Конспект учебного занятия по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Григорьева Вера Ивановна

     Модуль "Основы светской этики" учебное занятие по теме: "Учение Аристотеля о добродетелях"

     В ходе урока обучающиеся  познакомились с притчей, узнали кто  такой Аристотель из сообщений учащихся, работая в парах и группах собирали пазлы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_2.docx55.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  1. НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

456444, Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Каширина, 58, телефон 8(35168) 9-16-76,

 е-mail:school-11cheb@mail.ru

 

 Конспект учебного занятия по ОРКиСЭ

(модуль «Основы светской этики»)

Выполнила:

учитель начальных классов

Григорьева В.И.

 

Тема

«Учение  Аристотеля  о  добродетелях»

Цель:  

  • познакомить обучающихся с учением Аристотеля о добродетелях;
  • способствовать развитию интерактивных навыков, навыков развития речи, мыслительных операций;
  • формирование  эмоционально-личностного  отношения  к        содержанию изучаемого на уроке.

Задачи:

  • уметь видеть и различать добро и  зло, добродетель и порок;
  • развивать умения различать различные виды добродетели;
  • развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения;
  • формировать потребность совершать добрые дела.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • парная;
  • групповая.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал.  

Ожидаемые результаты:

         

         Предметные: 

  • формирование умения извлекать информацию из текста, слайдов презентации, дополнительных  средств информации;
  • создание ситуации успеха через личностно-ориентированный подход;
  • применение педагогических технологий для актуализации и обобщения опыта ребёнка.

        Метапредметные:  

  • способность осуществлять ценностный выбор,  предпочитая    «добродетели характера»;
  • способность формировать мировоззрение на современной научной основе;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать,  доказывать);
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

             Личностные: 

  • проявление доверия, толерантности в учебных взаимодействиях;
  • формирование навыков самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности;
  • развитие умение сопереживать другим людям, понимать их чувства, мотивы поведения.

Тип урока:  урок  открытия  нового  знания.

Виды деятельности:   беседа,  игра,  работа с текстом учебника, притчи, словарная работа,  работа  в паре, в группе.

 

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Организационный момент

-Послушайте  песню кота Леопольда, и подумайте,  о чём мы с вами будем говорить на уроке?

 

 

 Мотивационный

Звучит  песня «Если добрый ты…»

http://zvukoff.ru/song/19198

- О чём говорится в песне?

-Что значит, по-вашему, добрый человек?

Внимательно  слушают, отвечают на вопросы.

Предлагает задания,

выслушивает версии  учащихся.

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивное УУД:

- понимать цель выполняемых действий.

Проверка домашнего задания

Постановка учебной задачи

 - Как вы понимаете, что такое добродетель?

- Что значит быть добродетельным?

- Что такое порок?

- Приведите примеры добродетели и пороков.

- Какие слова,  называются антонимами?

- Подберите  пары  антонимов, обозначающие добродетели и порок.

-Как вы думаете,  о чем мы будем  говорить на уроке?  

Да, ребята,  сегодня на уроке мы будем говорить о добре, будем собирать пазлы.

- А что такое пазлы?

 (Пазлы - игра-головоломка, представляющая собой мозаику, которую требуется составить из множества фрагментов рисунка различной формы.)

- А как вы думаете, что нам может помочь правильно собрать пазлы?

- Прочитайте эпиграф к  уроку.

- Как вы его понимаете?

- Ребята, у вас на столах лежат  листы бумаги, разделенные пополам.  

  Задание. Распределите слова на две группы: честность, щедрость, порядочность, лень, злость, наглость, жадность, трудолюбие,  хитрость, лживость, скромность, доброта. 

(Слайд 1)

Работа в паре.    

- Прочитайте слова 1 группы? 2 группы? (Слайд 2)

- Почему вы так распределили слова?   (Слайд 3)

-  Возьмите карандаши или фломастеры и  закрасьте  записанные вами качества определенными  цветами.

-Почему вы выбрали именно такие цвета.

Открывается  пазл  № 1

Ребята, прочитайте притчу. (Слайд 4)

«Однажды некто пришёл к Соломону, когда тот украдкой наблюдал за игрой детей, и спросил:

-Царь, помоги мне! Я живу в достатке, у нас большой дом и много рабов, но я вижу, что помыслы мои устремлены к мелкому и преходящему, а не к вечному и добродетельному.

