СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОРКСЭ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Доклад на данную тему содержит материал из опыта работы по использованию педагогических технологий на уроках ОРКСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные педагогические технологии на уроках ОРКСЭ и их использование»

Учитель: Енина М.А.

2020-2021 учебный год

ВкачествеинструментовосвоениякурсаОРКСЭвурочнойивнеурочнойдеятельностимогутбытьиспользованыкактрадиционные, такисовременныеобучающиетехнологии. Срединихособоактуальныте, которыепозволяютреализоватьсистемно-деятельностныйподходкобучению (исследование, различныевидыпроектов, мозговойштурм, анализжизненныхситуаций, игровыетехнологии, дискуссииидр.).

Основнаяидеясостоитвтом, чтоновыезнаниянедаютсявготовомвиде. Дети«открывают»ихсамивпроцессесамостоятельнойисследовательскойдеятельности.

Построитьучебныйпроцесссучетомпотребностейиспособностейкаждогоученикавозможнотольколишьсприменениемновыхобразовательныхтехнологий.Познание ОРКСЭ вобщеобразовательнойшколенаправленонетольконаусвоениеопределеннойсуммызнаний, ноинаразвитиеличностиученика.

Можновыделитьследующиесовременныепедагогическиетехнологии, которыечащевсегоиспользуютсянарокахОРКСЭ:

технологияпроблемногообучения;

технологияпроектногообучения; 

информационно-коммуникационныетехнологии;

технологииигровогообучения;

технологиякритическогомышления.

Технологияпроблемногообучения

Формаобучения, вкоторойпроцесспознанияучащихсяприближаетсякпоисковой, исследовательскойдеятельности. Успешностьпроблемногообученияобеспечиваетсясовместнымиусилиямипреподавателяиобучающихся.

Значимыйдидактическийприем–созданиепроблемнойситуации, имеющейформупознавательнойзадачи. Познавательныезадачидолжныбытьдоступныпосвоейтрудности, учитыватьпознавательныевозможностиобучаемых, находитьсявруслеизучаемогопредметаибытьзначимымидляусвоенияновогоматериала.

Технологияпроектногообучения  

Цельпроектногообучения: овладетьобщимиумениямиинавыкамивпроцессетворческойсамостоятельнойработы, атакжеразвитьсоциальноесознание.

Задачипроектногообучения:

1. Формированиепозитивнойсамооценки, самоуважения.

2. Формированиекоммуникативнойкомпетентностивсотрудничестве.

3. Формированиеспособностикорганизациидеятельностииуправлениюею.

4. Формированиеумениярешатьтворческиезадачи.

5. Формированиеуменияработатьсинформацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Проект—это«пятьП». Проблема—Проектирование (планирование) —Поискинформации—Продукт—Презентация. Шестое«П»проекта—егоПортфолио.

Этапыработынадпроектом:

I этап: «Погружение»впроект.

II этап: Планированиедеятельности.

III этап: Реализацияпланадействий.

IV этап: Подготовкакзащитепроекта.

V этап: Презентацияпроекта.

VI этап: Рефлексия

Защищаяпроекты, учащиесядемонстрируютосознанностьсодержанияпроблемы, умениекомпетентнопредставитьвариантеёрешения, аргументированноичёткоотвечатьнавопросы, отстаиватьразработаннуюпозициюиприниматькритикукакфакторразвитияпроекта.

Успешностьважнадлякаждогоребёнка. Надодоказатьипоказатькаждому, чтоегоработаимеетзначениеидлягруппы, вкоторойонработал, идлявсегокласса, идляучителяиродителей. Детиучатсяработатьвкоманде, договариватьсямеждусобой, находитьнестандартныерешения, приобретаютнавыкиработысразличнымиисточникамиинформации. Онипроявляютинициативу, мысляттворчески. Благодаряпроектнымработам, повышаетсямотивация, развиваютсяинтеллектуальные, творческиеспособностиучащихся.

