Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы Православной культуры."Милосердие и сострадание"
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Деменева Ольга Викторовна

Данная презентация  может быть использована при проведении урока№12 ОРКСЭ, Модуль "Основы православной культуры"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы Православной культуры Милосердие и сострадание Урок 12.

Слайд 2

- это система норм нравственного поведения человека или группы людей. Этика Христианская этика. МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ.

Слайд 3

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Нагорная проповедь Иисуса Христа

Слайд 4

вОзлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Какая заповедь главная?..

Слайд 5

Милосердие — это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды. Это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, Не делающее различий между "своими" и "чужими", родными и неродными, близкими и далёкими. Что такое милосердие?

Слайд 6

Сострадание помогает человеку стать лучше! I группа

Слайд 7

Сострадание должно быть деятельным! II группа

Слайд 8

Сострадательный и милосердный человек помогает тем, кто нуждается в помощи! III группа

Слайд 9

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою. А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку: «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. — Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата. Иван Сергеевич Тургенев « НИЩИЙ»

Слайд 10

Найдите в тексте описание руки нищего. Как вы думаете, почему писатель не побрезговал пожать её? Какое слово часто повторяется в рассказе И.С.Тургенева? Почему? Почему нищий сказал, что рукопожатие – это «тоже подаяние»? Как вы поняли последние слова текста: «Я понял, что и я получил подаяние от моего брата»? Какое же подаяние получил от нищего И.С. Тургенев? Значит, прав святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе? Вопросы для обсуждения: Фёдор Бронников «Нищий старик»

Слайд 11

Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам. Генри Бигер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ.

Слайд 2

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Нагорная проповедь Иисуса Христа

Слайд 3

Что мы понимаем под словом «милосердие»? Милующее сердце Милосердие — это готовность оказать помощь, не требуя благодарности, награды.

Слайд 4

Сострадание помогает человеку стать лучше! I группа

Слайд 5

Сострадание должно быть деятельным! II группа

Слайд 6

Сострадательный и милосердный человек помогает тем, кто нуждается в помощи! III группа

Слайд 7

Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам. Генри Бигер

Слайд 8

Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Слайд 9

БЛАГОСТЬ СОСТРАДАНИЕ ЖАЛОСТЬ ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ПОМОЩЬ РАДОСТЬ ДОВЕРИЕ БЕСКОРЫСТИЕ УЧАСТИЕ ДОБРОТА СЧАСТЬЕ

Слайд 10

Всякому просящему у тебя - дай. БЛАГО ТВОРЕНИЕ

Слайд 11

Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается.

Слайд 12

Кто сирых питает, того Бог не забывает.

Слайд 13

Выбери слова со следующего слайда, которые помогают человеку быть милосердным.

Слайд 14

МИЛОСЕРДИЕ ЗЛОРАДСТВО СОСТРАДАНИЕ ЖАЛОСТЬ ЛЮБОВЬ БЛАГОСТЬ ПРОЩЕНИЕ ПОМОЩЬ РАДОСТЬ ДОВЕРИЕ БЕСКОРЫСТИЕ МЕСТЬ ОБИДА ЖАДНОСТЬ РАВНОДУШИЕ УЧАСТИЕ ДОБРОТА СЧАСТЬЕ

Слайд 15

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Ф.И. класс_____________________           РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ         ТЕМА: МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

Выберите тот поступок, который можно назвать милосердным.

  1. Не обращать внимания на чужие беды и горести.            2. Помогать людям, которые в этом нуждаются.                                                              3. Помогать людям, надеясь получить награду.

Если кто-то из приятелей сплетничает,   то надо:

  1. Осудить осуждающих;       2. Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;                                     3. Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

Чтобы нас  любили люди, мы должны…

  1. Льстить им;     2. Требовать любви;  3. Любить их.

Сострадательный и милосердный человек  помогает…

  1. Тем, кто помогал тебе;    2. Тем, кто может оплатить  за оказанную помощь;    3. Тем, кто нуждается в   помощи.

Добрым человека можно назвать, если:

  1. Он делает добро, чтобы стать популярным;   2. Он делает добро, чтобы получить взамен награду;                                                                           3. Он делает добро по велению сердца.

Сострадание помогает человеку:     1. стать лучше;   2.  стать замеченным;    3. стать ценным в глазах окружающих.

Сострадание должно быть:   1. беспричинным;   2. действенным;     3. показным.

