ДУХОВНОЕ СОЦВЕТИЕ ЗЕМЛИ КРЫМСКОЙ» (воспитание культуры патриотизма на примерах выдающихся святых Русской Православной Церкви, живших и трудившихся в Крыму)
методическая разработка по орксэ

Ишина Валентина.

Методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).

Цель:

  • развитие у обучающихся устойчивой мотивации к изучению предметов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», их творческих способностей;

  • формирование смысловых представлений о значении понятий «культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», «святой»;

  • воспитание чувств любви к своей Родине, уважения к ее прошлому, интереса к изучению предметного модуля «Основы православной культуры Крыма», осознания неразрывной исторической взаимосвязи исторических судеб России и Крымского полуострова;

  • формирование эмоционально-личностного отношения к деятельности выдающихся подвижников благочестия – равноапостольного великого князя Владимира, святителей православной Тавриды – Иннокентия (Борисова), Гурия (Карпова), Луки (Войно-Ясенецкого).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ishina_v_a_metodicheskaya_razrabotka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«ДУХОВНОЕ СОЦВЕТИЕ ЗЕМЛИ КРЫМСКОЙ»

(воспитание культуры патриотизма на примерах выдающихся святых Русской Православной Церкви, живших и трудившихся в Крыму)

Методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 8 – 15 лет

Разработчик:

Ишина Валентина Александровна,

учитель начальных классов

г. Симферополь

Симферопольская и Крымская епархия

УПЦ Московского Патриархата

+79787402702

2019 г.

ВВЕДЕНИЕ

Цель:

  • развитие у обучающихся устойчивой мотивации к изучению предметов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», их творческих способностей;
  • формирование смысловых представлений о значении понятий «культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», «святой»;
  • воспитание чувств любви к своей Родине, уважения к ее прошлому, интереса к изучению предметного модуля «Основы православной культуры Крыма», осознания неразрывной исторической взаимосвязи исторических судеб России и Крымского полуострова;
  • формирование эмоционально-личностного отношения к деятельности выдающихся подвижников благочестия – равноапостольного великого князя Владимира, святителей православной Тавриды – Иннокентия (Борисова), Гурия (Карпова), Луки (Войно-Ясенецкого).

  • Планируемый результат:
  • Предметные умения. Развитие понимания правильной интерпретации и применения в повседневной жизни полученных знаний о патриотической миссии выдающихся крымских святых, их вкладе в культурно-цивилизационное величие России.
  • Универсальные учебные действия:
  • Личностные: развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию в усвоении учебного материала, готовности к реализации творческого потенциала в культурном пространстве, усвоение обучающимися личностных качеств гражданственности, патриотизма, толерантности, уважительного отношения к представителям иных культур.
  • Коммуникативные: развитие у обучающихся умений формулировать речевые высказывания, в ступать в диалог с педагогом, участвовать в коллективном обсуждении поставленных педагогом проблем.
  • Регулятивные: усвоение обучающимися навыков постановки цели и задач в изучении материала, осознания качества и уровня его текущего усвоения, а также перспектив дальнейшего изучения .
  • Познавательные: развитие у обучающихся умений выделения главного и второстепенного, сравнения и обобщения усвоенного материала, осознания его актуальности в образовательном процессе и повседневной жизни.

Основные понятия:

  • «культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», «святой».

Организация пространства.

  • Межпредметные связи:
  • Литературное чтение, крымоведение, русский язык, история.

Формы работы:

  • Беседа, самостоятельный анализ визуальной и вербальной информации, диалогические речевые коммуникации.

Ресурсы:

  • Доска
  • Мультимедийный проектор
  • Экран для просмотра слайдов.

Ход занятия:

- Приветствие.

- Изложение материала урока:

Вводная часть занятия

Дорогие друзья!

