Конспект занятия по ОРКСЭ "Самая главная встреча"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Габова Ирина Александровна

Занятие по модулю ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gabova_opk_urok.docx750.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1» г. Сыктывкара

(МАОУ «Гимназия № 1»)

«1 №-а гимназия» Сыктывкарса муниципальнöй  асшöрлуна велöдан учреждение

____

Методическая разработка урока по основам православной культуры

«Самая главная встреча» 

(10-11 лет, 1 урок)

Габова Ирина Александровна,

учитель начальных классов

г.Сыктывкар

bogo_irinka@mail.ru

89083297922

2021 г.

Тема урока: «Самая главная встреча» (3 урок курса ОПК)

Цель: раскрыть духовные основы православной культуры как результата «встречи» человека с Богом.

Задачи:

  1. Раскрыть представление о духовных религиозных основах понимания православной культуры во внутренней, духовной жизни человека.
  2. Способствовать формированию личностного отношения школьников к ценностям православной культуры.
  3. Развитие навыков смыслового чтения и комментирования прочитанного.
  4. Развитие умения строить речевое высказывание, устанавливать связи между понятиями, работать в паре.

Основные понятия урока: встреча с Богом, совесть, Бог есть Любовь.

Планируемые результаты:

Предметные:

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы;

- формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения культуры и искусства;

Метапредметные:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою  точку зрения и оценку событий;

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; осознание ценности человеческой жизни; развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

- развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситауациях.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» автор Янушкявичене О.Л., рабочая тетрадь к учебнику О.Л. Янушкявичене, репродукция картины И.Е.Репина «Девочка, просящая милостыню» 1889, проектор, ноутбук.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас 3 урок по новому школьному предмету «Основы православной культуры». Это самое начало изучения основ православной культуры. Нам надо дальше продвигаться в изучении тем, тем более первые два урока у вас вызвали живой интерес и по вашим словам «пролетели просто незаметно», конечно, ведь узнавать новое – это всегда увлекательно. Давайте и дальше будем узнавать новое, ведь сегодня нас ждёт встреча и тем, что живёт внутри вас.

Тема урока: «Самая главная встреча».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Мотивирует учащихся на  изучение курса ОПК

слушают

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

- самоопределение к деятельности

- слушать

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

На прошлом уроке, тема которого была «Россия – наша Родина», мы посмотрели с вами первый фильм Бориса Корчевникова «Мой мир - Россия».

- Что вы узнали нового о нашей стране с точки зрения православной культуры?

Много вы узнали и запомнили. Молодцы!  Этот фильм можно назвать анонсом/оглавлением/содержанием ко всем нашим урокам по основам православной культуры, ведь обо всем этом мы будем узнавать с вами на наших уроках.

Тема нашего урока сегодня - «Самая главная встреча».

- О какой встрече может идти речь?

- По чему не можем ответить на этот вопрос?

(учащиеся либо не могут ответить ,либо отвечают, что это встреча с Богом и тогда возникает другой проблемный вопрос)

Вопрос в своём втором фильме задаёт Борис Корчевников (с.2.25 минуты по 3.04 минуты):

- Бог невидим, но он существует. Как мы можем понять?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Задаёт вопросы,  фиксирует затруднение

Демонстрирует видеофрагмент

Отвечают

Знакомятся с фрагментом

Сталкиваются с затруднением

- поиск и выделение информации

-синтез

- выдвижение гипотез; их обоснование

- планирование своих действий
- различение способа и результата действий
- внесение необходимых корректив в действие.

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

- умение задавать вопросы,

- умение  строить речевое высказывание

3. Выявление места и причины затруднения

- На какой вопрос не смогли ответить?

- Почему не смогли ответить?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Задает вопросы

Отвечают, проговаривая место и причину затреднения

- установление причинно-следственных связей
- постановка и формулирование проблемы.

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

- развитие "Я-концепции" и самооценки

- аргументация своего мнения

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую поставим перед собой цель? Верно!

Цель: как узнать, что произошла встреча с Богом?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Побуждает к постановке цели

Ставят цель

- формулирование проблемы, самостоятельное

- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий

 формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

5. Реализация построенного проекта        

- Как вы думаете ,что поможет дать ответ на этот вопрос? (учебник, возможно есть ответ в продолжении фильма)

Воспользуемся учебником – с.11-12 (до слов … «по Его проявлениям в мире и в жизни человека»)

На неделе я вам задавала вопрос и сняла ваши ответы на видео. Вопрос звучал так: Что такое совесть?

 Давайте послушаем как вы отвечали. (учитель включает видео)

- Почему ответили по-разному? (не знаем единого или правильного ответа на вопрос)

Прочитайте ответ в учебнике с.12 (продолжение)

- Что же такое совесть?

- Кто слышал голос совести, голос Бога внутри себя? Приведите примеры.

