Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Федорова Елена Викторовна

   Данная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики  ориентирована на обучающихся  4 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

-        Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

-        Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями);

-        приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

-        приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-        приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями);

-        постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

-        постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-        постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

-        Уставом МБОУ Чекулинской ОШ;

-        основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Чекулинской ОШ (с изменениями и дополнениями);

-        учебным планом МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год;

календарным учебным графиком МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_orkse_itog.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чекулинская основная школа Смоленского района Смоленской  области

ПРИНЯТА решением на заседании

педагогического совета

Протокол №  1

« 31» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Чекулинской ОШ

______________/О.И. Трушина/

Приказ от «31» августа 2021 г. № 116-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования,

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(основы православной культуры)

4 класс

                                                                                           Учитель

Федорова Елена Викторовна

д. Чекулино,

2021/2022 учебный год

   Данная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики  ориентирована на обучающихся  4 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями);
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями);
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Уставом МБОУ Чекулинской ОШ;
  • основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Чекулинской ОШ (с изменениями и дополнениями);
  • учебным планом МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год;
  • календарным учебным графиком МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год.

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики  для 4 класса ориентирована на использование УМК, в который входят

ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.

А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2012.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Кураев А.В.  - М.: Просвещение, - 2015 г.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

Основы религиозных культур и светской этики (модуль Основы православной культуры)  изучаются в 4 классе на уровне начального общего образования 1 час за счет часов основной части учебного плана МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год.

На изучение основ религиозных культур и светской этики (модуль Основы православной культуры)  отводится в 4 классе – 34 часа (согласно календарному учебному графику МБОУ Чекулинской ОШ на текущий учебный год).

Срок реализации настоящей программы на уровень освоения основной образовательной программы начального общего образования.

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентного, дифференцированного, проблемного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение обучающимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

        Личностными результатами выпускников начальной школы, формируемыми при изучении содержания курса по основам религиозных культур и светской этики, являются:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения предмета «основы православной культуры и светской этики» являются следующие умения:

регулятивные: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках,
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

познавательные: 

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

коммуникативные: 

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

  • Предметные результаты освоения предмета «основы православной культуры и светской этики»
  • (модуль «Основы православной культуры)
  • Общие планируемые результаты.
  • 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни.
  • В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
  • – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
  • – осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
  • – развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
  • – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
  • Планируемые результаты по  модулю  Основы православной культуры
    Выпускник научится:
  • -раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • -ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
  • -на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
    -излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • -соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
  • -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

II. Содержание учебного предмета

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (16 ч).

Россия – наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы обучающихся.

Раздел II. Православие в России (17 ч).

Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро?  Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь.

Отношение христианина к природе. Христианская семья.  Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Повторительно  - обобщающий урок  по второму разделу. Подготовка творческих проектов обучающихся. Итоговая презентация творческих проектов обучающихся

Промежуточная аттестация. Тест (1 ч)  

III. Тематическое планирование

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)  4 класс (34 ч)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

1

Раздел I. Введение в православную духовную традицию

16

2

Раздел II. Православие в России.

17

3

Промежуточная аттестация. Тест

1

1

Итого

34

1

ПРИНЯТО решением

на заседании педагогического совета

Протокол №  1

« 31» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Чекулинской ОШ

______________/О.И. Трушина/

Приказ от «31» августа 2021 г. № 116- ОД

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к рабочей программе

начального общего образования

ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)

для  4 класса

Учитель: Федорова Е.В.

2021/2022 учебный год

Календарно - тематическое планирование

по основам православной культуры в  4 классе

Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану: 34 часа.

По  часу в неделю. Всего учебных недель: 34.

Количество часов по четвертям: I четверть ___ часов; II четверть ___ часов;

III четверть ___ часов; IV четверть ___ часов.

Контрольные работы – 1 час.

п/п

Тема урока

Дата проведения урока

План

Изменения

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (16 ч.)

1

Россия – наша Родина

2

Культура и религия

3

Человек и Бог в православии

4

Православная молитва

5

Библия и Евангелие

6

Проповедь Христа

7

Христос и Его крест

8

Пасха

9

Православное учение о человеке

10

Совесть и раскаяние

11

Заповеди

12

Милосердие и сострадание

13

Золотое правило этики

14

Храм

15

Икона

16

Творческие работы обучающихся

Раздел II. Православие в России. (18 ч.)

17

Как христианство пришло на Русь

18

Подвиг

19

Заповеди блаженств

20

Зачем творить добро?

21

Чудо в жизни христианина

22

Православие о Божием суде

23

Таинство Причастия

24

Монастырь

25

Отношение христианина к природе

26

Христианская семья

27

Защита Отечества

28

Христианин в труде

29

Любовь и уважение к Отечеству

30

Повторительно  - обобщающий урок  по второму разделу

31

Промежуточная аттестация. Тест

32

 Подготовка творческих проектов обучающихся

33

Итоговая презентация творческих проектов обучающихся

34

Итоговая презентация творческих проектов обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....