Сегодня мы проведем с Вами очень интересное и важное занятие, связанное с правильным пониманием очень важных понятий: «культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», познакомимся с деятельностью ряда выдающихся сынов нашей страны, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. Полученные знания важны не только для расширения нашего образовательного кругозора, они необходимы для того, чтобы мы учились впитывать в свою душу прекрасные примеры прошлого, стремясь стать лучше, чище, добрее, учились становиться достойными гражданами нашей большой Родины – великой России.

Каждый из нас много раз слышал слова «культура» и «патриотизм».

Вопрос:

- А как Вы думаете, что они означают? Как они связаны между собой?

Слово «культура» очень древнее. Оно изначально означало «возделывание», ассоциируясь с трудом земледельца, и по этой причине с самого начало предполагало исключительно положительный, созидательный смысл. Сегодня под культурой понимают некую общность, совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством за весь период его исторического бытия. Ценность – это то, что близко и дорого каждому из нас. Но при этом важно подчеркнуть, что речь идет о ценностях, которые значимы не только для какого-то одного человека для группы людей – а для человечества в целом. Несомненно, что в число этих ценностей входит и наше понимание понятия Отечества, Родины – как земли наших предков, достояние которой мы обязаны ценить, хранить и приумножать.

Изложение основного материала

ГЛАВА 1. Культура патриотизма в деятельности равноапостольного князя Владимира и святителя Иннокентия (Борисова)

Еще в далеком XI столетии великий древнерусский князь Ярослав Мудрый (см. слайд 1) завещал своим сыновьям беречь «землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим». Эти слова не утратили своей актуальности и в наши дни. Они и определяют смысл очень важного для нас и глубокого понятия «патриотизм», означающего любовь к Родине. Но эта любовь, как и культура, носит позитивный, созидательный характер. Она предполагает чуткое и уважительное отношение и к нашим соотечественникам – людям, принадлежащим к разным культурам и религиям, и к жителям других стран, предполагает уважительное отношение к тем важным установлениям – правовым нормам, которые гарантируют мир на Земле. Эти нормы мы называем нормами международного права.

Поэтому «культура патриотизма» – это то состояние личности человека, нашей души, когда мы ощущаем радость от причастности к великой культуре, цивилизации нашей России, а с другой стороны, стараемся быть полезными нашему обществу, быть добрыми, гуманными, уважать других людей, вносить свою лепту (так в древности называлась маленькая монета) в упрочение мира и процветания.

Вместе с тем, мы знаем, что в истории нашей страны бывали тяжелые времена, когда наша Родина подвергалась нападениям извне, когда ее старались захватить и поработить, лишить ее уникальной культуры. Тогда люди разных профессий и общественного положения становились на защиту Родины, были готовы отдать свою жизнь, чтобы остальные граждане были свободны и счастливы. Такие примеры мы много раз встречаем в истории нашего Крымского полуострова. И очень часто мы видим такие примеры в деятельности людей, почитающихся нашей Русской Православной Церковью как святые.

Вопрос:

- Как Вы думаете, кто такие святые? В чем заключался их пример?

Святыми называют людей, которые явили высочайшие нравственные примеры, служа Богу и своему ближнему, служа Православной церкви и Родине, забывая при этом о себе самих и своих интересах. Кто-то из них был церковным иерархом – святителем, руководителем церковной жизни, кто-то благочестивым князем, воином, кто-то совмещал в своей деятельности несколько талантов – например, святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) был архиепископом, выдающимся мыслителем-богословом и гениальным хирургом, труды которого до сих пор изучают в высших медицинских учебных заведениях (см. слайд 2).

Одним из таких подвижников благочестия, явившим образец культуры патриотизма был архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800 – 1857) (см. слайд 3), которого современники уже при жизни называли «русским Златоустом».

Горячая любовь святителя Иннокентия к России и Крымской земле выразилась, в частности, в его удивительных словах, произнесенных 15 июля 1854 года при освящении места строительства севастопольского собора во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира (см. слайд 4). Это освящение происходило в суровых условиях начавшейся Крымской войны (1853-1856 гг.), и Преосвященный Иннокентий обратился к гражданам Севастополя: «…Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту, кому бы то ни было, значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира…».