Спросил тогда царь:

 -А что такое добродетель?»

 - Как бы  ответили вы?

 - Приведите примеры   добродетельных поступков.

Открывается  пазл  № 2

Отвечают, рассуждают,  анализируют варианты  ответов.

Рассуждают,

отвечают  на поставленные вопросы учителя.

Выполняют задания,отвечают на вопросы учителя.

Работают в паре.

Обосновывают свой выбор.

Читают притчу, рассаждают, обсуждают, отвечают  на  вопрос, высказывают своё мнение, приводят примеры.

Организует обсуждение и проверку,  помогает сделать вывод.

Помогает учащимся определить цель урока.

Обращает внимание детей на эпиграф:

«Добродетели не даются человеку  от  природы.     Они приобретаются в результате обучения»      Аристотель

 

Наблюдает  за работой  в  паре, оказывает индивидуальную помощь. Организует обсуждение получившихся ответов.

Организует обсуждение, помогает сделать вывод

Выслушивает ответы детей, анализирует,  делает выводы.

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивное УУД:

- понимать цель выполняемых действий.

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов.

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

Новый     материал

Словарная работа

Физминутка

Существует много добродетелей и пороков. Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели.

Тема урока: Учение Аристотеля о добродетелях.  Запись в тетрадь темы урока.  (Слайд 5)

Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.

Сообщение учащегося   об АРИСТОТЕЛЕ   (Слайд 6)

Открывается  пазл № 3

Говоря  о добродетели, древние философы имели в виду прежде всего лучшие качества характера человека. В значение слова «добродетель» они вкладывали понятие «совершенство», «идеал» - то, к достижению чего человеку следует стремиться. (Слайд 7)

Найдите значение слов и идеал   в словаре  С.И.Ожегова и на странице  145 учебника.          

Открывается  пазл  № 4

Работа в группе.

-Выбрать из афоризмов, посвящённых понятию   «добродетель»  ключевые слова, записать их.

«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон

Добродетели не даются человеку  от  природы.     Они «приобретаются» в результате обучения.     Аристотель

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы»  Цицерон

«Именно действие придаёт добродетели истинную ценность и достоинство»

Цицерон

«Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели»

Гельвеций

(Слайд 8)

Отчёт групп.  Открывается  пазл  № 5

Аристотель выделял среди человеческих добродетелей добродетели ума и добродетели характера.

- Что такое добродетели ума?  (Работа с учебником)

- А  как их можно развивать?

- Что такое добродетели характера?    (Работа с учебником)

- Кто выделил эти понятия? (Аристотель)

Запишите   в тетради примеры своих высказываний.

Открывается  пазл  № 6

 -Аристотель считал, что воспитать добродетели можно поступками: человек действует, приобретает опыт, а на основе опыта формируются черты его характера. То есть добродетели можно воспитать  в себе своими активными действиями и поступками.

  Аристотель выделил 11 добродетелей характера: великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, великолепие, честолюбие, ровность, любезность,  дружелюбие, справедливость.  (Слайд 9)

- Какая из них,  на ваш, взгляд самая важная?

Самая важная добродетель для  совместной  жизни людей, по мнению Аристотеля,- это справедливость.

- Объясните,   как  можно качества  добродетеля  воспитать в себе?

Открывается  пазл  № 7

 Звучит песня «Иди мой, друг, всегда, иди дорогою добра …»

http://chudesenka.ru/load/1-1-0-183#scrollTop=0

учащиеся выполняют  различные физические упражнения.  

Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают сообщение  об Аристотеле, обсуждают, отвечают на вопросы.

Ищут  значение слов, анализируют их.

Анализируют высказывания, выделяют ключевое понятие, объясняют необходимость данного понятия.

Выделяют основные понятия, рассуждают, доказывают свою точку зрения,  приводят примеры, записывают в тетрадь.

Выполняют задание.

Организовывает работу, наблюдает, контролирует.

Принимает ответы, помогает сделать вывод.

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Принимает ответы и включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность, помогает сделать вывод.

Организует  физминутку, следит за выполнением.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Регулятивные УУД:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные результаты:

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

 

- Прочитайте  высказывание философа.

« Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели» (Гельвеций).  (Слайд 10)

- О философе Гельвеции прочитайте, пожалуйста,  на стр.34-35.

