«Семья – обитель любви».
учебно-методический материал по орксэ (1 класс)

Занятие факультатива "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_-_obitel_lyubvi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья – обитель любви».

                               Занятие факультатива «Основы православной культуры».

                                                                                                                        Учитель: Лысикова И.А.

                                                                                                                             

Цели занятия: 1.познакомить детей с понятием «обитель»;

                         2.воспитывать у детей любовь к своей семье;

                         3.развивать  у детей уважительное отношение к родителям и старшим;

                         4.формировапть понятие семейных ценностей.

Оборудование: мультимедийный проектор, аппликация ромашки, заготовки кроссвордов, пословицы, С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка, Российская академия наук; - М, 1999.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока: «Семья – обитель любви» (слайд №1).

Цель занятия: Мы должны выяснить, какой должна быть хорошая, крепкая семья (слайд №2).

-В начале нашего разговора выясним, что означает слово – обитель, как вы его понимаете?

(Ответы детей: обитель -  место, где обитает кто-то, живёт.)

Учитель расширяет лексическое значение слова, объясняет, что обителью ещё часто называют монастырь. На уроке мы будем вести речь о первом толковании этого слова. Семья – это место, где обитает любовь.

- Готовясь к занятию, вы принесли мне фотографии своих семей, посмотрите на экран, а я прочту вам стихотворение.                                                                                                                                                                                               2. Учитель читает наизусть стихотворение.

              Открываю серый старенький альбом

              Здесь семья моя и милый отчий дом

              Моё детство, мой родной семейный круг:

              Мама, папа, дед и бабушка - мой друг.

Каждому слово «семья» родное

Даже в слове там много тепла

Оно - словно солнце большое,

Полно надежд и добра.  

               Нас согревают мамины руки

               Они – словно солнца лучи

               А папины руки не знают скуки

               Спасут детвору от тревоги они.                                                                                                                                  (Одновременно с чтением стихотворения идет показ слайдов фотографий семей учащихся.).                                                     3. Учитель: Ребята, о семье написано много стихотворений, рассказов. Послушаем одно из стихотворений.

Чтение стихотворения учащимся.                                                                                                                                             Семья есть маленькая церковь-

Святые говорят

 И всем её хранить нам надо

 Как божий дар, бесценный клад.

                                  Растить семьи цветок непросто,

                                   И добродетелями крепить.

                                  Любить, терпеть, прощать обиды,

                                   Друг друга тяготы сносить.

                                   Здесь нужен труд

                                   Молитвы золотая нить.

4 .Слово учителя.

Взращивать «семьи цветок» должны сообща и взрослые, и  дети, укрепляя и украшая его добродетелями, воспитанными в душе.

Для любой семьи необходимы добродетели.

- Как вы понимаете слово – добродетели? (Ответы детей)

- Запишите в словарики то понятие, которое даётся в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова.

Добродетель – положительное нравственное качество.

- Какие же положительные качества должны иметь все члены семьи? Давайте вместе это выясним. Я просила вас прочитать сказки, притчи, которые помогут нам составит «семьи цветок».                                                                                                   5.Дети обсуждали каждую добродетель, чтобы составить «семьи цветок».  На большом лепестке, по итогам обсуждения, один ученик у доски записывает добродетель и прикрепляет её к середине будущей ромашки.

Выступления детей и их ответы.

Послушание.

- Обсуждение библейской истории  изгнания Адама и Евы из рая. (А. Маляревский. Детям о Христе. – М; Благо, 2003)

- Анализ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Ученик: Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Господь Иисус Христос жил в послушании у Пресвятой Богородицы и обручника Иосифа. Тем более и мы должны слушаться советов наших родителей. Прикрепляет лепесток со словом послушание.

Смирение.

Рассказ детьми притчи о смиренной вишенке и гордом топольке. (Романь Г.П. Основы христианской культуры и нравственности «Мир Божий»,  Калининград, КОИПКИПРО, 2003).

-Обсуждение сказки Г.Х.Андерсена «Пятеро из стручка».

Ученик: Трудно сказать «Прости!» - что это за мученье.                                                                                                                     Как в половодье грести                                                                                                                                      Против теченья

А ты  помолись, - тогда встанет вода стыда,

Встанет вода гордыни, -

И скажешь, себя виня:

«Не прав я, прости меня».