Проникновенное архипастырское слово и пример личного мужества Святителя Иннокентия оставляли неизгладимый след в сердцах защитников южного форпоста нашей страны. В приказе Главнокомандующего Михаила Дмитриевича Горчакова от 28 июня 1855 года отмечалось, что «Его Высокопреосвященство Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический, сего месяца 26 числа совершил Литургию в осажденном городе, под громом неприятельских выстрелов, окропил святою водою воинских чинов, присланных из гарнизона и с батарей, благословил их и от себя привезенною с собою иконою Св. Митрофания…».

Вместе с тем, архиепископ Иннокентий приложил громадные усилия для восстановления многих храмов и монастырей Крыма, для организации изучения исторического прошлого нашего полуострова.

Пример святого князя Владимира, которого Церковь именует равным апостолам – ученикам Христа, то есть «равноапостольным» был приведен им во время Крымской войны отнюдь не случайно.

Ведь крещение князя в древнем Корсуне – Херсонесе в 988 году (см. слайд 5) повлекло за собой важнейшее духовное событие Крещения Руси, преобразившее древнерусское общество, приведшее к его культурному расцвету, единению различных восточнославянских племен на основе высоких ценностей и идеалов Христианства, основанных на человеколюбии, милосердии, жертвенности (то есть способностью человека пожертвовать своими интересами во имя других людей), а также высоком патриотизме. Князь Владимир прекрасно осознавал неразрывную историческую связь Крыма и Древней Руси. Он стал основателем Тмутараканского княжества, которое упоминалось в знаменитом «Слове о полку Игореве» и в значительной мере повторяло рубежи древнего Боспорского царства, располагаясь на территории Керченского и Таманского полуострова. Первым тмутараканским князем стал сын равноапостольного князя Владимира Мстислав Храбрый. Глубоко примечательно, что арабские географы X-XII веков именовали Черное море «Русским морем», а Керченский пролив – «устьем Русской реки».

ГЛАВА 2. Культура патриотизма в деятельности святителей Гурия (Карпова) и Луки (Войно-Ясенецкого)

Пример высочайшей культуры патриотизма оставил нам еще один выдающий деятель Русской Православной Церкви – архиепископ Таврический Гурий (Григорий Платонович Карпов) (1815 – 1882) (см. слайд 6). В одной из своих прекрасных проповедей Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь так говорит об этом человеке: «Время его служения Церкви Православной и Отечеству нашему приходится на переломное XIX столетие, и в это отнюдь не легкое время святитель засвидетельствовал непреходящую актуальность живительных евангельских глаголов. Подобно апостолам Христовым, архипастырь повсюду, где судил ему совершать свое служение Милосердный Владыка жизни нашей, нес мир и благую весть спасения. Саратов и Санкт-Петербург, Монголия и Пекин, Москва и Рим, Казань и Богохранимая Крымская земля, ставшая венцом служения святительского, помнят и хранят свет его добросердечия, милосердия, жертвенности, его Богомудрое слово, деятельное участие в судьбах вверенной ему самим Господом паствы».

Почти 20 лет он пробыл в тяжелых условиях, в далеком, очень неспокойном и необустроенном тогда Китае, где возглавлял Пекинскую духовную миссию. Святитель перевел Евангелие и ряд других библейских книг на китайский язык, вел широкую просветительскую работу.

Посол России в Китае граф Н.П. Игнатьев отмечал неоценимую помощь, оказанную святителем Гурием российской дипломатии, его громадный вклад в заключение Пекинского договора 1860 года, согласно которому в состав нашей страны мирным путем вошли территории на левом берегу Амура, Уссурийский и Приморский край с городом Владивостоком – главной базой Тихоокеанского флота России.

В Крыму этот церковный деятель стал для жителей полуострова образцом добросердечия и милосердия, просветителем и жертвователем, основавшим ряд учебных заведений. Важнейшее место среди них заняла Таврическая духовная семинария (см. слайд 7), в которой обучались и духовным, и светским наукам будущие служители Русской Православной Церкви. Многие из них сегодня также причислены к лику святых.