Информационно-коммуникационныетехнологии

ПрименениеИКТнаурокахусиливаетположительнуюмотивациюобучения, активизируетпознавательнуюдеятельностьучащихся.      

Практикапоказывает:

– детисбольшимуспехомусваиваютучебныйматериал, есливуроквключаютсяИКТ;

– формируетсяинформационнаякультурашкольников;

– расширяетсядуховный, социальный, культурныйкругозордетей.

         ИспользоватьИКТможноналюбыхэтапахурока: актуализациязнаний, открытиеучащимисяновыхзнаний, закрепление, самостоятельнаяработа, выполнениедомашнегозадания.

Однаизвозможныхформорганизацииобучениянауроках–использованиеэлектронногоучебногопособия.

Работасэлектроннымпособиемпозволяетпознакомитьучащихсясвысказываниямивеликихлюдей, рассказамиипритчами, которыеимеютбольшуюнравственнуюценность, встретитьсяскартинамивеликиххудожников. Естьвозможностьвыборазаданияпопроверкеизученногоматериалаили использоватьтестыитренажёрыпоразличнымтемам.

Покаждойтемеестьтеоретическийматериал, статьиизсловарей, иллюстрации, тренировочныеупражненияиконтрольныетесты. Выполняятренировочные иконтрольныеупражнения, обучающиесявидятсвойрезультат.

Технологииигровогообучения

     Всовременнойшколе, делающейставкунаактивизациюучебногопроцесса,  игроваядеятельностьиспользуетсявследующихслучаях: 
- вкачествесамостоятельныхтехнологийдляосвоенияпонятия, темыидажеразделаучебногопредмета; 
- какэлементболееобщейтехнологии; 
- вкачествеурокаилиегочасти; 

Игроваяформазанятийсоздаетсянаурокахприпомощиигровыхприемовиситуаций, выступающихкаксредствопобуждения, стимулированиякучебнойдеятельности.
Вмладшемшкольномвозрастебольшоеместопродолжаютзаниматьролевыеигры. Онихарактеризуютсятемчто, играя, школьник, беретнасебяопределеннуюрольивыполняетдействияввоображаемойситуации, воссоздаваяпоступкиконкретногочеловека.

Играя, детистремятсяовладетьтемикачествамиличности, которыеихпривлекаютвреальнойжизни. Вролевойигреониначинаютизображатьисамихсебя, стремясьприэтомкпозиции, котораянеудаетсявдействительности.Такролеваяигравыступаеткаксредствосамовоспитанияребенка. Впроцессесовместнойдеятельностивовремяролевойигрыдетивырабатываютспособывзаимоотношенийдругсдругом.

ПримерыролевыхигрнаурокахОРКСЭ:

Игра«Учительиученик»приизучениираздела«Этикачеловеческихотношений»

Нужновоспроизвестибеседуучителясучеником, которыйнарушилдисциплинуисорвалурок.

Одинизучениковиграетподростка, адругой - учителя.

Послепроигрыванияситуацииначинаетсяобщееобсуждение. Каждыйчленгруппывысказываетсвоемнениеидаетоценку

Игра«Волшебнаяпалочка»потеме«Этикет»

Поочередикаждыйучастникигрывыступаетвроливолшебника, приэтомподходиткдругомуиговорит: «Превращаютебяв…, потомучто…»ипревратитьдругоговочтоугодно. Анализируярезультаты, педагогполучаетпредставленияосимпатияхиантипатияхвклассе.

Ролеваяигра«Деньрождения» потеме«Этикет»

Одинизучащихсявыступаетвролиименинника, остальные–егогости. Задачаименинника–организоватьинтересныйразговор, игруит.д. Задачагостей–вестисебятакимобразом, чтобыдоставитьудовольствиеимениннику.

Игра«Помогидругому»потеме«Нравственныйпоступок»

Ситуация. Катяпришлавшколувновомплатье. Наперемене, играя, онаслучайнопорвалаего. Зная, чтодомапредстоитобъяснениесродителями, онаоченьрасстроена.