Сострадательный и милосердный человек помогает:

  1.  тем, кто может отплатить за оказанную помощь;  2. тем, кто помогал тебе;    3.  тем, кто нуждается в помощи.

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.

Ф.И. класс_____________________           РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ         ТЕМА: МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

Выберите тот поступок, который можно назвать милосердным.

1.Не обращать внимания на чужие беды и горести.            2. Помогать людям, которые в этом нуждаются.                                                              3. Помогать людям, надеясь получить награду.

Если кто-то из приятелей сплетничает,   то надо:

  1. Осудить осуждающих;       2. Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;                                     3. Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

Чтобы нас  любили люди, мы должны…

  1. Льстить им;     2. Требовать любви;  3. Любить их.

Сострадательный и милосердный человек  помогает…

  1. Тем, кто помогал тебе;    2. Тем, кто может оплатить  за оказанную помощь;    3. Тем, кто нуждается в   помощи.

Добрым человека можно назвать, если:

1.Он делает добро, чтобы стать популярным;   2. Он делает добро, чтобы получить взамен награду;                                                                           3. Он делает добро по велению сердца.

Сострадание помогает человеку:     1. стать лучше;   2.  стать замеченным;    3. стать ценным в глазах окружающих.

Сострадание должно быть:   1. беспричинным;   2. действенным;     3. показным.

Сострадательный и милосердный человек помогает:

  1.  тем, кто может отплатить за оказанную помощь;  2. тем, кто помогал тебе;    3.  тем, кто нуждается в помощи.

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.


Найди свою пару

Учись доброму                добро и делай.

Сделаешь худо                худое на ум не пойдёт.

Добро желаешь                не жди добра.

Добрый человек                добру и учит.

За добро                        себя веселить.

Добро творить                 добром и платят.

Живи для людей,                хорошо.

С добрым жить                 поживут люди для тебя.

Как правильно  поступить?

Нельзя поступать по принципу:

Как ты поступишь

Как ты ко мне, так и я к тебе

 

Так тебе и надо

 

Получай по заслугам

Каким оно будет милое сердце?  

Любящее, скандальное, родное, злое, роковое, близкое, тёплое, холодное, страшное, грозное, светлое (  дополнить характеристику самостоятельно)

«Доброе сердце»

«Злое сердце»

Продолжите предложение:

1) В сострадании и милосердии нуждаются ……………………………………..…………………………………………………………………………………………………….

2) Близкими   нам являются  …………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..

3) Милосердие не выбирает людей по …………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….

4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что ……………….…………………………………………..…………………………………………………….

Найди свою пару

Учись доброму                добро и делай.

Сделаешь худо                худое на ум не пойдёт.

Добро желаешь                не жди добра.

Добрый человек                добру и учит.

За добро                        себя веселить.

Добро творить                 добром и платят.

Живи для людей,                хорошо.

С добрым жить                 поживут люди для тебя.

Как правильно  поступить?

Нельзя поступать по принципу:

Как ты поступишь

Как ты ко мне, так и я к тебе

 

Так тебе и надо

 

Получай по заслугам

Каким оно будет милое сердце?  

Любящее, скандальное, родное, злое, роковое, близкое, тёплое, холодное, страшное, грозное, светлое (  дополнить характеристику самостоятельно)

«Доброе сердце»

«Злое сердце»

Продолжите предложение:

1) В сострадании и милосердии нуждаются ……………………………………..…………………………………………………………………………………………………….

2) Близкими   нам являются  …………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..

3) Милосердие не выбирает людей по …………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….

4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что ……………….…………………………………………..…………………………………………………….



Предварительный просмотр:

Урок 12. Милосердие

Вы узнаете:

- Чем милосердие отличается от дружбы

- Кого называют «ближним»

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.

МИЛОСТЫНЯ

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк  говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться.. . «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину. Или: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается». Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Ульяна (Иулиания). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по-прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

                         

                       *    *    *

Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступники помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач  возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я  сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».

Священником был святой Филарет Московский. Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился  с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.

                                         *   *   *

Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и так покончить с  собой. Прохожий задержал его крайне неуместным вопросом: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Удивленный юноша ответил:

- Да, есть…

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- Пожалуй…

- А раз так, то, может, Вы зайдет вот в тот бедный дом  и оставите беднякам уже ненужные Вам деньги?

Юноша согласился. Он ушел и на мост больше  не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

(по В. Марцинковскому)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Конспект урока курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») "Милосердие и сострадание"

Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «ми...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...