Знакомство обучающихся с понятиями добро, зло.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Дьячкова Ирина Викторовна
Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_konkurs.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Сегодня в образовательных  учреждениях  особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг с другом, уважение других людей, милосердие.

 С этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур.

В основе изучения предмета ОРКСЭ у обучающихся появится возможность осознать себя гражданами Российской Федерации, живущими в мире культурного разнообразия.

Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, природе, обществу, России и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям.

Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основная часть:

В своей работе я представлю  конспект урока  учебного курса ОРКСЭ –  «Добро и зло»

КОНСПЕКТ УРОКА

По курсу  ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)

Тема урока: «Добро и зло»

Цель: знакомство обучающихся с понятиями добро, зло.

Задачи:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Продуктивное чтение.

- Ситуативное обучение.

- Здоровьесберегающие

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики» 4 класс, мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.

Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.

Планируемые результаты:

Предметные: 

 - рассказывать  о понятиях  «добро  и  зло» используя литературные  произведения изученные  в 1-4 классах;

- рассказывать о  своём  отношении   к «добру  и  злу»

 - рассказывать  о понятиях  «мораль»,  «нравственность», «этика».

Метапредметные:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: 

- проявлять интерес к  изучению темы;

- проявлять эмоционально- ценностное  отношение к  этике  человеческих  отношений;

- осознание  своей  успешности  при  освоении темы.

Конспект урока

1. Организационный момент:

Добрый  день! Возьмитесь, пожалуйста,  за  руки!

Дружно  за руки возьмемся   и друг  другу  улыбнёмся.

Всем, всем добрый  день и  работать  нам не лень. (Дети  садятся)

У нас  есть волшебные  слова, развернувшись к соседу  по парте,  ребята  вслух  повторяют  правила работы на уроке:

Понапрасну не болтай, рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен  шум  и гам, ты  решай  задачи  сам.

Если же не  сможешь  вдруг, пусть придет на помощь  друг

2. Актуализация знаний:

- Совершали ли вы когда-нибудь поступки, о которых жалели потом?

Беседа с обучающимися, дети делятся своими историями и комментируют.

2. Получение новых знаний:

Рассказ учителя:

- Представь на минуту: ты пришел домой после школы сильно уставший. Вдруг к тебе подходит твоя мама и предлагает вместе полистать старый альбом, который тебе так давно хотелось увидеть. Вы смотрите вместе все фотографии, находите памятные вещи. Твое тело болит, но внутри все сжимается от интереса. Глаза слипаются, но интерес пересиливает.

- Как вы думаете, что внутри нас начинает сжиматься во время очень волнующих моментов?

Ответы учеников.

- Правильно, это наша душа!

- Наша душа тесно связана со злом и добром.

-Что такое добро?

- А зачем нам это знать?

-Можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро?

- Сколько времени понадобиться для этого?

- Правильно, всю жизнь. Я сейчас вспомнила пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро,  и оно к вам вернется.

Как Вы считаете,что такое добро?

Ответы детей.

Добро – это то, что:

– помогает росту души человека;

– помогает другим людям;

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (словарь, учебник стр.12-13 )

- Откройте наш учебник на стр.12 (учащиеся работают со статьей в учебнике).

- Найдите и выпишите, как считают авторы учебника, что такое добро и зло (выписывают в тетрадь определение понятий «добро», «зло»).

- Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему?

- Как вы поняли, что входит в современное понятие добра? (ответы учащихся).

На доске высказывание о добре и зле («Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла»).

Практическое задание :

- Вы распределены на группы. У каждой группы на партах вопросы.

1 группа:

-что такое добро?

-какие добрые поступки, дела вы совершили в своей жизни?

- примеры из литературы.

2 группа:

-что такое зло?

-каким себе представляете злого человека?

-примеры из литературы.

(работа с группами ,ответы детей)

- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального(традиции, народные обычаи) мира.

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит много тысячелетий добро и зло существуют на земле. Но если мы с вами будем бороться со злом, то его станет меньше.  

Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

-Вы готовы к этому?

-Я предлагаю сделать одно доброе дело всем вместе. У меня на столе фигуры(дом, человечки, солнце, дерево, собака) Выйдите к доске. Наклейте фигуры на доску.

-Что у нас получилось? (Картина добра, мира, покоя, семьи)

-Вот в таком мире мы должны с вами жить.  

4. Физ.минутка:

Представьте, что вы - маленькие зернышки, вы глубоко в земле (дети сидят на корточках, голову наклонив к коленям) А сейчас мы начнем расти. Медленно, но уверенно. Один- медленно выпрямляем ноги, два –постепенно выпрямляем позвоночник, три -поднимаем руки вверх,  смотрим вверх. Мы красивые стройные деревья наши листики тянутся к ласковому солнышку. И вдруг подул сильный ветер. Он раскачивает стволы деревьев:

Назад, вперед, вправо, влево, но крепко мы держимся корнями за землю. Ветер не смог сломить красивые стройные деревья.  

5. Закрепление полученных знаний:

Предлагаю дифференцированное задание   

- Можно выбрать одно или два задания,  по вашему усмотрению.

Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

6. Рефлексия:
Сегодня я узнал(а). Перед Вами листы бумаги, я хотела бы,чтобы вы письменно ответили на высказывания :

  • Я понял(а)…
  • Я почувствовал(а)…
  • Я научился(ась)…
  • Было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Урок дал мне…

Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»

Спасибо за урок!

В нравственном  воспитании учащихся начальных классов очень актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Уроки данного курса предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов,  анализ положительных и отрицательных поступков героев.

    На этих уроках эффективным является  использование метода проектов. Часть тем проектов предлагают нам авторы  учебников. Это «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины». Но ребята, исходя из материала, пройденного на уроке,  предлагают темы более близкие и интересные для них: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Добрые дела в моей жизни», «Традиции моей семьи».

    Таким образом, курс «ОРКСЭ»» предполагает  рост духовно – нравственного развития ребенка. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство обучающихся с религиозными традициями российской семьи.

Выступление на педагогическом совете "Духовно-нравственное воспитание на уроках в начальной школе" Знакомство обучающихся с религиозными традициями российской семьи....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Беседа с обучающимися о понятии "гражданственность", 3-4 класс (конкурс "Учитель года")

Очень сложное понятие "гражданственность" для начального образования раскрывается с помощью интеллек-карт, которую обучающиеся формируют в процессе работы и делают вывод об этом понятии....

Знакомство обучающихся с ОВЗ с швейными машинами на уроках в швейной мастерской.

В современных экономических условиях возникает необходимость усиления социальной защиты выпускников специальных (коррекционных) школ и домов-интернатов для детей с проблемами в интеллектуальном развит...

Знакомство обучающихся с интеллектуальными нарушениями с геометрическими формами

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться и...

Урок математики «Знакомство с временными понятиями: утро, вечер, день ,ночь»

Цель: познакомить детей с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь) Задачи: Задачи:1)Коррекционно-образовательные:-закрепить понятия времён года;-закрепить признаки осени;-научить детей скла...