Примечательно, что в то время, когда святитель Гурий был главой Таврической епархии, здесь, в городе Керчи 26 апреля 1877 года родился еще один будущий светильник Православной церкви и пламенный патриот Отечества – архиепископ Лука, о котором мы уже упоминали в начале урока.

Уже в юности Валентин Феликсович ощутил в себе глубокую потребность «служить бедным и страждущим людям, всеми силами облегчать их страдания», потребность, определившую всю его дальнейшую жизнь. Когда его семья переехала в Киев, он блестяще окончил медицинский факультет Киевского университета и предпочел нелегкую профессию земского врача живописи, к которой имел удивительный дар. В начале 1920-х годов, когда Православная вера стала подвергаться гонениям и преследованиям, Валентин Феликсович принял монашеский постриг с именем святого апостола и евангелиста Луки, а затем стал епископом Ташкентским и Туркестанским. Он мужественно перенес три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок и даже в заключении продолжал врачевать души и тела страждущих. Добрую память о себе он оставил в Красноярске, Енисейске, Тюмени, Омске, Новосибирске, Туруханске, Архангельске и других городах.

Когда началась Великая Отечественная война епископ Лука, отправил телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину с просьбой разрешить ему оперировать раненых бойцов Красной Армии, а потом снова отправить его в ссылку в Красноярский край. Гениальному хирургу разрешили вернуться к своей профессии, и на его попечении оказалось 150 госпиталей в городе Тамбове. После войны святителя Луку в ссылку уже не отправляли, а, напротив, наградили Сталинской (Государственной) премией Первой степени, которую он пожертвовал детям-сиротам войны.

В 1946 году святитель Лука вернулся в Крым (см. слайд 8), будучи уже архиепископом Симферопольским и Крымским. На Крымской земле он возрождал храмы, вел бесплатный прием больных, читал лекции в Медицинском институте.

В назидание всем нам он оставил не только выдающиеся медицинские труды, среди которых особое место занимают «Очерки гнойной хирургии», но и многочисленные проповеди, переизданные Симферопольской и Крымской епархией и поражающие глубиной мысли. «Мне принесли букет цветов. – восклицает он на страницах трактата «Дух, душа и тело». – О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие кротко глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на вас свой чудный аромат. Ну разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты?»…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведение итогов урока

Итак, дорогие друзья, наше занятие подходит к завершению, мне бы хотелось спросить у Вас (итоговые вопросы):

- С какими важными понятиями мы познакомились?

- Что Вам запомнилось больше всего?

- На что Вы обратили внимание?

- С какими именами святых Русской Православной Церкви, которые жили и трудились в Крыму, мы сегодня познакомились?

- Что Вы можете рассказать после сегодняшнего урока своим братьям и сестрам, родителям, бабушкам и дедушкам?

- Какую роль играла и играет Русская Православная Церковь в воспитании культуры патриотизма?

Вы правильно запомнили, мы познакомились с важными понятиями ««культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», «святой», с примерами жизни святых, таких как святой равноапостольный великий князь Владимир, святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский.

Культура патриотизма – это то состояние личности человека, нашей души, когда мы ощущаем радость от причастности к великой культуре, цивилизации нашей России, а с другой стороны, стараемся быть полезными нашему обществу, быть добрыми, гуманными, уважать других людей, вносить свою лепту в упрочение мира и процветания.

Ценность – то, что важно, значимо в жизни всего человечества.

Жертвенность – это готовность и духовная способность человека отказаться от какого-либо блага для себя во имя другого человека и общества.

Подвиг – это духовное и физическое усилие над собой, которое влечет важные и позитивные культурные, социальные, политические и другие последствия в жизни церкви, общества и государства.

Святые – это люди, которые явили высочайшие нравственные примеры, служа Богу и своему ближнему, служа Православной церкви и Родине, забывая при этом о себе самих и своих интересах. Кто-то из них был церковным иерархом – святителем, руководителем церковной жизни, кто-то благочестивым князем, воином, кто-то совмещал в своей деятельности несколько талантов.

