Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Колдаева Ирина Матвеевна
Тип урока: открытие «нового» знания
Цель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обмене
мыслями и чувствами между людьми
Задачи урока
Дидактические:
1 Знакомство обучающихся с правилами речевого этикета
2 Формирование представлений об этике, как науке
3.Побуждение обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков
Развивающие:
1 Развитие умение анализировать, обобщать при работе с учебным материалом
2 Развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать в процессе выполнения самостоятельных работ
Воспитательные:
1 Воспитание уважительного отношения друг к другу при совместной работе.
2 Воспитание уважительного отношения друг к другу при обсуждении задания в парах и группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Дата: 19.11.2021

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Класс: 4-2

Урок:  3

Время: 9:50 – 10:30    Кабинет: 304

Студент: Колдаева Ирина Матвеевна

Группа: 42

Учитель: Варавва Елена Васильевна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока: Чистый ручеек нашей речи.

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обмене мыслями и чувствами между людьми

Задачи урока

Дидактические:

1. Знакомство обучающихся с правилами речевого этикета

2. Формирование представлений об этике, как науке

3.Побуждение обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков

Развивающие:

  1. Развитие умение анализировать, обобщать при работе с учебным материалом
  2. Развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать в процессе выполнения самостоятельных работ

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения друг к другу при совместной работе.
  2. Воспитание уважительного отношения друг к другу при обсуждении задания в парах и группах

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма: фронтальная

Словесный

Слово учителя

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Содание эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Матвеевна сегодня я проведу у вас урок основы светской этики. Давайте дадим себе установку на урок и начнем работу : «Я настоящий ученик, я все смогу и у меня все получиться».

1.Показывают готовность к уроку.

2.Приветствуют учителя. Садятся на места.

3. Повторяют установку.

Метапредметные:

Л: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение к деятельности

Работа с презентацией

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма:

Фронтальная

Индивидуальная

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Иллюстрация

1.Побуждает к высказыванию своего мнения.

  • Вспомните, что такое этикет?
  • Почему важно соблюдать правила этикета?

  • Какое продолжение вы придумали к предложениям с точки зрения правил этикета

Когда я на улице....

Когда я в магазине....

Когда я в транспорте...

Когда я в театре...

Когда я в библиотеке...

1.Показывают усвоение изученного раннее материала.

Слово образовано от французского этикетка, порядок поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести

Предметные: умение выстраивать речевые высказывания, отвечая на вопросы по пройденной теме

Метапредметные:

П:анализ объектов с целью выделения признаков.

К: формулировать собственные мнения и позиции

Л: формирование положительного отношения к предмету

Работа с презентацией

Слайд 2

Постановка учебной задачи
(1 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма:

Фронтальная

Наглядный :

Иллюстрация

Моделирование:

Составление плана

1.Выдвигает проблему.

2.Помогает учащимся сформулировать тему и цели урока.

Посмотрите, что общего между этими изображениями?

Посмотрите на картинки, назовите первые буквы в названиях картинок и составьте слово. Что у вас получилось?

Два изображения, которые я вам показывала, оказались на нашем уроке неспроста .Первая картинка это река, а вторая речь, чуть позже мы разберемся.

Какая может быть тема урока?

  • На 42 странице учебника, посмотрите, какое название темы предлагает нам автор учебника
  • Определите цели к уроку.

1.Проговариваю тему и цель урока.

2.Отвечают на вопросы учителя.

(изображение реки и речи)

Слово речь

Высказывают

предположения

Предполагают

Чистый ручеёк нашей речи

Предметные: умение определять тему, цель урока

Метапредметные:

Р:способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

П: формирование логической грамотности учащихся

Л: формирование мотивации к изучению нового, формирование навыков составления плана

Работа с презентацией

Слайд 3,4,5

Работа с раздаточным материалом

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

   Фронтальная

Парная

Подводящий диалог

Наглядный:

Иллюстрация

Практический:

Работа с раздаточным материалом

1.Помогает детям открыть новые знания.

2. Предлагает задания на выявление нового материала.

Сейчас все закрыли глазки. представим, что мы в весеннем лесу. Ветерок шелестит молодыми листочками на деревьях, на полянке яркая зелёная травка и первые весенние цветы ласкают глаз. Рядом журчит вода в небольшой речушке. Послушаем ее журчание, разноголосицу птиц, полюбуемся на красоту окружающей природы и поговорим.

Открывайте глазки. Какое слово похоже на слово «речка»?

Речь и речка, что в них общего?

В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” - говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво

Согласитесь, что для речи так же, как и для речки, важно её плавное, неторопливое течение. Хорошо, когда река полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями. В этом её глубина и красота.

Течению реки часто мешают препятствия (камни, мели),

а что же нам мешает в речи?

Что нужно сделать, чтобы речь текла плавно, чтобы собеседнику было приятно с нами общаться?

1.Выполняют задание.

