О молниях, змеях, собаках и прочем.
материал по обж на тему

Кулешова Елена Михайлова

О молниях, змеях, собаках и прочем. Методическая разработка учителя начальных классов Кулешовой Елены Михайловны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obzh_kuleshova_e_m_1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: О молниях, змеях, собаках и прочем. Методическая разработка учителя начальных классов Кулешовой Елены Михайловны.

Цели урока: Создавать условия для формирования УУД ( информационных)

Раскрытие способностей каждого ученика;  

Воспитывать стремление оценивать роль справочной литературы  в познании мира.

изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой, с животными.

Оборудование:

1.Презентация к уроку «Опасности в природе».

2. Детские энциклопедии.

3.Научно-популярные журналы «Юный натуралист», «Тошка».

4.Атлас-определитель «От земли до неба».

5. Пластмассовые предметы (ручки, линейки), кусочки бумаги.

6. Гербарии растений и грибов.

                                             Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выставка условных знаков.

Учитель выбирает  2-3   знака и просит его хозяина рассказать, что он обозначает. Ученики доказывают необходимость данного знака для безопасности человека.

- На перемене выберите самый точный и необычный знак.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы начинаем подготовку  к очень приятному и полезному мероприятию, которое произойдёт в летнее время. А чтобы догадаться, о чём пойдёт речь на уроке прочитаем слова.( Слова записаны в столбик, первые буквы говорят о ключевом слове).

Слайд №3

Палатка

Отдых

 Ходьба

 Обед

 Дождь

 Беседа:

- Кто догадался к какому мероприятию мы будем готовиться?

-Докажите, что это будет ПОХОД.

4.Введение в тему урока.

-Можем ли мы отправиться в путешествие без определённых знаний и навыков.

-Да, путешествие хоть и интересное, но достаточно опасное, ведь на нашем пути могут повстречаться разные неожиданности.

-Вы готовы!

5.Групповая работа. (10 минут)

1 этап.

План работы:

1. Прочитай предоставленный материал;

2.Подготовьте выступление по схеме:

1.Это интересно знать;

2.Признаки;

3.Правила;

4.Лечение.

3.Поделись знаниями со своими товарищами.

 В каждой группе есть по одному консультанту,  получившему индивидуальное домашнее задание. Он приносит приготовленную заранее необходимую литературу к уроку, материалы, наглядности.

А) ядовитые растения и грибы

Б) если укусила змея

В) молния и гром

 

  2 этап. 

Игра: «Собери рюкзак».

( Заполни рюкзак вещами, которые нужны будут в походе).

     - Рюкзак за плечами, настроение хорошее, мы вышли из школы,  и пошли навстречу заветной мечте. Птички поют, солнышко ласково светит. Солнце наш друг! А может быть и врагом! Если…(дети высказывают свои суждения об опасности летнего солнца).

Палящие солнечные лучи перегревают наш организм. Защищайте голову и шею от солнца, надевайте панамы, платочки, чтобы спастись от теплового удара, солнечного ожога.

Слайд №4

Признаки солнечного ожога:

 головная боль, температура, покраснение кожи, рвота.

Лечение :

положить больного в тень, на лоб положить холодный компресс.

- Мы долго шли по палящему солнцу, очень устали и вот долгожданный лес. Вот тут-то мы и отдохнём, пособираем грибов и ягод. Вот уж где и прохладно и безопасно! А так ли это?

6. Совместное открытие знаний.

3 этап.

Подготовленный консультант из первой группы рассказывает об опасности сбора грибов.

( Рассказы учеников сопровождаются иллюстрациями из атласа-определителя «От земли до неба» и муляжами грибов).

Первый ученик:

« Самый опасный из грибов - бледная поганка. Человека, отравившегося ею спасти невозможно. Причина не только в силе яда, но и в том, что первые признаки отравления- ухудшение зрения, головная боль, беспокойство, головокружение- проявляются только через 10-30 часов. За это время яд наносит организму огромный вред, и при любом лечении надежды на выздоровление очень мало. Съедобный гриб шампиньон очень похож на бледную поганку. Но у шампиньона пластинки розовые, а у поганки - чисто белые. Это самый главный признак отличия. Шляпка бледной поганки зеленоватая.

       Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб.(Помощники из группы показывают муляж желчного гриба и белого гриба, учащиеся сравнивают двойников).На срезе мякоть белого гриба – белая , шляпка белая или желтовато-коричневая. У желчного гриба шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовая. Этот гриб не ядовит, просто он очень горький».

Второй ученик:

« Двойники есть и у опят. Они ядовиты. У летнего опёнка пластинки на шляпке кремовые или коричневые, а у ложноопёнка серо- жёлтые или зеленоватые. Эти грибы часто растут рядом. В конце лета появляется осенний или настоящий опёнок. Ложноопёнок кирпично-красный. Мякоть у него желтоватая, с неприятным запахом. Помимо этих грибов есть и другие ядовитые грибы – мухомор пантерный, мухомор вонючий, мухомор красный, ложнодождевики».