Все вы большие молодцы.

Спасибо за внимание. До новых встреч.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание…Автобиография / Свт. Лука. – УПЦ. Полтавская епархия. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2002.
  2. Барсуков И. Святитель Иннокентий по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – Псков: Союз писателей России. Псковское региональное отделение, 2007.
  3. Берестовская Д.С. Культурология / Д.С. Берестовская. – Симферополь, 2003.
  4. Гермоген, Епископ Псковский и Порховский, Бывший Таврический и Симферопольский. Таврическая епархия. – Псков, 1887.
  5. Герцен А.Г. и др. История Крыма. Инновационный учебно-методический комплекс «История». Сер. История России через историю регионов. Модуль / ГАУГН-ПРЕСС. – Москва, 2019.
  6. Ишин А.В. «Благодатная тишина и покой есть печать дел Божиих» (к духовному портрету святителя Луки / А.В. Ишин // Православие и медицина. – 2011. – № 2 (9). – С. 28-29.
  7. Ишин А.В. Светильник Православия. Жизнь и служение Архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова). – Симферополь, 2018.
  8. Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический: Жизнеописание. Проповеди. Акафист / Сост. протодиакон Василий Марущак. – Симферополь, 2008.
  9. Слова и Речи Высокопреосвященнаго Гурия Архиепископа Таврическаго. – Симферополь. – 1883.
  10. Слово правящего архиерея, Его Высокопреосвященства. Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского. Негаснущий светильник православной Тавриды [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

ПРИЛОЖЕНИЕ

(список иллюстраций)

Слайд № 1. Святой благоверный князь Ярослав Мудрый (икона). (Режим доступа: )

Слайд № 2. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский (фото). (Режим доступа: ;img_url=https%3A%2F%;text=Архиепископ%20Лука&lr=146&rpt=simage&noreask=1)

Слайд № 3. «Русский Златоуст», святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический (портрет). (Режим доступа: )

Слайд № 4. Собор Святого равноапостольного князя Владимира в г. Севастополе – усыпальница российских адмиралов (фото). (Режим доступа: )

Слайд № 5. Крещение святого князя Владимира в Корсуни (Херсонесе). (Миниатюра из Радзивилловской летописи). (Режим доступа: ;img_url=https%3A%2F%;text=Крещение%20князя%20Владимира%20в%20Корсуне%20миниатюра&rpt=simage&lr=146)

Слайд № 6. Макет памятника святителю Гурию (Карпову), архиепископу Таврическому. Скульптор – О.Г. Радзевич. (Режим доступа: )

Слайд № 7. Здание Таврической духовной семинарии. Современный вид. (фото из книги: Ишин А.В. Светильник Православия. Жизнь и служение Архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова). – Симферополь, 2018)

Слайд № 8. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский (икона). (Режим доступа: #1057;вятитель%20Лука%20икона&pos=4&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%;lr=146&rlt_url=https%3A%2F%;ogl_url=https%3A%2F%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание младших школьников на примере жития святых

Младшие школьники с удвольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакмятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию,...

Презентация "Роль русской православной церкви во время Великой Отечественной войны"

Данная презентация может быть использована при проведении классного  часа, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне....

Православная культура русского народа как обязательный элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания в общеобразовательной школе.

В основе модели духовно-нравственного воспитания учащихся представлена система работы педагога в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, построенному на при...

Занятие по внеурочной деятельности объединения по интересам «Православная культура». Тема: "СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ РУССКОЙ ЗЕМЛИ"

    В ходе занятия дети сами рассказывают о проделанной работе,  знакомятся с материалами, собранными учащимися. В центре занятия  – презентация, она отражает весь жизненный...

Рославльская епархия русской православной церкви 17 ноября 2017 г. УКАЗ № 069

Рославльская епархиярусской православной церкви17 ноября 2017 г.                                     ...