Программа по сохранению и укреплению здоровья «Школа здоровья»
материал по обж (1, 2 класс) на тему

Лебедева Лариса Евгеньевна

В данной программе представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_zdorovya.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

   

       

Утверждаю

Приказ №___

от «__» ______201_г.

С.А.Дюг

Согласовано

Педагог-организатор

_Рыбакова Л В

Принята на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 201_г.

Рассмотрено на МО учителей

Протокол №  1

от «__»  __ 201_ г.

Руководитель МО

 Программа по сохранению и укреплению здоровья

«Школа здоровья»

                                                                                                                                                                        Программу составила

                                                                учитель первой категории

                                                                Лебедева Л. Е.

     

             Пояснительная записка    

В Центре образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начинается  с подготовительного (пропедевтического) класса начальной школы и продолжается на протяжении всего процесса  обучения до выпуска из образовательного учреждения.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей и,  соответственно, с увеличением роста числа детей с ОВЗ. Причиной такого положения является и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки,  а так же неумение детей заботиться о своем здоровье, неумение беречь его, незнание факторов риска, незнание ими элементарных принципов здоровой жизни. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в подростковой среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Профилактику этого необходимо начинать уже в начальной школе.

Профилактики асоциальных явлений  в коррекционной школе уделяется особое внимание. Воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни – одно из основных направлений работы. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Малыши наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

Я,  учитель начальных классов в Центре образования и развития «Особый ребенок», ставлю для себя задачу: формирование здорового образа жизни, сохранение и, по возможности, укрепление здоровья обучающихся.

Программа по сохранению и укреплению здоровья «Школа здоровья» помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни  у обучающихся  необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой. Программа  по сохранению и укреплению здоровья «Школа здоровья»  рассчитан два учебных года.

Программу составляют несколько обширных тем, которые постепенно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере бучения:

- физическое и психическое здоровье;

  • здоровый образ жизни;
  • культура безопасной жизнедеятельности;
  • полезное, рациональное питание;
  • профилактика вредных привычек.

Цель программы:

-создать условия для формирования у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему,

-развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации и адаптации, а помощь в определении принципов безопасной жизнедеятельнгости

Задачи:

  • профилактика  заболеваний, укрепление здоровья, поддержание работоспособности обучающихся
  • повышение двигательной активности;
  • формирование навыков личной гигиены, как жизненной необходимости;
  • организация мониторинга здоровья и физического развития;
  • признание ответственности за психическое и физическое состояние обучающихся их родителей.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика состояния здоровья обучающихся, снижение заболеваемости;
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • валеологическая просвещенность воспитанников;
  • увеличение количества обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Средства достижения цели:

  • Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
  • Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, , сообщение доктора Айболита,  комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.

Систематически  проводится  диагностика в начале учебного года с целью:

  1. Определение индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся.

В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:

  1. Определения динамики роста и развития всех показателей.
  2. Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.
  3. Изучения влияния на воспитанников факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.
  4. Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
  5. На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.
  6. Содержание программы по зсохранению и укреплению здоровья
  7. «Школа здоровья»: 1 год

Разделы программы

Кол-во часов

1.

Самосознание и саморегуляция

10

2.

Личная безопасность и профилактика травматизмя

3

3.

Организм человека и охрана его здоровья

15

4.

Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья

5

5.

Встреча с мед. работником

1

Раздел 1. Самопознание и саморегуляция – 10 ч.

1. Я не похож на других.

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.

Практическая работа: начало оформления портфолио.

2. Моя семья.

Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.

Практическая работа:

  • Диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”.

3. Я как член коллектива.

Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

Практическая работа:

  • Тест «Школа зверей»,
  • Тест «Я в классе»
  • Диагностика межличностных отношений

4. Путешествие в “Страну Здоровья”.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.

5. Мои эмоции, чувства и здоровье.

Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

Практическая работа: Организация шумового оркестра

6. Режим дня.

Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для обучающихся  о – 1 класса.

Практическая работа: Составление режима дня.

  • Тест «Правильно ли я веду себя за столом»
  • Фотовыставка «Мы в школьной столовой»

7. Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности воспитанника: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток.  Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.

8. Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время занятий. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

Практическая работа:  Уход за комнатными растениями

9. Отдых для здоровья.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Практическая работа: памятка «Мои  каникулы»

Физминутки для глаз

10. Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде»

Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма – 3 ч.

Я и опасность.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Практическая работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей»

Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья – 15 ч.

С чего все началось.

Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.

Удивительные превращения.

Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части тела и их назначение. Первая помощь приушибах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.

Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.

Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.

Практическая работа:

  • Оформление раскладушки «Здоровый образ жизни».
  • Оформление слайд - фильма «Всё начинается со школьного звонка»
  • Подготовка выставки фотографий: “Моя семья”, “Наши мамы”, “Наши папы”.
  • Освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
  • Подготовка и проведение праздника «Мама, папа, я – дружная семья»”,

Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья –3 ч.

Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей.

Практическая работа:

  • Работа над проектом «Я и здоровье»
  • Оформление рабочих тетрадей

Разделы программы

Кол-во часв

1.

Гигиена школьника

3 часа.

2.

Основы безопасности жизнедеятельности

15 часов.

3.

Разговор о правильном питании

4 часа

4.

Экология

6 часов.

5.

Этикет

5часов

6.

Встреча с мед. работником

1 час

Содержание программы   2 год

Первое полугодие

Сентябрь

Организация дежурства по классу.

Налаживание работы кружков и секций.

Включение в рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья  детей.

Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.

Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время  (систематически).

ПДД. Безопасный путь в школу.

Экскурсии «Путешествие в природу» Оформление фотовыставки.

Октябрь

Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.

Подготовка классов к зиме.

Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни:

« Ядовитые растения, грибы»  Викторина: «Знаешь ли ты растения»

Физкультминутки (ежедневно).

Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ

Экскурсия в музей пожарной охраны «Причины пожаров» Выпуск листовок.

Ноябрь

Спортивный праздник к Дню матери  «Мама и я - друзья»

Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме: «Здоровый образ жизни». Занятие – «Помоги себе сам»

Физкультминутки и динамические паузы (систематически)

Классный час: «Как сохранить здоровье» Практикум «Чувства и поступки»

Что такое эмоции – беседа

Классный час: «Наше здоровье».  Игра «Что? Зачем? Как?

Беседа мед. работника «Зачем нужны прививки»

Декабрь

Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.

Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.

Классный час «Нехорошие слова. Недобрые шутки».

Вежливое общение – игра

Умеем ли мы разговаривать по телефону – беседа

Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).

Витаминизация питания воспитанников.  Фотовыставка «Мы в столовой»

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ

Рассказ о своей семье «Здоровая пища для всей семьи»

Классный час: «Как следует питаться»

Январь

Открытый воспитательный час по ОБЖ ««Прививки от болезней». Инфекционные болезни - беседа

Игра «Полезно - вредно»

Физкультминутки и динамические паузы.

Витаминизация питания обучающихся. Защита проекта «Загадка витаминов»

Классный час: «Как сделать сон полезным»

Сон-лучшее лекарство-беседа

Вместе на лыжах.

Февраль

День защитника Отечества. Вперёд, мальчишки!

Физкультминутки и динамические паузы.

Классный час: «Домашняя аптечка»

Урок творчества «Как здоровье?»

Игра «Светофор Здоровья»

Март

Физкультминутки и динамические паузы.

Соревнования для девочек, посвящённые 8 марта.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Как закаляться. Обтирание и обливание-беседа

Ролевые игры «Уроки здоровья»

Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ

Взятие снежного городка. (Масленица)

Классный час: «Дружба»  Что такое дружба - беседа

Конкурс сочинений на тему: «Кто может считаться настоящим другом»

Апрель

Всемирный день  здоровья.

Классный час: «Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья».

День здоровья.

Динамические паузы, физкультминутки.

Беседа «Что нужно для того, чтобы природа не приносила вреда вашему здоровью»

Классный час: «Злой волшебник – алкоголь» Алкоголь-ошибка (беседа)

Презентация «Злой волшебник Алкоголь»

Май

Подготовительная работа к организации занятости обучающихся в летний период.

Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.

Сдача весенних нормативов.

Спортивный праздник

Проведение экскурсий в природу. Ядовитые змеи и насекомые.  .

Инструктаж  на каникулы по ПДД и ППБ

Классный час. Общие правила купания в открытых водоёмах.

Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни»

Конкурс на лучшую тетрадь «Я хочу вырасти здоровым»

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Предметно-информационная составляющая программы :

-представление о культуре здоровья и путях ее развития;

-знание уровня своей физической подготовки и повышение его с помощью самостоятельных физкультурных  занятий;
- представление о строении отела человека , функциях частей тела и гигиенических требованиях;
-знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
-знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;

-знание приемов самоконтроля.
Деятельностно - коммуникативная составляющая программы: 
-овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими спортивными играми, участие в подвижных спортивных играх;
-освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
-освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальчиковую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;

-умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;

-соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.

Ценностно-ориентационная составляющая программы:

-освоение основ культуры физического здоровья;

-овладение основами самоорганизации здорового образа жизни

-становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
-понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу организма;

-развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.                                     

 Литература:

  1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
  3.  Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
  4.  Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  5. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
  6. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
  7. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
  8. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 
  9. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  10. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
  11. .Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.
  12. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  13. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002
  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
  15. Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
  16. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольная комплексная программа физкультурно-оздоровительного образования «Укрепление и сохранение здоровья школьников»

Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкуль...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...