 -Кем был Гельвеций?

- Какова главная добродетель по учению Гельвеция?

- Как общество может судить о добродетелях, по мнению Гельвеция?

 - От существительного добродетель образуйте однокоренное прилагательное (добродетельный). (Слайд 11)

- Какого человека можно назвать добродетельным?(Добродетельный человек – высоконравственный, проявляющий добродетель).                                                

 - Как вы думаете,  добродетельность-это постоянное качество человека? Действительно, добродетель  не наследуется, не приобретается раз и навсегда, и порой в  жизни бывают очень резкие превращения.  Хорошо, если порочный человек в результате большой работы  над собой превратится  в добродетельного,  но иногда, к сожалению, бывают и обратные превращения.

Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы, сравнивают добродетели философов.  

Предлагает задания, организует обсуждение, принимает ответы, помогает  сделать вывод.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД:

- умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- А теперь давайте обсудим, что бы вы посоветовали человеку, который искренне хочет стать добродетельным.

-Продолжите  высказывание  «Чтобы быть добродетельным,   надо…»

(Работа в группах)  (Слайд 12)

Открывается   пазл   № 8

-Мы с вами знаем, как стать добродетельным. Означает ли это, что теперь нам легко будет стать добродетельным?

Обсуждают, высказывают своё мнение, анализируют, выполняют действия, представляют результат групповой работы.

Наблюдает за работой в группе, организует учебную дискуссию при подведении  итогов, корректирует работу класса, оценивает работу групп.

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог.

Регулятивные УУД:

- умение контролировать и оценивать учебные действия.

Познавательные УУД:

-овладение действиями  сравнения, рассуждения.

Рефлексия

- При помощи пазлов мы составили слово…  (Характер)

- А почему именно характер?

Игра «Купон на добрую услугу»

Я приготовила для вас купон на одно доброе дело.

Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на парту.  Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их!

 - Есть ли среди вас те, кто хотел бы  воспользоваться им прямо сейчас?

Эта игра – домашнее задание. На следующем уроке, мы обсудим ее результаты.

-Посмотрите на экран и выберете подходящее для вас начало предложения и продолжите его…..  

 Закончи предложение.

  • Сегодня на уроке  я  узнал новое…..
  • Я понял, что…
  • У меня получилось …
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…        (Слайд 13)

 Спасибо за урок! Желаю вам только добрых поступков!

Прогнозируют результат, выполняют задание, оценивают свой знания.

Организует работу, предлагает задание, подводит учащихся к выводу, о том, что добродетельными не рождаются , а становятся в результате  работы над собой, над своим характером.

Помогает учащимся оценить себя.

Познавательные УУД:

- строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Список используемой литературы

1. Аристотель. Этика, политика. – СПб., 1998 – 235с.

2. Интернет-ресурсы: ORKSE Pecherskih OI - urok 7.rar

3. Катышева И.Б. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику А.А. Шемшурина «Основы светской этики. 4 класс» - М.: Дрофа, 2013.- 185с.

4. Ожегов  С.И.   Толковый словарь русского языка .-М., Оникс, 2010.-521с.

5. Разин А.В.  Этика: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект,  2006.-  348с.

6. Солодкова М.И.,  Чипышева  Л.Н., «Проектирование уроков на    основе системно – деятельностного  подхода в образовательном процессе     начальной школы» - Челябинск,  2011 – 15с.

7. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. – М., 2001

8. Шемшурин А.А.,  Шапошникова Т.Д.  Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики  4класс: учебник   для общеобразовательных  учреждений. - М.: Дрофа, 2012.- 33с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе.

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе. .Класс: 1Тема учебного занятия: Счёт в пределах 10.Продолжительность учебного занятия: 30 мин.Тип учебного занятия: урок зак...

План-конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ на тему "Милосердие"( на примере жизни св.Блаженной Ксении Петербургской)

Данный материал может быть использован на уроках  ОРКСЭ(модуль"Основы православной культуры"),по теме"Милосердие"....

Использование творческих игр на учебных занятиях курса ОРКСЭ

Творчество - это создание нового, прекрасного, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, вводит человека в атмосферу вечного поиска....

Конспект учебного занятия по ОРКСЭ "Честь и достоинство"

Урок ОРКСЭ по теме «Честь и достоинство», направлен на достижение таких предметных результатов как:...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....