Конспект урока ОРКСЭ по теме «Человек рождён для добра».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Панищева Татьяна Владимировна

Тема. Человек рождён для добра.

Цель:  Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.

Задачи:

- образовательные: - помочь осмыслить понятия «добро»;

- познакомить с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей среде;

- воспитательные: - воспитывать доброту и милосердие, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим;

- формировать стремление совершать добрые дела;  

- прививать основы нравственного поведения;

- развивающие:     

 - создавать условия для развития речи, развивать коммуникативные навыки;  - обогащать словарный запас учащихся;

- учить сравнивать, анализировать, делать выводы;                           

Планируемые результаты

Личностные результаты: -  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на  основе морального выбора, анализ и  принятие ответственности за их результаты;

 - делать нравственный выбор в пользу добра

  - воспитание доброжелательности, отзывчивости, доброты;

Метапредметные результаты: - развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при работе группами;

Предметные результаты:  - формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;

обобщение знаний об особенностях морали, этики;

 - формирование четких  определений о данных этических категориях: добро и забота.

Основные понятия     Добро и зло как основные этические понятия.

Морально добрый поступок, морально злой поступок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse_chelovek_rozhden_dlya_dobra.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ

по теме: «Человек рождён для добра».

Тема. Человек рождён для добра.

Цель:  Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.

Задачи:

- образовательные: - помочь осмыслить понятия «добро»;

- познакомить с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей среде;

- воспитательные: - воспитывать доброту и милосердие, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим;

- формировать стремление совершать добрые дела;  

- прививать основы нравственного поведения;

- развивающие:      

 - создавать условия для развития речи, развивать коммуникативные навыки;  - обогащать словарный запас учащихся;

- учить сравнивать, анализировать, делать выводы;                            

Планируемые результаты

Личностные результаты: -  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на  основе морального выбора, анализ и  принятие ответственности за их результаты;

 - делать нравственный выбор в пользу добра

  - воспитание доброжелательности, отзывчивости, доброты;

Метапредметные результаты: - развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при работе группами;

Предметные результаты:  - формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;

-  обобщение знаний об особенностях морали, этики;

 - формирование четких  определений о данных этических категориях: добро и забота.

Основные понятия        Добро и зло как основные этические понятия.

Морально добрый поступок, морально злой поступок.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся

У.- Здравствуйте! Какое замечательное слово «Здравствуйте!». Этим коротким приветствием даже незнакомые люди желают друг другу здоровья. Ведь здоровый человек и мыслит здорово, и совершает здравые поступки.

2. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

У.- Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1)

Жизнь дана на ….    дела.

Мир не без …    людей.

Истинное …  всегда просто.

 …  слово человеку – что дождь в засуху.

… слово и кошке приятно.

… слова дороже богатства.

- Вы догадались о чем мы будем сегодня говорить? (О добре)

Да, ребята, тема нашего урока: Человек рожден для добра.

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующие вопросы:

Может ли человек жить без доброты?

Только ли слова должны быть добрыми?

Какие добрые поступки мы можем делать?

Для чего рожден человек? (Вывесить вопросы на доску)

3.Подготовка к изучению нового материала.

У.-“Не хвались серебром, а хвались добром” - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “ Добра желаешь, добро и делай!”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя решил, какими поступками он будет наполнять свою жизнь: добрыми или злыми.

4.Изучение нового.

А сейчас я прочитаю вам рассказ Натальи Прохоровой, и предлагаю вам подумать, какие добрые дела совершала девочка.

Лариса взяла свою скакалку и выбежала из квартиры. У неё было огромное желание съехать вниз по перилам, но, вспомнив своё обещание маме никогда так не делать, она, глубоко вздохнув, побежала вниз по лестнице.

Тяжело дыша и отдыхая чуть ли ни на каждой ступеньке, навстречу ей поднимался Павел Иванович, сосед.

– Здравствуйте, Павел Иванович! Вам плохо? Давайте вашу сумку, я помогу вам.

Павел Иванович ответил на приветливые слова и, поблагодарив Ларису, отдал ей свою ношу.

– Пошёл вот в магазин, а на обратном пути сердце прихватило. Слава Богу, что Он послал мне тебя!

