Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Усманова Оксана Гизаровна

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России.

Светская этика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России.

Светская этика.

В 4 классе.

Тема: Нравственные идеалы. Рыцари, леди, джентльмены.

Цель: познакомить учащихся с новыми понятиями «леди и джентльмены», с правилами поведения в светском обществе, с истоком нравственных образов.

Задачи:

  • Формировать нравственные позиции учеников;
  • Развивать речь учащихся, творческие способности;
  • Воспитывать любовь к золотым правилам леди и джентльменов.

Оборудование: Учебник «Основы светской этики» Просвещение-2012г, ИКТ техника, карточки с золотыми правилами для леди и джентльмена.

                                                          Ход занятий:

I. Организационно-мотивационный этап.

       Этапы урока

      Деятельность учителя

Деятельность учеников

 I.

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок основы духовно-нравственной культуры народов России проведу у вас я, зовут меня Оксана Гизаровна.

На прошлом уроке вы рассмотрели 3 категории нравственных идеалов, тех кто в разные эпохи  является героем своего времени. Богатыри, рыцари и спортсмены. Вы говорили о людях сильных, храбрых, защитниках Отечества. О богатырях. (На доске вывешивается рисунок богатырей).

Вы говорили о мужественных, бесстрашных, благородных  рыцарях в доспехах. (Вывешивается рисунок рыцарей).

Говорили о стойких, о тех кто представляет нашу страну на соревнованиях, о спортсменах.

Ребята, скажите , почему они являются нравственными идеалами?

Скажите, а кто еще может считаться в обществе нравственным идеалом?(Леди и джентльмены).

Сегодня мы с вами продолжим говорить о нравственных идеалах.

Настраиваются на работу

II.

III.

Операционно-исполнительский этап.

Физминутка.

Работа в тетрадях.

Беседа о леди.

Прослушивание песни «Леди Мери»

Конкурс сервированный стол

Конкурс на знание блюд

Работа в тетрадях

Вопросы для леди джентльменов

Рефлексивно-оценочный этап

Звучит музыка Бетховена «Лунная соната».

Вот такая музыка доносилась из окон аристократии в конце 19века.Такая музыка была близка каждому светскому человеку. В самом начале наших занятий мы много говорили с вами о том, кто такой светский человек. Давайте подумаем какими качествами должен обладать светский человек?(ответы детей). Сегодня мы с вами побеседуем о светском человеке и будем знакомиться с такими понятиями как «Леди и джентльмены». Наверное, вы уже слышали эти слова «Леди» и «Джентльмены», а чтобы полностью узнать суть джентльмена обратимся к истории, а точнее к 13 веку , когда были рыцари.

«Рыцарь» от немецкого слова риттер-«всадник». А что было необходимо иметь рыцарю в те времена? (доспехи).

-Таким  образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов. Но эти доспехи весили 40 кг, поэтому их могли носить очень сильные мужчины. Рыцари с уважением относились друг к другу, к женам и дочерям своих соратников.

А если рыцарь выбирал девушку, то называл ее дамой сердца и служил ей всю жизнь. Рыцаря сразу можно было отличить от простолюдинов. У них во владениях были земли , было оружие и конь. Но самое главное – они умели танцевать. Их очень кропотливо учили этому искусству, ведь только для изучения одного танца им нужен был год!

На основе рыцарского нравственного образа в 19 веке сложился образ джентльмена. Сначала джентльменом считался мужчина из благополучной семьи, а затем стали называть образованного, воспитанного, респектабельного человека. Он, так же как и рыцарь, уважительно относится к женщине, умеет держать слово, пунктуален.

А еще он элегантен в одежде. И самое главное он патриот своей Родины.

-А может кто-нибудь назвать самого главного джентльмена 19-20 века? (ответы детей)

-Это Шерлок Холмс.

-Он помогает беднякам, по мере сил поддерживает справедливость, проявляет заботу к женщинам.

Сейчас мы проведем игру, которая выявляет такую черту в джентльмене как учтивость к даме. (Мальчикам передается яблоко, утыканное спичками, они вынимают по одной спичке и говорят по комплименту девочкам).

В тетрадях запишем главные качества для джентльмена.

1.Держит слово

2.Уважает девочек

3.Пунктуален

4.Начитан

5.Элегантен

6.Патриот

Леди- от англ.слова «госпожа», замужняя женщина аристократического круга. И как всякая замужняя женщина она должна уметь накрыть стол.

Две девочки накрывают на стол на одну персону, стол накрыт белой скатертью, по ходу действия объясняя каждый столовый прибор. (Мальчики в это время оценивают девочек смайликами, солнышко- сделано правильно, тучка- есть ошибки)

А теперь конкурс на знание.

Кто из девочек больше назовет блюд из картофеля? (девочками перечисляются блюда из картошки).

В тетрадях запишем главные характеристики леди:

1.Образованна

2.Тактична

3.Хорошая хозяйка

4.Элегантна

5.Уравновешенна

6.Добра

7.Приветлива

С тех пор прошло много лет, вид леди и джентльмена изменился, но леди все так же элегантно одевается, следит за собой, а джентльмен предпочитает все так же пиджаки.

Сейчас я буду поочередно задавать вопросы, а вы должны будете разграничить к кому они относятся , к леди или к джентльменам?
1.вопрос для леди: Кто уступает место в транспорте старикам, родителям с грудными детьми мужчина или женщина? (оба)

2.вопрос для джентльмена: Вы стоите на улице, мимо вас идет ваш учитель, кто первый здоровается? (проходящий мимо).

3.вопрос для леди: На вечеринке мальчик приглашает девочку на танец, может ли она отказаться? Если да, то как?

(сказать, что ей не нравится танец)

4.вопрос для джентльмена: Вы ужинали, к вам постучали. Пришла одноклассница- Ваши действия?(мальчик должен встретить девочку, пригласить в комнату, о причине прихода должен сообщить сам гость).

 -Молодцы, ребята, хорошо поработали сегодня на уроке.

Кто может сказать про себя, что он узнал много интересного?

А сможете ли вы передать эти знания другим, рассказать все, что услышали и увидели?

Я уверена, что теперь вы достойно будете относиться к девочкам, а девочки в свою очередь будут хорошими хозяюшками и элегантно одетыми. Разрешите мне, вручить вам напоследок золотые правила для леди и джентльменов. (Ученикам раздаются правила).

Сегодня самая активная, умная леди и активный, умный джентльмен получат призы.

Спасибо за урок!

Беседуют вместе с детьми.

Беседуют о рыцаре.

Дети разминаются.

Дети записывают в тетрадях качества джентльмена.

Дети прослушивают песню и анализируют.