 Игра: «Съедобный –несъедобный».

- А могут ли быть ядовитыми растения?

Ученик  второй группы знакомит с опасными растениями, сопровождаемые иллюстрациями  с.25 учебника .

       Белена – встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. При отравлении ею появляется головная боль, затрудняется дыхание, учащается  сердцебиение, появляется сильное психическое и нервное расстройство.

       Вороний глаз – опасное растение. У него единственная ягода чёрного цвета, похожая на глаз вороны. Это растение не любит солнца, от его лучей оно быстро погибает. Животные его не употребляют в пищу, а вот птицы склёвывают.

       Ландыш – растение с широкими листьями и нежно белыми цветочками-колокольчиками. Цвести начинает в 7 летнем возрасте. За свою жизнь цветёт всего 2-3 раза. Имеет круглые плоды-ягоды оранжево-красного цвета. Всё растение ядовито, но лекарства сделанные из него укрепляют и улучшают работу сердца.  

       Дурман – растёт на пустырях. Содержит едкое,  неприятное ядовитое вещество. Своими колючками могут поранить.

       Волчье лыко – растение с красивыми душистыми и красными ягодами. Плоды  этого растения смертельно ядовито. Потрогав или случайно прикоснувшись к нему обязательно вымой руки с мылом.  

 Все эти растения не употребляются в пищу даже животными.

- Какой мы можем сделать вывод,  узнав о ядовитых растениях и грибах?

( Дети высказывают своё мнение).

 Слайд №5

1. Никогда не бери в рот никаких плодов или других частей растений, если хоть немного сомневаешься в том, что они съедобны.

2. Никогда не собирай грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаешься.

7. Физкультминутка.

Этап 4

привал.

                                             

- А теперь у нас привал.

-А что такое привал ?

- В  толковом словаре С.И.Ожегова даётся толкование этого слова: «привал-место для отдыха».

(Физкультминутка здоровьесберегающего характера: массаж пальцев рук, ушных раковин, упражнения для глаз - профилактика нарушения зрения).

Этап 5.

Подготовленный ученик второй группы рассказывает о молнии и грозе.

- Пока мы отдыхали,  над лесом нависла чёрная туча. Загремел гром, сверкнула молния. Гром гремит так, что страшно становится. Молния и гром, вероятно, были первыми явлениями природы, которые пугали и завораживали первобытных людей. Когда они наблюдали зигзаги молний и слышали раскаты грома, они считали, что это гнев богов, один из способов наказания первобытного человека. Они думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний они боялись раскатов грома. Ещё бы: как загремит - даже земля дрожит. Кажется, вот-вот земля расколется!

- А как вы думаете, что опасней, гром или молния? Ответ на этот вопрос дадут учащиеся 3 группы.

Слайд №6.  «Виды молний».

« Молния – это огромная электрическая искра. Облако, содержащее несметное число капелек воды, может нести электрический заряд, противоположный заряду другого облака  или Земли. Когда электрическое напряжение между ними способно преодолеть толщу воздуха, происходит разряд молнии. Электрический разряд движется по пути наименьшего сопротивления. Вот почему молния часто зигзагообразна.

Проделаем опыт.

У вас на партах лежат пластмассовые предметы и кусочки бумаги. Потрём данными предметами волосы, а теперь коснёмся ими бумаги.

   -Что произошло с кусочками бумаги?

Если поднести наэлектризованные предметы к металлическому предмету, то «электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки. А теперь представим себе, какая сила заключена в самой искре, которую мы называем молнией. От её удара могут вспыхнуть деревья. Поэтому и треск от такой искры уже и не треск вовсе, а страшный грохот.

      Гром это эхо, звук летящей молнии. Он убить не может. Страшна только молния. Как же образуются  грозовые тучи? В жаркую погоду       вверх поднимается множество водяных паров. На высоте воздух намного холоднее, поэтому пар охлаждается и превращается в маленькие капельки. Капельки сливаются и образуют грозовую тучу. Капельки влаги вверху, из-за того, что там очень холодно, превращаются в льдинки, на которых продолжает накапливаться влага. Льдинки набирают вес и под тяжестью опускаются вниз. Льдинки и капельки воды трутся друг о друга. А потом между сильно наэлектризованными тучами и землёй проскакивает молния. Происходит разряд тучи.

- Кто из вас знает как нам вести себя во время грозы?

Слайд№7  « Помоги себе сам!»

1. Держись подальше от высоких предметов;

2.Почувствовав щекотание кожи или поднятие волос вверх, немедленно падай на землю;

3. Если спрятаться нельзя от высоких предметов - убери ноги с земли и сядь обязательно на что-то сухое;

4. Если ты в реке - быстрее плыви к берегу, в воде оставаться опасно;

5.Находясь в доме - отключи электричество, закрой окна и двери;

6.Передвигаться в транспорте тоже опасно, остановись и пережди грозу.

Слайд №8. Разнообразие змей.

                                                   Загадка о змее.

