Викторина «Александр Невский – защитник Земли Русской»
проект по орксэ (4 класс)

Элла Викторовна Зубенкова

Проект викторины в 4 классе

«Александр Невский – защитник Земли Русской»

в рамках внеурочной деятельности «Я гражданин России»Цель викторины: формирование исследовательского интереса к истории своей страны и повышение познавательной активности школьников.

Задачи викторины:

образовательная:  расширение представления обучающихся о великом русском полководце - Александре Невском; формировать у учащихся общую историческую культуру; стимулирование интереса обучающихся к получению новых знаний путем участия в интеллектуальных мероприятиях;

развивающая: развивать любовь к Родине на исторических примерах самоотверженного служения русских героев на благо своей Родины; развитие навыков и умений школьников в поиске необходимой информации; накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;

воспитательная: формирование гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения; пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_aleksandr_nevskiy.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Зубенкова Элла Викторовна,

учитель начальных классов

высшей категории МБОУ «Средняя школа №10» г. Рославля

Проект викторины в 4 классе

«Александр Невский – защитник Земли Русской»

в рамках внеурочной деятельности «Я гражданин России»

Цель викторины: формирование исследовательского интереса к истории своей страны и повышение познавательной активности школьников.

Задачи викторины:

образовательная:  расширение представления обучающихся о великом русском полководце - Александре Невском; формировать у учащихся общую историческую культуру; стимулирование интереса обучающихся к получению новых знаний путем участия в интеллектуальных мероприятиях;

развивающая: развивать любовь к Родине на исторических примерах самоотверженного служения русских героев на благо своей Родины; развитие навыков и умений школьников в поиске необходимой информации; накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;

воспитательная: формирование гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения; пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Форма организации: групповая, фронтальная.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание себя патриотом своей страны, воспитание в себе чувства патриотизма.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Умение определять цель выполнения заданий на занятии под руководством педагога.
  2. Умение составлять план выполнения заданий на занятии под руководством педагога.
  3. Умение реализовывать план выполнения заданий на уроке  под руководством учителя.

Познавательные:

  1. Умение отвечать на поставленные вопросы, находить нужную информацию.
  2. Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы.

Коммуникативные:

  1. Умение участвовать в дискуссии на уроке.
  2. Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  3. Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
  4. Умение слушать и понимать речь других.
  5. Умение работать в группе и в коллективе.

Предметные:

  1. Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;
  2. Понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.

Ход занятия

Учитель:

- Добрый день, дорогие ребята! Я вас приветствую на интеллектуально-развлекательной викторине, посвященной человеку, который более семи с половиной веков назад начал княжить в городе Новгороде в возрасте 16 лет. Несмотря на молодость, юноша был очень смелым, отважным и целеустремлённым. Много трудностей ему пришлось преодолеть: недоверие бояр, заговоры против его власти, нападение врагов. Когда князю было всего 20 лет западные соседи Руси – шведы захотели завладеть богатыми новгородскими землями. Они подкупили недовольных властью бояр, чтобы те помогли им тайно напасть на Новгород и захватить его. Но хитростью и смекалкой юному правителю удалось раскрыть замыслы врагов и разгромить их. Битва состоялась на реке Неве. За победу над шведами князя стали называть …… (ответы обучающихся). Каким был этот человек, о его заслугах перед Отечеством вам поведают мои помощники, ваши одноклассники.

Сообщение обучающегося: Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

Учитель:

- Князю Новгородскому, великому князю Киевскому, великому князю Владимирскому, полководцу, святому Русской православной церкви сегодня будет посвящена наша игра. Сегодня вам предстоит помериться силами знаний. Сильным будет считаться тот, кто больше знает.

- Правила игры: игра состоит из нескольких туров. В первом туре играют 10 обучающихся. Будет задано 5 вопросов, на которые нужно ответить. За правильный ответ начисляется 1 балл. Кто набрал меньше всех баллов (2-4 человека), во второй тур не переходят.

Во втором туре задаётся 7 вопросов. У игроков есть 1 минута, чтобы ответить (использовать числовой веер, дети показывают номер выбранного ответа). За правильный ответ начисляется 2 балла.

В третий тур переходят 2-3 человека, набравшие большее количество очков во втором туре. В третьем туре игрокам предстоит продемонстрировать свои знания книг современных писателей, посвященных жизни и деяниям Святого благоверного князя А. Невского (А. Б. Ткаченко «Житие святого благоверного князя Александра Невского в пересказе для детей» и О. Н. Тихомирова «Александр Невский»), которые были вам предложены для домашнего чтения. В предложенных текстах потребуется вставить пропущенные слова. У каждого игрока есть 2 минуты для того, чтоб дать ответ. При правильном ответе банк удваивается (то есть, набранные баллы в I и во II турах), при неправильном - количество баллов не изменяется. В блиц-туре за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Итак, начинаем.