2.Отвечают на вопросы учителя.

Звучание

В речи мешают «спотыкания» в словах и мыслях.

Избавиться от слов, засоряющих нашу речь

Предметные: речь как о важнейшее  средство общения, обмен мыслями и чувствами между людьми

Метапредметные:

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе

П: структурирование знания;

К: инициативность в общем поиске знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной доли участия в общей познавательной работе коллектива

Личностные:

умение применять полученные знания в деятельности.

Работа с презентацией

Работа с раздаточным Слайл 6

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Практический

Выполнение задания

1. Вместе с детьми проводит параллель между заданием и новым материалом.

2. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Найдите выделенное предложение и прочитайте про себя

- Как вы понимаете фразу «Произнесенное слово выражает смысл сказанного и придает ему эмоциональную окраску»?

- Сейчас мы прочитаем  рассказ В.А.Сухомлинского  «Я хочу сказать свое слово» на странице 44. Но перед этим просмотрите вопросы, на которые нам предстоит ответить. Каждый читает рассказ самостоятельно, полушепотом, не мешая другим, но так, чтобы я слышала, что вы читаете.

Как вы понимаете значение слов:

1) студёное

2) ласковое

3) трепетало

Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?

-Какой вывод мы можем сделать?

1.Выполняют задания.

Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.

1) очень холодный, пробирающий холодом

2) доставляющий приятное ощущение, нежность

3) Быть охваченным мелкой дрожью; колебаться, дрожать, содрогаться.

Автор дал нам почувствовать разные оттенки неба, например: ласковое, грустное, тревожное, печальное и тд

Предметные: умение применять полученные знание при самостоятельной работе

Метапредметные:

Обоснование своего суждения

П:поиск и выделение необходимой информации.

Л: формирование устойчивого интереса к обучению

Работа с презентацией

Самостоятельная работа с самопроверкой
(10 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Наглядный

Практический

Самостоятельная работа

Парная

Определите, какие слова могут присутствовать в речи, а какие засоряют нашу речь. Запишите их в тетрадь.

Обменяйтесь тетрадями

Если у вас нет ошибок- оценка 5

1 ошибка - 4  

  • Вы видите костер, вытянете руки, как будто вы греете их. Представьте, как вы бросаете нехорошие слова в этот костер, и они уходят из вашей речи.

Ну, вот ,типо, привет, здравствуйте, вот, блин, короче, наверное, сейчас, щас, пока, до свидания, будьте любезны

Предметные:  умение самостоятельно выполнять задания по новой теме

Метапредметные:

Р: учитывание выделенных учителем ориентиров

К: формулирование собственного мнения и позиции

Личностные: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях

Работа с презентацией

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Словесный

Учебный диалог

Практический

  • Предлагаю объединиться в команды и поработать. На листочках вам дана 1 ситуация, ваша задача найти выход из этой ситуации, исходя из правил поведения, пройденных ранее.

(Ситуации-приложение 1)

1.Работают с ситуацией .

2.Отвечают на вопросы учителя.

Предметные: умение применять полученные знания

Метапредметные:

П:поиск и выделение необходимой информации.

П: развитие умений анализировать полученный результат.

Работа с презентацией

Работа с раздаточным материалом

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Индивидуальная

1.Создает рефлексию.

 «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

  • О чем мы говорили на уроке?

Достигли ли мы поставленных целей?

Что нового вы узнали?

Что понравилось больше всего?

1.Определяют свое понимание темы.

2.Проводят оценку знаний.

Предметные самоанализ

Метапредметные:

Осознанное построение речевого высказывания

Личностные:

самоопределение

Работа с презентацией

Приложение 1

1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка - старушка - отодвинулась: она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки себя вести, - заметила старушка.

- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?

3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз посмотрели на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

Как вы должны поступить в таком случае? Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги.

Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед.

Почему?

5. Шел Боря домой из школы. Видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошел дальше.

Как бы вы поступили на его месте?

6. Петя пришел в школу, поздоровался с учительницей Марией Петровной. В коридоре он увидел директора и поздоровался с ним. На перемене мальчик вновь встретил директора. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать, здороваться или пройти, будто не видишь.

Как должен был поступить Петя? А как бы вы поступили?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока основы светской этики. 4 класс.

В матариале предлагается технологическая карта урока основы светской этики по теме: " Семейные ценности"....

Технологическая карта урока "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Технологическая карта урока в 4 классе по предмету Основы православной культуры "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...

Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тема "Наши ближайшие соседи" 3 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по окружающему миру. 3 класс. Тема: "Наши блиижайшие соседи"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, «Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память», «Если был бы я девчонкой». Комическая ситуация – основа юмористического произведения», УМК "Школа России", 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование формирование читательской компетенции в процессе работы со стихотворениями Э. Успенского«Над нашей квартирой», &laqu...

«Технологические карты урока «Основы светской этики»

laquo;Технологические карты урока «Основы светской этики» 4 класс...