Огонь – друг и враг человека
план-конспект урока по обж (2 класс) по теме

 

 

 Конспект  урока  по  противопожарной  безопасности для  обучающихся 1-4 классов малокомплектной  школы   «Огонь – друг  и  враг  человека».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по  противопожарной  безопасности для  обучающихся 1-4 классов малокомплектной  школы   «Огонь – друг  и  враг  человека».

           Разработала  и  провела Гордеева  Светлана  Павловна.  Солымская  начальная  школа- детский  сад». 01.09.2013г.

Цель:   Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

Задачи:     Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

                    Развивать память, сообразительность, находчивость.

               Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Ход  урока.

І. Орг. момент.

1.Психологический  настрой «Всё в твоих  руках».

Послушайте,  ребята,  притчу.

-Жил-был мудрец,  который  всё знал. Один  человек  захотел  доказать, что  мудрец  знает  не  всё. Зажав  в  руках  бабочку,  он  спросил: «Скажи,  мудрец, какая  бабочка  в  моих  руках:  мёртвая  или  живая?»  А  сам  думает: «Скажет  живая – я  её  умертвлю,  скажет  мёртвая – выпущу». Мудрец,  подумав, ответил: «Всё  в  твоих  руках».

       В наших  руках  наше  здоровье, наша  безопасность.  Вот  сегодня  мы  об  этом  поговорим.

2. Вхождение  в тему. Метод «Ассоциации».

    - Какие  ассоциации  возникают у  вас,  когда  слышите  слово  безопасность?

    Б - …   Е - …   З -  … О – …   П -  …  А - …  С - …   Н - …  О - …   С- …Т - …ь

- А  что  такое  безопасность?  Какие  вы  знаете  выражения,  связанные  со  словом  безопасность? (пожарная  безопасность)

Сегодня  я  предлагаю  поговорить  о  причинах  пожара, о  том,  что  надо  делать,  если  пожар  всё таки  произошёл.

ІІ. Работа  по  теме.

  1.Разминка.

- Для  начала  произведём  разминку. Я  буду  задавать вопросы,  а  вы, если  согласны,  должны  хором  отвечать: «Это – я,  это  - я, это – все  мои  друзья»,  если  не  согласны,  молчите.

Кто  задорный  и  весёлый,                                         Кто  поджёг  траву  у  дома

Верность  правилам  храня,                                        Подпалил  ненужный  сор,

Бережёт  родную  школу  от  огня?                           А  сгорел  гараж  знакомых

(Это – я,  это – я,  это – все мои  друзья)                   И  строительный  забор? (молчат)

Кто  соседской  детворе                                              Кто  украдкой  в  уголке

Объясняет  во  дворе,                                                  Жёг  свечу  на  чердаке?

Что  игра  с  огнём  недаром                                        Загорелся  старый  стол,

Завершается  пожаром?                                                Еле  сам  живой  ушёл.

(Это – я…..)                                                                   (молчат)

Кто пожарным  помогает,  правила  не  нарушает,

Кто  пример  для всех  ребят?          (Это – я,  это – я …..)

- Я  вижу, что  вы  знаете, что  с  огнём  шутить  опасно.

2. Рассказ «О  пользе  и о  вреде  огня».

Миллионы  лет  назад люди  научились  добывать  огонь. Он  играл  важную  роль –

- согревал в  холод,

- помогал добывать и готовить  пищу,

- защищал  от  диких  зверей.

Первобытный  человек  сначала  научился сохранять  огонь, потом  добывать  его  и  управлять  им. Без  огня  люди  не  только  бы  не  выжили,  но  и  не  стали  бы  людьми.

Однако  огонь  часто  становился  врагом,  разрушал  всё  на  своём  пути. Это  происходило  тогда,  когда  огонь  вырывался  из  под  контроля  человека.

Началом  организованной  борьбы  с  пожарами  были  первые  государственные  указы. Они  появились  в  15 веке  во  времена  царствования  Василия  Тёмного. Это  были  указы  о  том, как  обращаться  с огнём и  при  каких  условиях  им  пользоваться: не  топить  летом  изб,  бань  топить  редко,  не  держать  дома  огня. Нарушение  указов  каралось  смертной  казнью. А  сейчас  прервём  наш  рассказ  о  пользе  и  вреде  огня. Предлагаю  провести  игру.

3. Игра «Доскажи  словечко»

Где  с  огнём  беспечны  люди,  там  взовьётся  в  небо  шар,

Там  всегда  грозить  нам  будет  злой  ….. (пожар)

Раз, два,  три,  четыре – у  кого  пожар  ….(в квартире)

Дым  столбом  поднялся  вдруг. Кто  не  выключил  … (утюг)?