-Давайте подберем однокоренные слова к слову «совесть»:

На доске

совесть

совестливый

бессовестный

совестно

- Какое из этих слов является антонимом к слову «совесть»? (бессовестный)

- Как думаете, бессовестный человек может стать совестливым?

      Узнаем это из рассказа Павла Владимировича Засодимского «Гришина милостыня». Павел Владимирович Засодимский родился в 1843 году в Великом Устюге в небогатой дворянской семье. Работал домашним учителем в богатых семьях, потом был учителем в сельской школе. Столкнувшись с жизнью деревенской и городской бедноты, Засодимский стал писать рассказы про нищих и голодных детей. С одним из таких рассказом мы с вами сейчас познакомимся.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/ZasodimskyPV.jpg/180px-ZasodimskyPV.jpg

        Чтобы нам лучше понять этот рассказ, проведем словарную работу ДО чтения текста.

- Что такое милостыня? (помощь другому человеку из жалости к нему)

- Обязательно ли человек, дающий милостыню может быть богатым? (нет)

- Всегда ли дают милостыню деньгами? (нет)

- Какой человек готов дать милостыню? (добрый, щедрый, нежадный, милосердный)

- Где можно увидеть просящих милостыню?

- О чём пойдет речь в тексте, судя по заглавию? (о том, что Гриша дал милостыню)

Начнём читать текст с.13-14 в учебнике.

Начинает читать учитель.

Остановка.

- Кто действующие лица в рассказе? (дети: Гриша и девочка)

- Охарактеризуйте девочку (бедная, нищая,  голодная, несчастная)

- Охарактеризуйте Гришу (весёлый, бодрый, щедрый, т.к. предложил ей хлеба)

Эти дети полная противоположность друг другу.

На доске появляются запись в 2 столбика, которые по ходу чтения с остановками обновляются:

Девочка

Гриша

бедная

весёлый

нищая

бодрый

голодная

щедрый

несчастная

Продолжим читать.

Читает учитель с остановкой.

- Какую бы характеристику убрали из описания Гриши? (щедрый)

- Какое бы слово добавили? (злой)

Девочка

Гриша

бедная

весёлый

нищая

бодрый

голодная

несчастная

злой

Продолжим читать.

- Как думаете, что может произойти дальше? (предположения детей)

Продолжим читать и узнаем

- Почему так произошло? (осознал)

- Какое слово уберем из списка характеристик Гриши? (злой)

Чтобы точно понять, что это слово нужно убрать прочитаем следующие 2 абзаца.

- Какие действия доказывают, что он не злой?

Девочка

Гриша

бедная

весёлый

нищая

бодрый

голодная

несчастная

- Какое качество появилось у Гриши, которое обязательно нужно добавить в столбик? (сострадание,  стыд, совестливость)

- Какое бы качество добавили к характеристике девочки? (добрая)

Девочка

Гриша

бедная

весёлый

нищая

бодрый

голодная

совестливый

несчастная

добрая

- Перед чтением текста я задала вопрос: может ли человек бессовестный стать совестливым? До чтения вы ответили по разному.

- Что доказал этот рассказ? (может)

       В течении чтения рассказал мы несколько раз добавляли и убирали  качества. Это еще говорит о том, что нельзя судить о человеке мимолетно.

- Как через этот рассказ Гриша встретился с Богом? Ведь тема урока «Самая главная встреча»? (Гриша стал испытывать угрызения совести)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

- Читает текст с остановками

- Побуждает к анализу

- Задаёт вопросы

- Слушает учителя –

- Читает текст

- Анализирует текст

- даёт характеристику героям и их поступкам

- использование знаково-символических схем для решения задач
- поиск разнообразных способов решения задач
- Установление причинно-следственных связей.

- действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

- выдвижение гипотез и их обоснование.

-построение логической цепи рассуждений

- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

- волевая саморегуляция

- познавательная инициатива

- нравственно-этическое оценивание усваемого содержания

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания

- использование критериев для  для обоснования своего суждения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

      Этот рассказ хотя и небольшой по объёму, но очень глубокий. Хочется задать много вопросов по нему.

      Предлагаю вам  составить вопросы по типу «Толстые» и «тонкие» вопросы. «Толстые» вопросы предполагают глубокий смысл и развёрнутый ответ. «Тонкие» вопросы краткий вопрос, на понимание.  Работать вы будете в паре. Я вам раздам таблицу-помощницу, а вы составите по 3 «толстых» и по 3 «тонких» вопроса. В последнем кусочке текста с.14 есть вопросы, которые Гриша задаёт сам себе. Определите эти вопросы так же в «тонкие» или толстые.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему…?

Как вы думаете …?

В чём различие …?

Кто …?

Что …?

Когда …?

Верно ли…?

     - Как думаете, что могло произойти дальше в этой истории? (дети предполагают)

Оказывается у этого рассказа есть продолжение. Я вам даю его прочитать сейчас.

- Какие чувства испытываете по отношению к Грише?