Павел Иванович жил один. Сын его был в командировке за границей. Девочка помогла Павлу Ивановичу лечь на диван, дала ему лекарство.

– Я приготовлю вам чай.

Лариса часто помогала маме на кухне, поэтому быстро сориентировалась, что где. И через несколько минут девочка уже поила Павла Ивановича чаем.

Старик так был ей благодарен, что у него на глазах появились слёзы.

С тех пор Лариса стала частой гостьей Павла Ивановича. Она убирала в квартире и помогала на кухне даже тогда, когда Павел Иванович поправился.

Однажды вечером Павел Иванович и Лариса пили чай с мамиными пирожками. Раздался междугородний телефонный звонок. Звонил Иван, сын Павла Ивановича. Лариса стала невольным слушателем разговора отца и сына. На одну фразу девочка обратила особое внимание.

– Не волнуйся, Ваня, со мной всё хорошо. Да и не один я, ко мне прилетела чайка, а с ней и радость вошла в мой дом.

О чём дальше шёл разговор, Лариса не слышала. Она подумала: «Почему же Павел Иванович даже не показал мне чайку? Где же она у него живёт? Я что-то нигде её не видела».

Лариса прошла по всей квартире и даже заглянула на балкон, но чайки нигде не нашла. Павел Иванович закончил разговор.

– А где ваша чайка? – спросила Лариса. – Вы обманули сына, да?

– Нет, не обманул. А чайка – это ты. Лариса в переводе с греческого означает чайка. Вот ты и есть моя белокрылая чайка, которая прилетела ко мне. И я благодарю судьбу за это.

Работа с текстом

- Какие добрые дела совершала девочка? (не прошла мимо больного соседа, помогла ему донести сумку с продуктами, заварила чай, помогала с уборкой, делилась с ним своим хорошим настроением)

 - Что особенно понравилось вам в её характере?

(доброжелательность, открытость, отзывчивость, желание помочь, заботливость, умение прислушиваться к советам близких людей, чувство ответственности)

– Как сложилась бы жизнь соседа, если бы в нужную минуту Лариса не пришла ему на помощь? (он мог бы попасть в больницу)

 - Почему Лариса решила помочь Павлу Ивановичу? (он был одинок, сын жил далеко от него, ей стало жалко Павла Ивановича, она была отзывчивой)

 - Как бы вы озаглавили рассказ? (белокрылая чайка, помощь соседу, добро рядом)

 - Чему нас учит этот рассказ? (тому, что добрые дела не надо искать, они ждут нас совсем рядом)

 - А где всегда побеждает добро?

Вы любите сказки?

Почему?

Конечно, они интересные, в них много волшебства.

Вам нравится, что в сказках всегда побеждает добро?

Как вы думаете, почему?

Потому, что человек рожден для добра. Только добро может быть в основе продолжения жизни.

5.Работа по учебнику (стр.87-88)

 - Давайте откроем учебник на с.87

У.- Обратите внимание на изображенных сказочных героев.

 - Какие герои перед нами?

  - Как вы различаете добрых и злых героев? (по их поступкам)

 Работа в парах.

У.- Перед вами карточки. Выберите черты характера добрых сказочных героев.

(бескорыстие, доброта, преданность, человечность, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, ответственность, верность, честность, милосердие, отзывчивость)

 - В чём заключается их доброта? (они всегда готовы прийти на помощь, борются со злом, заступаются за слабых, честные, не отвечают злом на зло)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА В ГОСТИ В СКАЗКЕ

Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) 

Физминутка

Вот мы руки развели

Словно удивились

И друг другу до земли

Низко поклонились!

Наклонились, выпрямились

Наклонились, выпрямились

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись!

7.Продолжение новой темы.

Скажите,  почему  во многих  русских  сказках  героем  является  Иванушка-дурачок?

Видите,  он  оказывается  более  умным,  ловким,  смелым  и смекалистым по сравнению с другими. В чём же здесь дело?

Он  бескорыстен  и  добр.  Душа  его  чиста  и  расположена  к людям,  и  именно  этим  он  отличается  от  своих  жадных  и  недобрых  братьев,  от  хитрых  завистников  и  недоброжелательных  попутчиков.  И  что  же  в  результате?