Стол  и  шкаф  сгорели  разом. Кто  сушил  бельё  над  ….(газом)?

Столб  огня  чердак  объял. Кто  там  спички ….(зажигал)?

Побежал  огонь  во  двор. Это  кто  там  жёг  … (костёр)?

Пламя  прыгнуло  в  листву. Кто  у  дома  жёг …(траву)?

Кто  бросал  в  огонь  при  этом  незнакомые  …(предметы)?

Помни  каждый  гражданин  этом  номер …(01)

Дым  увидел  -  не  зевай  и  пожарных  …(вызывай).

4.Рассказ «Причины  пожара»

 Причин возникновения пожаров множество. Часто  ребята  разжигают  костры  вблизи  строений,  поджигают  банки  с  мусором, старую траву,  тополиный  пух,  играют  со  спичками.

Кроме  того, бывает,  когда  ребята,  решив  побаловаться,  набирают  номер  пожарной  охраны  и  дают  диспетчеру  ложные  сведения  о  пожаре. Такие «озорники»  не  задумываются  над тем,  что  в  это  самое  время  по – настоящему  нужна  помощь  пожарных  в  другом  месте.

Сегодня  во  всё  мире  пожары  уносят  тысячи  жизней,  уничтожают  ценности, которые  исчисляются  миллиардами  рублей.

  5. Викторина «Самый  эрудированный»

- По  какому  номеру  нужно  сообщить  о  пожаре? (01)

- Можно  ли  бить  стёкла  в комнате  во  время  пожара? (Нельзя, через  разбитые  стёкла  в  помещение  будет  поступать  воздух,  что  способствует  ускорению горения)

- Если  в  квартире  произошла  утечка  газа, можно  ли   включить свет? (Нельзя,  может  произойти  взрыв  газа, если  при  включении  будет  высечена  искра)

- В  какую сторону  должны  открываться  двери? (В  сторону  улицы, чтобы  не  произошла  давка при  большом  скоплении людей)

- Почему  нельзя  бросать  в  огонь незнакомые  предметы и аэрозольные  упаковки? (Аэрозольные  упаковки  взрывоопасны. Можно  получить  травму)

- Как потушить  горящую  на человеке  одежду?(Остановиться,  упасть  и  катиться, сбивая  пламя)

- Можно  ли  тушить  водой  горящую  проволоку? (Нельзя, вода – проводник  электрического  тока. Это  опасно  для  жизни).

Где можно  спрятаться  от дыма? (Закрыть рот  и  нос мокрой  тканью. Когда  в  доме  есть  дым – держитесь ближе  к  полу, там  всегда  есть  воздух).

Можно  ли  тушить  пожар  огнём? (Можно,  встречным  огнём  тушат  лесные  пожары)

- Объясните  значение  слов пожарный, пожарник. (Пожарный  - тот кто тушит, пожарник – погорелец).

6. Просмотр  презентаций.

ІІІ. Итог  урока.

Ребята, всегда  помните, что  пожар  легче  предупредить, чем потушить,  маленькая  спичка может  обернуться  большой  бедой.

Чтобы  избежать пожара, необходимо  хорошо  знать   и строго  соблюдать  правила  пожарной  безопасности. Но  если  пожар  произошёл, надо  чётко  знать,  как  себя  вести.

Постарайтесь,  чтобы  огонь  всегда  был  вашим  другом и  никогда  не  стал  врагом.

Берегите  от  огня  свою  жизнь,  жизнь  других  людей,  дом, в котором  вы  живёте,  и  школу, в  которой  вы  учитесь!

Список использованной литературы:

1. Что нужно знать о пожаре, или три «П» на «пятерку» - Волкова П.С.под редакцией Чернова В.Н. Учебное пособие для начальных классов 2005

2. Основы пожаробезопасного поведения - Метод. рекоменд.  для педаг., Вологда 2002 г.

3. Сценарии проведения детских утренников, агитбригад на противопожарную тематику - МГО ВДПО, 2002 г.

4. Азбука пожарной безопасности - УГПС ГУВД МО, Учебное пособие, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

Огонь-друг, огонь-враг!

Конспект урока с примененим игровых технологий...

Занятие-практикум "Огонь-друг, огонь- враг"

причины возникновения пожара в жилище, правила поведения при пожаре....

Огонь – друг, огонь – враг.

внеклассоное мероприятие для учеников 2-х классов...

Классный час "Огонь-мой друг, огонь-мой враг!"

Классный час по противопожарной безопасности "Огонь- мой друг, огонь - мой враг!"...