- Чем бы хотели ему помочь?

- Какой совет дали бы своим сверстникам?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Объясняет задание , используя приём «Толстые и тонкие вопросы», организует работу в парах

- Работают в парах

- Выполняют задание

- отвечают на вопросы друг-друга, соглашаются/не соглашаются с определением вопросов из текста по группам и ответам на них

- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- моделирование

- выполнение действий по алгоритму
- установление причинно-следственных связей
- доказательство

- принятие и сохранение учебной задачи
- учёт правила в планировании и контроле способа решения
- различение способа и результата действия.

- осознание  ответственности за общее дело

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

       Давайте узнаем, что о встрече с Богом говорит Б.Корчевников и посмотрим продолжение второго фильма (с.3.04 минуты по 3.35 минуту).

        То же самое говорится в 4 абзаце в учебнике. Прочитайте.

Совесть – это то, что нельзя увидеть, но можно почувствовать. В рабочей тетради  есть продолжение этой мысли: что еще нельзя увидеть глазами, но понять как это существует. Давайте выполним задание 4 на с.8-9.

       Посмотрите, в 1 строке таблицы вам даны параметры. Во второй строке таблицы вам приведен пример, значит доказательство будем начинать с фразы «Когда ты…» ИЛИ «Это когда…»

Проверка

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Даёт задание, комментирует его выполнение

Выполняют задание, записывают ответы в таблицу

- умение работать с таблицей, классифицировать

- подведение под понятие

- выполнение действий по алгоритму

- доказательство

- планирование своих действий в соответствии с задачей
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения
- внесение необходимых корректив

- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

- Использование критериев для обоснования своего суждения.

8. Включение в систему знаний и повторения

Вы видите, что в таблице в задании 4 есть еще пустые строки.

- Почему?

- Прочитав оставшуюся часть параграфа вы  узнаете, какими еще параметрами можно дополнить таблицу. Дочитайте и впишите в таблицу.

Давайте узнаем, чем дополнили?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Даёт задание, комментирует его выполнение

Выполняют задание, записывают ответы в таблицу

-понимание текстов, извлечение необходимой информации

- структурирование знаний
- подведение под понятие

- установление причинно-следственных связей

- доказательство

- принятие и сохранение учебной задачи
- различение способа и результата действия
- оценка правильности выполнения действия

- нравственно-этическое оценивание усваемого содержания

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

- учёт разных мнений

- использование речевых средств для решения коммуникационных задач

9. Рефлексия учебной деятельности

- С каким затруднением столкнулись в начале урока?

- Какую поставили цель?

- Кто в течении урока понял, что чувствовал присутствие Бога в жизни? Когда это произошло?

- Продолжите фразу «Мне сегодня было интересно…»

- Продолжите фразу «Я хочу узнать…»

Предлагаю вам домашние задания:

  1. Обязательное задание – с.17 №4
  2. Задания по выбору:
  • найти картину И.Е.Репина «Девочка, просящая милостыню» и узнать, подойдёт ли она как иллюстрация к рассказу «Гришина милостыня» или нет?
  • Написать небольшое сочинение-размышление «Хорошо ли, что у человека есть совесть?» в тетради с.10 №6.

Спасибо за урок, сегодня по на уроке я видела отклик в ваших глазах. А как говорит народная мудрость: «Глаза – зеркало души».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

- Задаёт  обобщающие вопросы

-  Предлагает приём «Продолжи фразу»

- Комментирует домашнее задание

- Отвечают на вопросы

- Продолжают фразы, предложенные учителем

- построение речевого высказывания
- анализ,
- установление причинно-следственных связей.

- восприятие оценки учителя
- адекватная самооценка

- рефлексия деятельности

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

- планирование учебного сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 2 "Самая Главная встреча"

Вся православная культура – это встреча человека с любовью Бога и радость от этой великой встречи."Бог есть Любовь", "Совесть"...

Конспект занятия "Коралловые рифы – главные экологи планеты".

Знакомимся с понятиями экология, кораллы, коралловые полипы...

Конспект занятия-путешествия в ГПД на тему: «Встреча с радугой»

Цель, задачи: - познакомить детей с цветовой гаммой радуги;- учить видеть прекрасное, наслаждаться красотой;- различать предметы по цвету;- развивать речь, мышление....

"Конспект занятия для 1 класса «Мартиничка» - кукла встречи весны"

Цели занятия:Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,Развивающая: развивать познавательный интерес ...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе.«Встреча с героями сказок».

Конспект интегрированного занятия в младшей группе....

Конспект занятия "Встреча весны"

Расширить и углубить знания и представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Расширить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать память, внимание, ...

Конспект занятия в младшей группе на тему: "Встречаем птиц"

Цель: расширение знаний детей о признаках весны;  перелётных птицах; умение ориентироваться в пространстве.Задачи:Образовательные:- формировать представление детей об изменениях в природе весной...