Учительраспределяетролиучащимся. Задача, войтивдовериекдевочкеиуспокоитьее. Несколькочеловекразрешаютситуацию. Далееобсуждается, какможновойтивдовериекчеловеку.

Делаютсявыводы, какможнорасположитьксебечеловека, вызватьдоверие.

Благодаряопределенномусюжетуролевойигрыребенокосвобождаетсяотмногихнегативныхэмоций (страха, агрессии, нарушениеповедения). Игрывыполняютбольшуюкоммуникативнуюроль. Сихпомощьюребенокучитсяустанавливатьконтакты.

Технологиякритическогомышления

Однаизтехнологий, обеспечивающаядеятельностныйподход, являетсятехнология«критическогомышления».

Особенностьюданнойпедагогическойтехнологииявляетсято, чтоучащийсявпроцессеобучениясамконструируетэтотпроцесс, исходяизреальныхиконкретныхцелей, самотслеживаетнаправлениясвоегоразвития, самопределяетконечныйрезультат. Сдругойстороны, использованиеданнойстратегииориентированонаразвитиенавыковвдумчивойработысинформацией. «Скажимне–язабуду, покажимне–язапомню, вовлекименя–япойму». Технологиякритическогомышленияпозволяетоживитьурок, сделатьегоувлекательнымиэмоциональным.

Различныхприемовиметодик, применяемыхнакаждойстадииданнойтехнологииоченьмного. Яостановлюсьнатех, которыеможноуспешноприменятьнаурокахОРКСЭ.

«Составлениекластера»

Этоспособграфическойорганизацииматериала, позволяющийсделатьнагляднымитемыслительныепроцессы, которыепроисходятприпогружениивтуилиинуютему.

Последовательностьдействийпростаилогична:

Посерединечистоголиста (класснойдоски) написатьключевоесловоилипредложение, котороеявляется«сердцем»идеи, темы.

Вокруг«накидать»словаилипредложения, выражающиеидеи, факты, образы, подходящиедляданнойтемы (модель«планетаиееспутники»).

Померезаписи, появившиесясловасоединяютсяпрямымилиниямисключевымпонятием.

Витогеполучаетсяструктура, котораяграфическиотображаетнаширазмышления, определяетинформационноеполеданнойтемы.

Вработескластераминеобходимособлюдатьследующиеправила:

небоятьсязаписыватьвсе, чтоприходитнаум. Даватьволювоображениюиинтуиции;

продолжатьработу, поканекончитсявремяилиидеинеиссякнут;

постаратьсяпостроитькакможнобольшесвязей. Неследоватьпозаранееопределенномуплану.

«Мозговаяатака»

Используетсясцельюактивизацииимеющихсязнанийнастадии«вызова».

1 этап. Учащимсяпредлагаетсяподуматьизаписатьвсе, чтоонизнаютилидумаютподаннойтеме.

2 этап. Обменинформацией.

Рекомендации:

лимитвременинапервомэтапе– 5–7 минут;

приобсужденииидеинекритикуются, норазногласияфиксируются;

оперативнаязаписьвысказанныхпредположений.

Возможныиндивидуальная, парнаяигрупповаяформыработы.

Например: темаурока«Милосердие–законжизни» (модуль «Светскаяэтика»)

1. Подборсинонимовксловумилосердие

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствиечеловечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, альтруизм.

2. Подборантонимов

Равнодушие, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, эгоизм. Внашейтемезаявленоещеоднослово–эгоизм. Каквыегопонимаете? (найтивсловаре).

«Техникапостановкивопросов»

Большоезначениевтехнологииразвитиякритическогомышленияотводитсяприемам, формирующимумениеработатьсвопросами. Вопросы–основнаядвижущаясиламышления. Толькотеученики, которыезадаютсявопросамиилизадаютих, по-настоящемудумаютистремятсякзнаниям.

