рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье"
рабочая программа по обж (2 класс) на тему

Афанасьева Наталья Николаевна

рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная   школа № 1

 п. Загорянский Щелковского муниципального района

Московской области

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________О.Л. Смирнова

28августа 2015г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Уроки доктора Здоровье и безопасной жизнедеятельности»

2класс

(классы)

Составитель:

Афанасьева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Щелково

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности-курс «Уроки  доктора Здоровье и безопасной жизнедеятельности» для обучающихся 2 класса 2014-2015составлена на основе:

  • ФГОС НОО
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№1пос.Загорянский

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки  доктора Здоровье» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, культуры и основ безопасного поведения, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа «Уроки  доктора Здоровье» совмещается с программами по физической культуре и тематикой курса основ безопасности жизнедеятельности и пдд

В данной программе систематически рассматриваются правила дорожного движения (ПДД) Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки  доктора Здоровье и безопасной жизнедеятельности» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья , основ безопасного поведения и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья , соблюдения правил безопасного поведения ,как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Цель данного курса:обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопаснойжизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни; добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения и ПДД

 Особенности программы

Данная  программа строится на принципах:

Научности: в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения;

опыты;

игра

Изучение программного материала проходит на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов;

постановка драматических сценок, спектаклей;

прослушивание песен и стихов;

разучивание и исполнение песен;

организация подвижных игр;

проведение опытов;

выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана 1 классе на 33 часа.(1 час в неделю)

Содержание программы

Тема 1. Причины болезни. (1час)

Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.

Тема 2. Признаки болезни. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

Тема 3. Как здоровье? (1час)

Игра - соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».

Тема 4. Как организм помогает себе. (1час)

Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

Тема 5. Здоровый образ жизни. (1час)

Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.

Тема 6. Какие врачи нас лечат. (1час)

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.

 Тема 7. Инфекционные болезни. (1час)

 Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

Тема 8. Прививки от болезней. (1час)

Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

Тема 9. Какие лекарства мы выбираем. (1час)

Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.

Тема 10.  Домашняя аптечка. (1час)

Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!

Тема 11. Отравление лекарствами. (1час)

Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.

Тема 12. Пищевые отравления. (1час)

Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.

Тема 13. Если солнечно и жарко. (1час)

Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

Тема 14.  Если на улице дождь и гроза. (1час)

Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

Тема 15. Опасность в нашем доме. (1час) 

Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Тема 16. Как вести себя на улице. (1час)

Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.

Тема 17. Вода – наш друг. (1час)

Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.

Тема 18. Как уберечься от мороза. (1час)

Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

Тема 19. Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)

Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час)

Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Тема 21. Травмы. (1час)

Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

Тема 22. Укусы насекомых. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова  «Вдруг какой  – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.

Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).

Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

Тема 24. Отравление ядовитыми веществами. (1час)

Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.

Тема 25. Отравление угарным газом. (1час)

Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом.  Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

Тема 26. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)

Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. (1час)

Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.

Тема 28. Переломы. (1час)

Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.

Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.

Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

Тема 31. Укусы змей. (1час)

Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.

Тема 32. Расти здоровым. (1час)

Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.

Тема 33. Воспитай себя. (1час)

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.

Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час) 

Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

Требования к планируемым результатам

В результате усвоения программы  учащиеся научатся:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье.

Учащиеся узнают:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

        

Календарно-тематический план

2 класс (34часа)

п/п

дата

Наименование разделов, модулей, тем

Всего

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки (и/или коррекция)

1

02.09

Причина болезни

Дорога в школу

1

Повторение мудрых слов.

2

09.09

Признаки болезни

1

Игра – соревнование «Кто больше знает?».

3

16.09

Как здоровье?

1

Тест «Твоё здоровье»

4

23.09

Как организм помогает себе сам

1

Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

5

30.09

Здоровый образ жизни.Правила велосипедиста

1

Игра «Вставь словечко».

6

07.10

Какие врачи нас лечат.Причины ДТП

1

Беседа по теме.

7

14.10

Инфекционные болезни

1

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

8

21.10

Прививки от болезней

1

Игра «Полезно – вредно».

9

28.10

Какие лекарства мы выбираем

1

Оздоровительная минутка

10

11.11

Домашняя аптека.Стань заметен на дороге.Засветись.

1

Игра «Светофор здоровья».

11

18.11

Отравление лекарствами

1

Практическая работа.

12

25.11

Пищевые отравления

1

Первая помощь при отравлениях.

13

02.12

Если солнечно и жарко

1

Практическая работа «Помоги себе сам!»

14

09.12

Если на улице дождь и гроза

1

Правила поведения при грозе.

15

16.12

Опасность в нашем доме

1

Правила безопасного поведения в доме.

16

23.12

Как вести себя на улице.ПДД

1

Правило перехода улицы в местах, где нет светофора.

17

13.01

Вода - наш друг

1

Правила поведения на воде.

18

20.01

Как уберечься от мороза

1

Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

19

27.01

Чтобы огонь не причинил вреда

1

Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

20

03.02

Чем опасен электрический ток

1

Повторение правил поведения при пожаре в доме.

21

10.02

Травмы

1

Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах

22

17.02

Укусы насекомых

1

Признаки аллергии.

23

24.02

Что мы знаем про собак и кошек

1

Составление правил «Это интересно!»

24

02.02

Отравление ядовитыми веществами

1

Признаки отравления ядовитыми веществами.

25

09.02

Отравление угарным газом

1

Игра «Вставь пропущенные слова».

26

16.03

Как помочь себе при тепловом ударе

1

Признаки теплового удара.

27

06.04

Растяжение связок и вывих костей

1

Практическая работа в группах.

28

13.04

Переломы

1

Виды переломов.

29

20.04

Если ты ушибся или порезался

1

Практическая работа в парах.

30

27.04

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

Отгадывание кроссворда «Органы».

31

04.05

Укус змеи

1

Первая помощь при укусе змеи.

32

11.05

Расти здоровым

1

Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века.

33

18.05

Воспитай себя

1

Тест «Оцени себя сам».

34

25.05

Я выбираю движение

1

Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

Учебно- методическое обеспечение

Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002

Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.

Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь - М.,1997

Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1999.

Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися. Мн.: «Тесей», 1998.

СОГЛАСОВАНО                                                               СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМO   № 1                                     Заместитель директора по УВР          

учителей начальных классов                                            __________(Шабунина О.Г.)

от 28.08.2015 г                                                                        «28»  _____________2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета Здоровье"

Рабочая программа по внеурочной деятельности,направленная на  формирование знаний умений и навыков здорового образа жизни, у детей младшего школьного возраста - "Планета здоровья"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья» 2-а класс...

Рабочая программа по внеурочному курсу "Мое здоровье" 1 класс.

Внеурочная деятельность по ФГОС. 1 класс. Пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"...