1 тур - БИОГРАФИЧЕСКИЙ

Учитель:

- Александр Невский – русский национальный герой. Этот новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком.

- Сколько детей было в семье Ярослава II Всеволодовича?

- Какое событие произошло в жизни Александра, после которого он становится старшим наследником своего отца?

- Какой обряд был совершен над Александром в 1223 в Преображенском соборе?

- В каком городе Александр и его брат Федор провели детство и юность?

- В какой город в ночь на 20 февраля 1229 года Александр с братом вынужден был бежать из Новгорода, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия?

2 тур «БИТВЫ И СРАЖЕНИЯ ЗНАМЕНИТОГО ПОЛКОВОДЦА»

- В устье какой реки состоялась Невская битва?

- Кто противостоял Александру Невскому во время известной Невской битвы?

- Как назывался водоём, на котором произошло Ледовое побоище?

- В виде какой математической фигуры Александр Невский построил свое войско во время Ледового побоища?

- Перед каким сражением князь Александр сказал ставшие легендарными слова «Не в силах Бог, а в правде!»?

- Как называется «бронежилет» времён Александра Невского?

Сообщение обучающегося: Знаете ли вы, что основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

3 тур - ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Учитель:

- Готовясь к нашей сегодняшней викторине, вы прочитали книги А.Б. Ткаченко «Житие святого благоверного князя Александра Невского в пересказе для детей» и О.Н. Тихомирова "Александр Невский». Вам предлагается выполнить следующие задания:

1.Вставьте пропущенные слова: 

Глядишь, младенец и украсит княжеский _________.

Александру подрезали кудри, посадили на коня, перепоясали _________.

Не пробило доспехи, удержался князь в _________.

Приходят жители на площадь по звону большого _________.

Славились своим богатством Великий Новгород и _________.

2. Вставь пропущенные слова в мудрое наставление предка А. Невского - Киевского князя Владимира Мономаха «Не позволяйте ни своим, ни чужим воинам _________ делать ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас _________. Где ни остановитесь, везде напоите и накормите _________. Больше всего чтите _________, откуда бы он к вам ни пришел - простой ли человек или _________, если не сможете одарить его, то _________ едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, _________ человека или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы _________. Не проходите _________человека, не приветив его _________ словом...

Слова для справок: посол, просящего, пакости, угостите, добрым, прославят, гостя, проклинать, смертны, мимо.

Учитель:

- Приступаем к проведению Блиц-тура, из предложенных вариантов ответов вам необходимо выбрать верный.

Вопрос 1. Кем был Александр Невский?

- Царем

- Великим князем

- Императором

Вопрос 2. Отчество Александра Невского

- Владимирович

- Ярополкович

- Ярославович

Вопрос 3. Отношения с Русской православной церковью

- Был предан анафеме

- Был канонизирован

- Ни то, ни другое

Вопрос 4. Где состоялось Ледовое побоище?

- на Ладожском озере

- на Чудском озере

- на озере Ильмень

Вопрос 5. С кем сражалась дружина Александра Невского 5 апреля 1242?

- с немцами

- со шведами

- с Ордой

Вопрос 6. В каком городе есть станция метро «Площадь Александра Невского»?

- Санкт-Петербург

- Киев

- Москва

Вопрос 7. Где хранятся мощи Александра Невского?

- в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре

- во Владимире, в Рождественском монастыре

- в Москве, в Храме Христа Спасителя

Вопрос 8. За какие заслуги, согласно легенде, был прозван «Невским»?

- за заслуги перед г. Санкт-Петербург

- за победу в Ледовом побоище

- за победу над шведами на Неве, в устье Ижоры

Вопрос 9. В 1225 году князь Ярослав Всеволодович, отец юного князя Александра, «учинил сыновьям княжеский постриг». Что означал этот обряд?

- возведение в княжеский титул

- пострижение в монахи

- посвящение в воины

- разделение княжества на уделы

Вопрос 10. Какое имя принял в монашестве князь Александр Невский?

- Андрей

- Алексий

- Василий

- Иоанн

Вопрос 11. Перед каким сражением князь Александр сказал ставшие легендарными слова «Не в силах Бог, а в правде!»?

