Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Диалог как  приоритетный принцип  образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_kak_metod_i_soderzhanie_obrazovaniya..doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог как метод и содержание образования.

Полноценное педагогическое общение - это основа гуманизации школы, где первостепенное значение приобретает партнерство в отношениях учитель - ученик. Обучение невозможно вне общения. Только благодаря полноценному равноправному общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Через общение происходит становление личности. В такой системе учитель обязан более активно использовать силу своего учительского слова. Диалог между учителем и учеником приобретает человечность, и особенно подчеркивается самоценность самого ученика.

       Специфика учебного диалога связана с особенностью диалога в целом. Но если в живой разговорной речи диалог – это форма общения людей, то учебный диалог – это еще и метод обучения, который имеет свою структуру, динамку и композицию. Структуру любого диалога составляют вербальные реакции участников диалога на предмет диалога, реплики. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель - ученик и ученик  - ученик. Долгий диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто. Даже если это и происходит, то с ориентацией на весь класс в целом. Если в бытовом диалоге могут участвовать, то в школьном диалоге участвует учитель и 20-30 учеников. Поэтому учитель не может рассчитывать услышать реплику-реакцию на свое высказывание от всех тридцати человек одновременно, но она все-таки «слышима» опытным учителем-диалогистом от каждого ученика, так как в данном случае реплика-реакция может быть выражена невербальными средствами (мимикой, жестами) и представлена внутренней речью.
        Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
• ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
• учебный диалог строго ограничен по времени;
• если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
• речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов.
        В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к истине, с другой стороны, суть коммуникация по поводу соцкокультурных ценностей, идеалов и норм между всеми участниками образовательного процесса. Именно диалог, как особый уровень коммуникативного процесса, отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний.
        Используя диалог как метод обучения, учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует его результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников в ходе урока появляется возможность реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя.
        Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку, а в современной науке определена разница между диалогом учебным и бытовым, учебным и художественным, учебным и чисто научным. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.
        Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, он еще и полигон для упражнения речевой способности учащихся и условие усвоения ими законов человеческого общения. Усваивая знания, вырабатывая навыки и умения в определенной научной области, ученик одновременно усваивает правила речевого поведения и, в частности, правила диалога. К этим правилам относится способность ясно излагать свои мысли (строить полные и четкие высказывания, приводить в соответствие вербальные и невербальные средства), понимать партнера (слушать его, улавливать не только непосредственное значение его фраз, но и их смысл), добиваться адекватного понимания партнером смысла высказывания.
        Диалогическая форма общения:
• открытость к изменению своего мнения;
• признание множественности истин;
• личностная подключённость к информации;
• стремление к сотрудничеству;
• межличностный характер взаимодействия;
• позиция «наравне»;
• демократичный стиль общения.
• творчество; поиск нового;
• признание незавершенности;
• эмпатия;
• адекватная самооценка;
• стремление к самосовершенствованию;
• слушание (понимание);
• словесные воздействия: просьба, ободрение, удивление, объяснение.
       Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения указанных обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых, в зависимости от конкретной цели данного фрагмента обучения, может быть сообщение информации, постановка задач, выдвижение требований, диагностика понимания учащимися задачи, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнение, коррекция деятельности учащихся, оказание им помощи, оценка достигнутых результатов и пр.
       В учебном диалоге позиции партнеров жестко регламентированы; учитель учит, наставляет, воспитывает, учащийся учится, повинуется, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным обтазом. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении – это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог, постепенно вместе с детьми выработать правила ведения диалога:

• Правила корректного ведения диалога.
• Предотвращение «словесной драки».
• Логичность и доказательность речи.
• Этикетные фразы для ведения диалога.
• Конструктивное завершение диалога независимо от того, пришли ли разговаривающие к единому мнению.
• Мимика, жестикуляция.
• Внимательность к говорящему, выслушивание его мнения до конца.
• Активная работа на уроке каждого участника.
• Доверие друг к другу.
• Недопустимость насмешек и оскорбительных комментариев.
• Право каждого на свое мнение.

      Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях.
      Наиболее распространенными в классе являются разнообразные формы диалога учитель – учащиеся, наиболее типичной из которых является руководимое учителем совместное обсуждение решения учебной задачи всем классом, а также другие формы фронтальной работы во время урока.
      Один из вариантов учебного диалога – постановка проблемной ситуации: детям предлагается задание, по внешним признакам похожее на ранее освоенное, но решить которое известными способами они не могут. На доске – математические выражения:
7 + 7 + 7 + 7        13 + 13 + 13 + 13 + 13
10 * 10 * 10          3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3
        Обсуждение мы начинаем после наблюдения с обобщенных вопросов: « Что увидели? Что можете сказать?». Ответы детей: « Это математические выражения. Здесь есть суммы. Есть произведения. Я заметил, что слагаемые и множители в каждом выражении одинаковые» Можно записать короче». Учитель предлагает преобразовать выражения. С суммами дети справляются легко. По аналогии пытаются записать: 10 * 10 * 10 = 10 * 3
       Всегда найдется ученик, который заметит, что данные произведения не равны. Возникает практическое затруднение: в предложенном виде такие записи могут быть слишком длинны, не удобны, а переписать их короче известным способом не удается. Начинается активное выдвижение различных версий и их обсуждение. Дети высказываются свободно, не боятся ошибиться, так как правильного ответа не знает никто. Учитель напоминает о своем обещании познакомить учеников с новом действием, с которым в начальной школе работают только ученики, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, и сегодня на уроке мы можем научиться выполнять его. Реакцией на это сообщение бывают радостные возгласы, положительны эмоции, выраженные мимикой и жестами. После предложения учителя вспомнить, как в математике записывают такие величины, как площадь и объем, дети самостоятельно «открывают» действие «возведение в степень» и без труда преобразуют предложенные произведения, составляют свои задания с новым действием.
       Использование диалоговых форм обучения в учебной деятельности ведет к тому, что у учащихся формируется способность к умению обосновать свои действия, умению задавать вопрос и затребовать информацию для решения задачи от учителя. Дети не боятся обнаружить свои незнания.
       Таким образом, для организации коллективного диалога необходимо:
1. Снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком.
2. Владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога.
3. Использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций.
4. Смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, из закрытой педагогической позиции в открытую.

 


Использованная литература.
1. «Школа педагогического мастерства». Автор-составитель И.С.Белова. Издательство «Учитель», 2008г.
2. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении» Н.П.Слободяник. М.:Айрис–пресс, 2003г.
3. Как организовать учебный диалог в начальной школе? Газета «Первое сентября» - начальная школа №4, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»М. М. Бахтин...

Диалог как приоритетный принцип образовательного процесса.

Диалог как  приоритетный принцип  образовательного процесса....

Диалог культур как методический принцип построения процесса литературного образования учащихся полиэтнических классов: определение и механизмы реализации

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ Слушатель программы повышения квалификации   ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО В УСЛОВИЯ...

Проект «Диалог культур через диалог детей»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...

Формирование умения вести диалог в процессе творческого взаимодействия учащихся

Задачей педагога, формирующего умение вести диалог в процессе творческого взаимодействия учащихся, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса к творческим заданиям, создан...