Прикрепляет лепесток со словом смирение.

Доброта                                                                                                                                                                                                            Учитель загадывает загадку:

Самый лучший тот на свете,

Кто, как луч весенний, светел,

Кто поможет, руку даст,

И поплавать новых ласт,

Лыж, ни разу не надетых,

Откусить хоть полконфеты,

Вот какая красота –

В моём друге … (Класс хором отвечает – доброта).

Зачитывается учителем отрывок из болгарской сказки «Непослушные дети»  (Б.Ганаго, Навстречу детским сердцам.  Минск, Изд-во белорусского экзархата, 2003, стр.8) и идёт обсуждение поведения детей.

- А теперь, достаньте открытки, на которых я просила вас написать ваши добрые дела. Послушаем их.  (Ответы детей: помогаю маме, мою полы, вытираю пыль, приношу дрова, приношу хлеб бабушке, убираю в огороде и т.д.)

Ученик: У кого она в достатке,

С тем живётся очень гладко.

Для семьи приобрету я у Бога доброту.    

    Прикрепляет лепесток со словом доброта.                                                                                                                                   Вера                                                                                                                                                                         

       Учитель:  Вера от слова верный. В семье нужно быть верными друг другу,  верным слову,  верным Богу. Доверяет ли вам родители, не обманываете ли вы их? (Ответы детей) Прикрепляет лепесток со словом вера.

Любовь

Работа с притчей  «Любовью за любовь» (Г.Ю. Низова. Наши праздники. Ивановская обл.,  Макарьв-Решемский мужской монастырь.  2001, стр. 242

Ученик: Господь велит нам любить друг друга. Где любовь там и радость. Прикрепляет лепесток со словом любовь.

Учитель:  Вот и собрали мы цветок добродетельной семьи, т. е. семьи, где все члены имеют добродетели, хорошие качества характера. Прочтем их все вместе.

6. .Игра с пословицами.

Учитель: Ребята, на уроках чтения мы говорили о пословицах.   Вспомним,  что означают пословицы? (Пословицы – краткое народное изречение с назидательным содержанием.)

 - На столах в конвертиках у вас по три пословицы, выберите те, где речь идёт о семье, и объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.

(Дети объясняли смысл пословиц. ( Романова Л.И. Основы православной культуры.  Методическое пособие. 3 класс (2год обучения), с.35. -  Воронеж; ВОИПКРО, 2008г)).

 Пословицы, объяснение которых  не требовалось по заданию, имели православную тематику и взяты из словаря Даля.                                                                                                                                                                   7.Отгадывание  кроссворда.

На столах у каждого учащегося расположен кроссворд. Дети по очереди читают вопросы, отвечают, заполняют кроссворд.

КРОССВОРД.

     1.От какого слова произошло слово «семья»?

     2.Как звали первую женщину, которую Бог сделал из ребра?

     3.Какое было имя у первозданного мужчины?

     4.Без чего не бывает настоящей и крепкой семьи?

     5.Что Бог создал в третий день?

- Какое слово получилось у вас в выделенных клеточках? (Ключевое слово было «семья)

Е

М

Я

2 Е

В

А

3 А

Д

А

М

4 Л

Ю

Б

О

В

Ь

5 З

Е

М

Л

Я

8. Итог урока. Ребята, о чём мы сегодня вели речь на занятии?

Какими добродетелями должны обладать все члены семьи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День семьи, любви и верности"

Занятие, раскрывающее смысл праздника Дня семьи. любви и верности. Оно знакомит детей с житем Петра и Февронии Муромских....

Сценарий семейно-спортивного праздника «День семьи, любви и верности»

ЦЕЛЬ: Создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. ЗАДАЧИ:  ·        Развивать интерес у...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. «СЕМЬЯ – ИСТОЧНИК ЛЮБВИ И ВДОХНОВЕНИЯ РЕБЁНКА».

В материалах собрания первичное знакомство с "Манифестом Гуманной педагогики" Ш.А. Амонашвили, также обсуждение его работы " О бабушках и дедушках и о благополучных семьях"....

Сценарий праздника День семьи, любви и верности «Семья – волшебный символ жизни»

Внеклассное мероприятие для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ»

Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности«ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ»,  проводимый  в дневном летнем оздоровительном лагере....

Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ» Презентация

Презентация   Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности«ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ»...