Ему  помогают  и  люди,  и  звери,  и  птицы,  и  волшебники.  Почему?

Потому  что  он  помог,  выручил,  иногда  в  ущерб  себе,  не  предал, не польстился на богатство, т. е. его поступки всегда человечны,  нравственны.  И  в  ответ  он  получал  от  других  и  помощь,  и  поддержку.  Не  кажется  ли  вам,  что  Иванушка  всегда  действовал  согласно  золотому  правилу  нравственности?

- Назовите это правило: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" 

Кто произнес эти слова? (Иисус Христос в Нагорной проповеди)

Возьмите карточку № 2 и к началу пословицы подберите подходящее окончание из предложенных.

  1. Не рой другому яму — сам в неё попадешь.
  2. Чего себе не хочешь, того другому не желай.
  3. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
  4. Как аукнется, так и откликнется.
  5. На добрый привет, добрый и ответ.
  6. Делая зло, на добро не надейся.
  7. Что посеешь, то и пожнёшь.
  8. В чужом глазу соломинку видит, в своём — бревно не приметил.
  9. Как крикнешь в лес, так и из леса отзовется.
  10. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

6.Работа в группах. Ромашка

У.- Давайте составим с вами цветок доброты, где каждый лепесток символизирует наши добрые дела, и  который поможет нам не забывать о цели нашей  жизни.

А на карточках у вас есть подсказки, о каких добрых делах идет речь. Вам надо будет выбрать нужный лепесток и иллюстрации к нему и прикрепить к нашей серединке.

Творите добрые дела,
Учитесь, люди, жить без зла,
Когда кому в беде помочь,
Не уходите сразу прочь.

 (помочь ближнему)

От обиды толку нет,
Это без сомнения,
А лекарство от нее -
Всем дарить прощение!
(простить обиды)

Доброта действительно бесценна.

И малыш, что кормит голубей,

 Даже сам не зная, постепенно,

Эту землю делает добрей…

Покорми собаку,
Накорми кота,
Им поможет выжить

Ваша доброта! 

(заботиться о животных)

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

А чтоб такому не бывать,

Давайте будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

(заботиться о природе)

Добрые — щедро больным помогают,
Дарят им ласку, тепло и уют,
Их навещают, их угощают
И никакого спасибо не ждут.

(навестить больного)

 

Мне ни для кого не жалко

Угощенья и подарков.

Учит всем делиться вас

И последнее отдаст

Не богатство или бедность

А души и сердца Щедрость

(поделиться с другими)

9.Обобщение и рефлексия.

У.- Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы,  которые поставили на уроке?

1. Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра? (добро всегда побеждает зло)

2. Что ты готов изменить в себе во имя добра?

Итог

 - Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге добра и света или по дороге зла. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит» - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

Рефлексия

 - перед вами 2 кувшина: добра и зла. Приклейте стикеры на тот кувшин, чем  бы вы хотели наполнить свое сердце.(заполняют кувшин) (Звучит песня «Дорогою добра». Слова: Юрия Энтина , Музыка: Марка Минкова).

10.Домашнее задание по выбору

Ребята, а дома я предлагаю вам нарисовать сказочный сюжет на тему занятия. 

И желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Человек в религиозных традициях мира".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка рассказа.Основные термины и понятия урока - молитва, таин...

Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"

Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"...

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе по теме : "Человек рождён для добра"

Целью данного урока является формирование у школьников мотивации к осознанному, нравственному поведению, осмыслению понятия добра, милосердия, воспитывать великодушие, милосердие, сострадание, учить д...

Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"

Конспект предназначен для учителей, преподающих «Основы светской этики». Один из вариантов проведения урока по теме «Человек рождён для добра». Данный конспект может использоваться при подготовке к ур...

Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" -  "Человек рождён для добра"Цели: дать понятие о «добре и зле»,  активизировать познавательную деятел...

Конспект урока технологии. Тема "Человек и воздух. Летательный аппарат" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ Тема: «Человек и воздух. Летательный аппарат»Модель: «Воздушный змей» Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с историей возникновения...