- Невская битва

- Ледовое побоище

- освобождение Пскова

- оборона Новгорода

Вопрос 12. Сколько сражений за свою жизнь князь Александр проиграл?

- ни одного

- одно

- два

- три

Учитель:

- Пока подсчитываются результаты, предлагаю нам сейчас вместе расставить события из жизни князя в том порядке, в каком они описаны в книге «Житие Александра Невского в пересказе для детей»:

- Нападение ливонцев на Русь

- Княжение в Новгороде

- Битва Александра Ярославовича со шведами на Неве

- Постриг пятилетнего Александра на княжение в Переяславле

- Встреча Невского с Батыем и получение ярлыка на княжение

- Битва с немецкими рыцарями на берегу Чудского озера

- нападение шведов во главе с Биргером на Русь

- непростой период учения Александром владениеи сердцем и мечом

- тяжелая болезнь и иноческое пострижение перед смертью

- обращение в храме Святой Софии перед боем со шведами Александра к Богу.

Итог занятия

Учитель:

- Наша интеллектуальная игра подходит к концу. Все вы были молодцы, показали свои знания, свою смекалку. Это была славная битва! Проходи она на льду Чудского озера, он моментально бы растаял. И, говоря серьезно, игра действительно удалась. Но всё же некоторые ребята отличились и победили. (Награждение победителей)

Сообщение обучающегося: Много замечательных подвигов в жизни Александра Невского, за это народ любил своего князя, верил ему и даже 26 февраля 1547 года он был причислен к лику святых. Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь - вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни, прежде всего, высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью. Князь Александр Невский причислен к лику святых, потому что вёл праведную жизнь, В нём воплотились лучшие черты русского человека. Он является достойным представителем нашего народа и служит примером для подражания.

21 мая 1725 года был учреждён орден святого Александра Невского.

Учитель:

- Как вы думаете, кого награждали таким орденом? За какие заслуги? (ответы обучающихся)

Сообщение обучающегося: В 1942 году был учреждён советский орден А.Невского. Его вручали особо отличившимся в боях с врагами защитникам Родины. В честь Александра Невского строились храмы, к его образу обращались художники, писатели, композиторы, режиссёры.

Учитель:

- Сегодня на нашей встрече мы с вами показали, расширили свои знания о прошлом нашей Родины, расширили свои знания о великом полководце, миротворце - Александре Невском. А закончить наше мероприятие, хочется таким вот замечательным стихотворением, которое обобщит всё, о чём мы сегодня говорили.

Быть патриотом…

Что же это значит?

А это значит Родину любить

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

- Мне хочется пожелать вам стать настоящими Защитниками Отечества и всегда помнить знаменитое изречение Александра Невского «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

Литература

  1. Александр Невский и его сыновья// Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. – 2-е изд., испр. И доп./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова – М.: Аванта, 2000. – С. 225-233.
  2. Александр Невский// Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. – М.: Вече. – С. 67-98.
  1. Александр Ткаченко// Житие святого благоверного князя Александра Невского в пересказе для детей. - Издательский дом «Никея», ООО «Никея», 2017.
  2. Вальнер Н.А.// Ольгин град: Книга для детей младшего школьного возраста. На рус. И англ. яз. – Псков: ПОИПКРО, 2001. – С. 26-31.
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/
  5. https://yunost-serp.edumsko.ru/about/news/1755115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святой защитник земли русской - Александр Невский.

Сценарий внеклассного меропрития по духовно-нравственному воспитанию  в соответствии с требованиями  ФГОС 2 поколения и ссистемно-деятельностного подхода. Это моя авторская разработка. Буду ...

Урок внеклассного чтения "Защитники земли русской"( А. Невский)

Урок обобщения знаний детей об А. Невском, а также о великих русских полководцах. на уроке дети пронаблюдают историческое соединение "века XIII c XXI". На уроке формируется уважение к истории России, ...

Классный час на тему: «Александр Невский – Защитник Земли Русской».

Ребята, кто такой защитник? А теперь прочитаем что означает слово защитник по словарю Ожегова.(«защитник» - это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь)В прошлом году пр...

Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»

Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»Выполнила: Звездина Флера Харисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.Сценарий в...

"Александр Невский - защитник земли русской"

Познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа....

Александр Невский. Защитник земли Русской.

Классный час «Александр Невский. Защитник земли  Русской.»...

«Александр Невский – Защитник Земли Русской»

Данное мероприятие  проведено в 4 классе (9-10 лет).Методическая разработка классного часа «Александр Невский – Защитник Земли Русской» по направлению нравственно-патриотическое...