                                          Длинный шланг в лесу нашли

                                          Еле ноги унесли!

- При слове «змея» у людей возникает чувство антипатии. Даже звери при встрече со змеями ведут себя возбуждённо. Копытные животные стараются затоптать её, не дать себя укусить, а обезьяны оповещают возбуждённым криком лесных жителей. Человек всегда испытывал страх и отвращение к змеям. Их наружность, способ передвижения и тот факт, что люди умирали после укусов змей, и стали причиной этого ужаса.

Существует более 2000 видов змей. Их можно обнаружить практически во всех частях земного шара. Около 600 видов змей ядовиты. Нападают змеи не сразу. Сначала стараются напугать. Если же вы нечаянно наступили на змею, она ужалит без предупреждения. Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места и привычки. Змеи любят греться на солнышке возле своих нор. Это могут быть старые пни, гнилой ствол старого дерева, но и дома будь осторожен – змеи любят прятаться в поленнице с дровами. Эти животные плохо видят и слышат, но зато очень хорошо воспринимают сотрясение почвы и запахи, чувствуют тепло даже на расстоянии.

( Выступление ученика 3 группы)

Слайд№9  Если укусила змея.

При змеином укусе яд быстро распространяется по организму, если не оказать первую помощь.

Признаки отравления:

1. Место укуса сильно отекает.

2. Рвота, головокружение, бледность, разная частота пульса, падение  артериального давления начинают проявляться в первые  30 минут. Пострадавший испытывает шоковое состояние.

Первая помощь:

1.Полный покой.

2.Дезинфекция ранки йодом или спиртом.

3. Отсасывать яд, регулярно сплёвывая его. Яд не глотать!

4. Дать тёплое питьё. Доставить в лечебное учреждение.

Этап 6.

- Вот и пролетел наш выходной день, как хорошо и здорово было нам в походе! Теперь то нам ничего не угрожает. Мы в полной безопасности!

- Но так ли это на самом деле? Что может угрожать нам доме?

Открыли учебник на с.26, нашли абзац со слов… « человек может…», прочитайте его и ответьте на поставленный вопрос.

8. Проверка знаний.

Слайд №10

Как ты думаешь? (Тест).

Вы возвращаетесь из школы, вдруг на вас направляется с лаем собака, у вас в руках школьный рюкзак. Выбери из предлагаемых вариантов правильные ответы.

1.Сохранять спокойствие;

2. Закричать, отгоняя её рюкзаком;

3.Замахнуться рюкзаком и отогнать собаку4

4. Подразнить собаку;

5. Громко позвать хозяина;

6.Сохранять спокойствие;

7.Если собака приготовилась к прыжку, закрыть горло и лицо согнутой в локте рукой;

8. При укусе промыть рану, обратиться к врачу;

9. Упасть на землю;

10. Убежать от неё.

- Собака никогда не нападает первой. Часто бывает так, что виноватым становится сам человек, потому что неправильно себя ведёт.

После общение с собакой или кошкой мой - руки, иначе можно заразиться различными кишечными заболеваниями. Паразитические черви вредны для человека. Если кошка или собака всё таки укусили тебя, обратись к врачу. Есть болезни, одинаково опасны для человека и животных – бешенство. Животные становятся капризными, сторонятся людей, прячутся в тёмных местах, а иногда  вдруг нападают на других животных и людей.

 9.Итог урока.

- Кому было трудно на уроке?

- А кто чувствовал поддержку товарищей и справлялся с заданиями?

 - Кто из ребят больше всех помог в открытии новых знаний?

- Как работал ты? Оцените свою работу в тетради.

10.Домашнее задание.

- Как уберечь себя от укуса осы и пчелы?

Муниципальное образовательное учреждение

Калиновская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по теме:

О молниях, змеях, собаках и прочем.

 

                                                                                               Разработала КУЛЕШОВА Е.М.

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                               МОУ Калиновская СОШ

                                                 2011год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем..."

Презентация по окружающему миру в 3 классе "О молниях, змеях, собаках и прочем...", УМК "Школа России"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 3 классе по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем…»

Данный урок знакомит учащихся с правилами безопасного поведения в природе. Развивает  логическое  мышление,  воображение,  умение  рассуждать.Воспитывает чувство бережно...

О молниях, змеях, собаках и прочем

Урок по курсу "Окружающиий мир" проводится в виде конференции. На этом уроке предусмотрены различные виды деятельности: сообщения по заданной теме, работа с учебником, работа в группах, игра...

Презентация по Окружающему миру "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация по Окружающему миру в 3 классе на тему "О молниях, змеях, собаках и прочем..."...

"О молниях, змеях, собаках и прочем"

Интегрированный урок в 3 классе (окружающий мир + ОБЖ). В предлагаемом конспекте интегрированного урока ОБЖ и окружающего мира используются активные методы обучения: работа в группах, защита рефератов...

презентация по окружающему миру "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация по окружающему миру в 3 класе (УМК "Школа России")...

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем"

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем"....