Одинизпростыхприёмов, позволяющийобучатьумениюзадаватьвопросы, –таблица«тонких»и«толстых»вопросов.Этотприёмможетбытьиспользованналюбойстадииурока. Еслимыпользуемсяэтимприёмомнастадиивызова, тоэтобудутвопросы, накоторыеучащиесяхотелибыполучитьответприизучениитемы. Настадииосмыслениясодержанияприёмслужитдляактивнойфиксациивопросовпоходучтенияилислушания. Прирефлексии–длядемонстрациипониманияпройденного.

Например: приобсуждениипритчвкурсе«ОРКСЭ»:

Какдолженвестисебякультурныйчеловеквданнойситуации?

Когочеловеквправеназватьсвоимдругом? Можнолинавязыватьдругимсвоиидеалыкрасоты?

Вопросымогутбытьиспользованыдлявзаимногоопроса. Этоодинизспособовработывпарах. Используетсянастадии«осмысления». Технологияприменения: дваученикачитаюттекст, останавливаясьпослекаждогоабзаца, задаютдругдругувопросыразногоуровняпосодержаниюпрочитанного. Даннаяформаспособствуетразвитиюкоммуникативныхнавыков.

Прием«Ключевыеслова»помогаетосуществитьстадиювызованауроке.

Поключевымсловамможносоставитьрассказилирасставитьихвопределённойпоследовательности, азатем, настадииосмысленияискатьподтверждениесвоимпредположениям, расширяяматериал. Учительвыбирает 4–5 ключевыхсловподаннойтемеивыписываетихнадоску.

Вариант 1: отводится 5 минутнато, чтобыметодом«мозговойатаки»датьобщуютрактовкуэтихтерминов.

Вариант 2: учащимсяпредлагаетсявгруппеилииндивидуальносоставитьсвоюверсиюрассказа, употребиввсепредложенныеключевыетермины.

Использованиеданнойформыразвиваетвоображение, фантазию, способствуетактивизациивнимания.

Например, тема«Чтотакоесветскаяэтика». Надоскенаписаныключевыеслова: добро, нравственность, атеист, эгоист, законопослушный, верующий, преступник, безнравственность, равнодушие.

Задание: Составитьрассказ, используяключевыеслова.

Синквейн

Жизненныевпечатлениярождаютпереживания, поэтомулюбоелирическоепроизведениеестьрефлексия. Ктакимформамотноситсяисинквейн.

Словосинквейнпроисходитотфранцузского«пять». Этостихотворениеизпятистрок, котороестроитсяпоправилам.

Перваястрока - односуществительное, котороеназываеттему;

Втораястрока–описаниетемыдвумяприлагательными;

Описаниедействияврамкахэтойтемытремяглаголами;

Фразаизчетырёхслов, показывающаяотношениектеме;

Синонимпервогосуществительного, которыйповторяетсутьтемы.

Синквейныобязательноанализируются. Ихинтересноиспользоватьвкачествесредстватворческойвыразительности.

Приведупримерысинквейнов, написанныхучащимися:

Создается, укрепляется, разрушается.

Улейдружбойкрепок

Дружба

Настоящая, лживая.

Друг!

Семья–моякрепость.

Взаимопонимание.

Семья

Дорогая, крепкая.

Заботится, уважает, понимает.

Всеприёмыдейственны. Применениедаженекоторыхприёмовтехнологиразвитиякритическогомышления (РКМ) даётвозможностьразвиватьисовершенствоватьтворческийпотенциалучащихся.

Современныйпедагогобязательнодолженнаучитьсяработатьсновымисредствамиобученияхотябыдлятого, чтобыобеспечитьодноизглавныхправученика–правонакачественноеобразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.

Материал содержит краткие методические рекомендации по преподаванию модуля "Основы мировых религиозных культур"....

Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.

Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»

laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать»(Л.Н. Толстой)...

Презентация !Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»

Презентация к педагогической мастерской "Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ"...

Современные педагогические технологии на уроках ОРКСЭ

В данном материале даётся характеристика современным педагогическим технологиям, которые чаще всего используют на уроках ОРКСЭ в начальной школе...