеский, дружить, дружочек,        подружка, дружно,   друг,               дружественный,     подружиться,

дружище,  подруженька,  дружный,                  сдружиться)

«Мозговой штурм», дети высказывают своё мнение.

С.И.Ожегов:

«Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью

Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов».

- Друг, приятель, товарищ.

Работа в парах. Чтение текста учебника, обсуждение понятий.

- Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.

- Товарищ – человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

- У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

III. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Знакомство с понятием «бескорыстие».

- Послушайте рассказ И.Туричина «Дружба».

- Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

- Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

     К сожалению, есть такие ребята, которые выбирают себе друга по принципу «ты - мне, я – тебе». Есть у тебя жвачка или красивые открытки, марки, календарики – буду с тобой дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. Ребята, цените друзей, не ищите в дружбе личной выгоды. Главнейшее качество дружбы – бескорыстие.

 -Что же такое бескорыстие?

- Прочитайте определение в учебнике.

Качества, помогающие дружбе, и качества, мешающие дружбе.

- Какие же качества человека мешают дружбе, а что помогает сохранить дружбу?

Сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам нужно выяснить, каким качествами должен обладать настоящий друг.

У каждой пары на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен.

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, зависть, ответственность, подлость, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-Верно, ребята! Настоящий друг обладает такими качествами, как доброта, честность, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость и другие.

-Посмотрите на таблицу на с.54. Какие еще качества помогают дружбе, а какие мешают.

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами? Почему?

Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

- Предлагаю вам прослушать притчу: «Настоящий друг», возможно, она подскажет нам ответ на вопрос: «Кто такой настоящий друг»?

 Чтение притчи учителем.

-Понравилась ли вам притча?

- Назовите героев притчи.

 - С какой целью мальчик пришёл в магазин?

-Какого котёнка выбрал мальчик?

- Почему? Найдите ответ в тексте.

-В чём заключается нравственная мораль притчи, найдите ответ в тексте.

-Кого же мы называем  настоящим другом?

Правила дружбы.

-А можно ли составить правила дружбы, чтобы навсегда сохранить её?

В группах обсудите правила дружбы.

- Прочитайте правила друзей, данные в вашем учебнике.

Слушают рассказ И.Туричина «Дружба».

-Сережа назвал сначала своим другом Васю, потому что у него была пожарная машина, а потом Борю, потому что у него был паровоз.

-Нельзя. Он ищет в дружбе выгоду.

Высказывают свое мнение.

Читают определение в учебнике.

«Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе».

Работа в парах. Выбирают слова, характеризующие качества настоящего друга.

Устные ответы учащихся.

Анализируют таблицу на с.54

Устные ответы учащихся

Учащиеся слушают чтение притчи учителем. (У каждого ученика печатный текст притчи)

Во время чтения учителем, дети следят по тексту.

Устные ответы детей, участвуют в беседе.

- Продавец, мальчик.

- Хотел купить котёнка.

- Котёнок, с врождённым дефектом лапки.

Выборочное чтение. «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», -дрожащим голосом произнес мальчик.

Выборочное чтение.

«В действительности, не столь важно КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, какой вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь тот, кто идет к вам, в то время как весь мир уходит ОТ вас, и есть - Настоящий друг».

-Того, кто ни когда не оставит в беде, умеет ценить и принимать друга без каких-либо оговорок.

Работа в группах. Обучающиеся составляют правила друзей. Выступают перед другими детьми.

Чтение правил по учебнику на с.54.

ЛУУД: нравственно – этическое оценивание дружеских отношений, знание моральных норм, умение учитывать мнение партнера в совместной работе

РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

ПУУД: анализ, сравнение, обобщение, умение  ориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста.

IV.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Комментирование ситуаций.

- А сейчас вы поработаете консультантами. Каждая группа получает конверт. В нём описание той или иной ситуации. Задача группы – прокомментировать её.

1 группа. Твой друг стал получать плохие отметки,  и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои   действия.

2 группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

3 группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

Работа с пословицами.

- Дружба - это великий труд. Трудно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

Работа в группах.

На карточках написана только половина пословицы. Найдите свою пару.

 Собрать пословицы и объяснить смысл по 1 пословице.

1 группа.

«Не мил и свет, когда друга нет».

«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги».

«Хорошую дружбу топором не разрубишь».

2 группа.

«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей».

«С добрым дружись, а лукавых берегись».

«Старый друг лучше новых двух».

 3 группа.

           «Не  богатство друг, а друг-богатство».

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью

«Человек без друзей, что дерево без корней»

-Чему же учат нас эти пословицы?

Групповая работа.

Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.

Работают в группах.

Собирают пословицы, объясняют смысл одной из пословиц.

ЛУУД: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения

ПУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, доказательство, самостоятельное  создание способов решения проблем поискового характера

КУУД: учёт позиции других,  умение слушать и вступать в диалог

V .  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

-  оценивает

собственную учебную деятельность.

- Подведём итог работы на уроке.

- Какие цели ставили? Достигли цели?

-Оцените с помощью смайликов свои достижения на уроке:

Зеленый – Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовал(а) себя уверенно.

Желтый - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу своих возможностей. Испытывала чувство неуверенности.

Зелёный – У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

-Что понравилось на уроке?

- Где испытывали затруднение?

-Кого бы похвалили за работу?

Предлагаю вам дома выполнить одно задание на выбор:

1.Написать небольшой рассказ о своем друге.

2.Нарисовать иллюстрацию о друге.

- Закончить урок я бы хотела песней «Дружба».

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок.

Дети просматривают видеоролик песни «Дружба» в исполнении группы «Барбарики».

РУУД: оценивает  правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.          

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

                                                                             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...